3. Тема богатства в притчах Иисуса Христа

   Тема богатства — одна из постоянно возникающих в Евангелиях начиная с Нагорной проповеди (Мф. 6:19–21, 24). Евангелие от Луки содержит грозное предупреждение богатым, пресыщенным и смеющимся: Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6:24–25). Это предупреждение является прямой антитезой блаженства нищих, алчущих и плачущих, содержащегося в том же Евангелии (Лк. 6:20–21).
   Согласно Новому Завету, Иисус много говорил о деньгах и богатстве. Почти 15% его записанных учений включают деньги в свои рассуждения, а из 38 притч, которые он передал, 16 касались непосредственно денег.
    Одно из его мощных заявлений, содержащееся в Матфея 19:24, гласит: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие". Это высказывание, хотя и гиперболическое, заключает в себе предостерегающий взгляд Иисуса на накопление богатства.
Частые упоминания Иисуса о деньгах не были произвольными, а отражали его понимание их влияния на поведение человека.
Фразой: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" Иисус, по сути, изложил истину о том, что деньги - это зеркало наших внутренних ценностей. Он часто обсуждал деньги в сочетании с моральными и духовными обязанностями, указывая на свою веру в то, что управление финансами неразрывно связано с отношениями с Богом и другими людьми.

   Лука  проявляет особый интерес к этой теме. Практически в каждой главе его Евангелия и книги Деяния так или иначе упоминаются деньги и материальное имущество. Он печется о бедных, осуждает богатых и размышляет о богатстве и умении им распоряжаться, неоднократно подчеркивая, что следование принципам Божьего Царства требует радикальной переориентации отношения к материальному имуществу.
Теме богатства посвящены три притчи в Ев. от Луки: о неразумном богаче, о неверном управителе и богаче и Лазаре.

                Притча "о неразумном богаче"
                «4.Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. 16.... И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо;льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. 22. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды.
29.Итак, не ищите, что; вам есть, или что; пить, и не беспокойтесь, 30.потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31.наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам 33. Продавайте имения ваши и давайте илостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и  и где моль не съедает; 34. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет ( Лк 12:4-34 )

 Весь эпизод Лк. 12:4-59 скомпонован для того,чтобы заострить внимание на вопросах страха, беспокойства и неуверенности в завтрашнем дне.
Из притчи следует, что полагаться нужно на Бога, а не на материальное имущество; вмешательство смерти нарушает планы человека,который практически не властен над собственной жизнью. .
Богач — это противоположность учению Иисуса о том, что надо отвергнутьси себя, и что тот, кто
хочет сохранить свою душу , потеряет ее (ЛК 9:23-24).
Безумный богач, решивший запереть урожай в житницы,  напоминает человека, который получил один талант и зарыл его в землю, чем тех, кто полученные таланты пустили в оборот и приумножили (Мф. 25:14–30).
Притча показывает, что смысл жизни состоит не в заботах о собственном благополучии и обеспеченном будущем, а чувство удовлетворения от личного богатства — всего лишь иллюзия.

Эта притча так же противоречит нашему привычному мышлению,как и любая другая притча Иисуса.
С точки зрения Иисуса и Луки , материальные блага являются одним из главных препятствий на пути к спасению и жизни с Богом.
Конечно,для жизни и служения необходимы средства, и об этом, например, прекрасно знали женщины, которые служили Иисусу имениями своими (Лк.8:3). Проблема, согласно церковным толкованиям, заключается не в самих материальных благах, а в том,насколько крепко люди к ним привязаны и как используют их .
Однако любая попытка сгладить обличение притчи,утверждая, что дело тут не в богатстве, а в нашем к нему отношении, заранее обречена на провал. Притча подчеркивает, что жизнь хрупка и непредсказуема и призывает полагаться на Бога.

   Первое поколение христиан жило ожиданием и мечтами о ЦБ. Накануне конца мира считалось бесцельным все, что служит только к продлению существующего, в том числе, и семейные ценности... Полагалось избегать также всего, что привязывает человека к земному, всего, что отвлекает его мысли от небесного:
"Истинно говорю вам, кто оставит свой дом, жену, братьев, родных, детей ради Царства Божия, тому возвратится сторицей в этом мире, а в будущем он получит жизнь вечную"
 "Для чего собирать в сокровищницы? ЦБ приближается...продавайте имения ваши и давайте милостыню, приготовляйте сокровище, не оскудевающее на небесах.."

              Притча «о неверном управителе, проворовавшемся слуге,
                раздавшем имение своего хозяина»

 «1.Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2.и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. 3.Тогда управитель сказал сам себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. 5.И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? 6.Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. 7.Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. 8.И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лк 16:1-9)

Итак, Господин, которому становится известно о том, что управляющий его имением разбазаривал хозяйский капитал, сообщает ему о предстоящем увольнении. Тогда управляющий списывает должникам хозяина огромную часть долга, чтобы обеспечить себе их благосклонное расположение после того, как будет уволен. Хозяин узнает об этой махинации, но вместо того, чтобы наказать мошенника,хвалит его за сообразительность. Так что же в действиях управляющего оказалось достойным хозяйской похвалы?
Списывая долги, он тем самым лишь подтвердил свою репутацию расточителя чужого имения. Получается, что хозяин за одни и те же действия вначале собирается лишить вороватого управляющего должности, а потом — хвалит и поощряет.
Почему господин (и тем более Иисус) хвалит управителе за поступки,которые выглядят нечестными?

Митрополит Антоний Сурожский говорил об этой притче так:
«Подобны домоправителю все мы. Всем нам, каждому из нас без исключения поручено заботиться об имуществе Божием, а не нашем, потому что нашего имущества нет и не может быть; всё — Божие или Богом дано каким-то другим людям. Но мы заботимся о нем или небрежно, или прямо-таки нечестно, стараемся свою выгоду получить из того, что принадлежит не нам… В этом центр тяжести всей притчи: не в том, что он был честен или нечестен, а в том, что никакое добро нам не принадлежит: мы все домоправители, все плохо правим Божиим добром, но, несмотря на это, если мы через наше управление, каково бы оно ни было, родим в других людях благодарность и любовь, то этим можем себя спасти»
   Иначе говоря, согласно церковным толкованиям, управитель был поставлен раздавать, а не присваивать. Поэтому, когда он стал списывать чужие долги за счет хозяйского имения, то вовсе не обманывал хозяина, а просто вернулся к исполнению своих прямых обязанностей. И заслужил от хозяина похвалу.
   У притчи сушествует неимоверное количество разных трактовок, но наиболее важными для общего обзора будут следующие
   1.Согласно традиционной интерпретации, характерной для первой христианской церкви, в этой притче одобряется мудрость управителя (в частности, его мудрость в распоряжении деньгами), а не его нечестность.
Первая церковь видела в притче урок о правильном использовании богатства;
мысль о мудрости по отношению к деньгам сочетается в притче с упором на эсхатологический характер Божьего Царства. Иисус подчеркивает, что пришествие Его Царства меняет представления людей и том, как следует расходовать деньги

  2.Одна из популярных версий истолкования предполагает, что, скостив долги, управитель отказался от собственного вознаграждения (основанного на взимаемых процентах), т.е.поступил в соответствии с законом: он вычел комиссионные, причитавшиеся лично ему . Таким образом хозяин не лишился причитавшихся ему денег, а все убытки принял на себя слуга. Нанесенный ущерб был отчасти компенсирован, а управитель приобрел друзей, готовых позаботиться о нем после увольнения.
   Однако, вывод о том, что управитель честно уменьшил ту часть долга, которая составляла его собственный доход или незаконные проценты, не выдерживает критического рассмотрения.Долги в притче очень крупные. Исследователями подсчитано, что в каждом случае управитель снижал долг на одинаковую сумму, примерно на 500 динариев, что равнялось плате среднего работника за два с лишним года.
Если учесть, какие огромные суммы срезались должникам , то если бы он действительно присваивал себе такие деньги, даже лишившись работы, ему не о чем было бы беспокоиться.
Стандартные проценты не соответствуют размерам прощенного долга, так что вывод, что управитель срезал только проценты,ошибочен. Более того, в тексте нет ничего, что подводило бы к такой мысли. .Управителя поймали на мошенничестве, а он пытается исправить положение хорошо рассчитанным обманом. В притче все указывает на то, что управитель просто пытался спасти свою шкуру В реальности управителя, скорее всего, предали бы суду и наказанию, но притчи носит псевдореалистический характер.

Получается, что господин похвалил управителя за сметливость, догадливость или мудрость, которые помогли ему обеспечить себе будущее.

   3.Действия управителя выставляют господина в хорошем свете, и если бы господин осудил поступок своего слуги, это выглядело бы немилосердно и неправедно. Приняв действия управителя, господин приобрел репутацию набожного человека.
   4.Некоторые исследователи считают, что в действиях управителя отражен Сам Иисус, и притча является Его биографией.
Иисус, действуя от имени Бога, отпускает людям их долги перед Ним...
   Но можно педположить и такую оценку этой  притчи:
Притча на живом и конкретном примере из жизни рассказывает о проворовавшемся торгаше, осознавшем, что людская благодарность важнее любых земных сокровищ
 
                Притча «о богаче и Лазаре»

    Итак, один из ключевых мотивов проповеди Иисуса: если человек богат, то вероятность того, что он попадёт в Царство Божие,очень мала,  не больше, чем если верблюду удастся пройти через игольное ушко.
При этом богатство само по себе, может , и не плохо,  но тем не менее, наличие у человека «богатства», как ИЗБЫТКА средств ( «излишество», «роскошь» ), уже означает, что человек НЕ ДЕЛИТСЯ. А фундаментальная задача человека, желающего войти в ЦБ, — делиться,щедро помогать другим.
Принципиальная для этой темы ситуация разбирается в притче "о богаче и Лазаре"

   "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят."
— Лк. 16:19-31

   В притче действие переносится в мир последующий.
В загробном мире статус богача и нищего переворачивается:нищий попадает на лоно Авраамово, богач - в ад . В ответ на мольбы страдающего богача «умилосердись надо мной…ибо я мучаюсь в пламени» Авраам разъясняет ситуацию:
«Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь-злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».
Богач перестает молить о смягчении собственной участи и думает уже о братьях, которые остались на земле….
Притча о богаче и Лазаре ниспровергает традиционную еврейскую мудрость, видевшую в богатстве Божье благословение, а в нищете - наказание дурным.
Впоследствии эта притча получила название притчи "о злом богаче". Но это притча "просто о богаче" и о «просто нищем».В притче нет подробностей в поведении богача и Лазаря, богач не описан , как злой или бессердечный человек.  Ничего не сообщается и о благочестии Лазаря, он не восхваляется в притче и не одобряется его жизнь на земле. Иисус просто представляет нищего Лазаря как  спасенного , а  богача - как пребывающего в муках ада…
В контексте притчи сказано, что фарисеи смеялись над Христом (Лук.16:14). Причина такого смеха вероятно, в том, что они не верили в рассказы Христа о Царстве Божьем, о том, что Писание  говорит о Христе.

   Ученики и последователи Христа, иудео-христиане- эбиониты, которые продолжали держаться закона Моисея, отвергали собственность, считая, что богатый отвержен только потому, что он богатый, и нищий блажен уже потому, что он нищий. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк 6. 24). Именно поэтому Бультман видел в этой притче единственно «эвионитскую» притчу , служащую иллюстрацией к Евангелию от Луки.Предполагается, что богатый сполна получил то, чего он желал, в жизни и что он не желал ничего другого, кроме того, чтобы быть богатым. Выглядит так, что формулировка 6:24 относится к ЛЮБОМУ богачу...
   С другой стороны, потому ли Лазарь «блажен» ,что он был «нищим»? Можно предположить, что он – человек, оказавшийся на пределе человеческой нищеты , что Он отчаялся помочь сам себе, и ему остается только ждать помощи, хотя в притче не говорится о том, что он ждет помощи ,«с надеждой протягивая свои пустые руки к Богу.»
   Получается, что богач попал в ад, потому что был богачом, потому что не раздал свое имение бедным, потому что ел хорошо и жил «роскошно» , в отличие от «лазарей» у его порога.
Иногда отмечают «негостеприимство» богача, его эгоизм.
Следует заметить , что Лазарь лежал не где-нибудь, а именно возле дома богача;
не потому ли, что там всё-таки оказывали помощь? Нищий, скорее всего,  не будет лежать там, где ничего не подают. Да и сколько таких нищих окружало богача мы тоже не знаем...
При всём желании нельзя найти в этой притче грех богача, адекватный наказанию:вечным адским мукам.  Ни слова - о жестокосердии, жадности и т.д., не отрицается и вероятность того, что помогал бедным..Вина "сребролюбца"- в "неправильном" распоряжении собственным богатством, которым, как утверждается, надо распоряжаться исключительно по "воле Божьей", а в конкретном случае - раздать бедным.
Да и о «бедных» нельзя наверно, говорить «в целом». Среди нищих не только больные калеки. Большинство -просто бездельники, не желающие работать, для которых легче питаться и вообще — существовать за счёт «милостыни».
Как уже говорилось, Лука сообщает о фарисеях, которые «смеялись» над словами Христа. Именно к ним Он и обращается в притче о богаче. Возможно, среди этих "смеющихся" мог бы оказаться и  "богач" из притчи или его братья.

 По мнению Христа, фарисеи небрежно относились к Св.Писанию, не помогали нищим по причине "сребролюбия". В притче на примере богача Иисус показывает фарисеям их будущую "участь": им уготован ад, они испытают то же, что этот  бывший богач,если не придут к покаянию, не поверят в Него...
 Цель притчи - показать суверенную волю Бога в спасении, а Лазаря - как одного тех, кого Бог спасает.


Рецензии