Кант и Толстой о владении землей

     В "Пути жизни" Л.Н.Толстого свыше 30 цитат из произведений Канта. Среди них особняком стоит такой фрагмент: "Все люди с самого начала и прежде всякого юридического акта находятся во владении землею, т. е. имеют право быть там, где природа или случайность поместила их". Эти слова Толстой воспроизвел весьма точно, они взяты из "Метафизики нравов" Канта, из первой части этого масштабного произведения, которая посвящена праву (вторая часть – о морали). В оригинале цитата звучит так: "Alle Menschen sind urspr;nglich (d. i. vor allem rechtlichen Akt der Willk;r) im rechtm;;igen Besitz des Bodens, d. i. sie haben ein Recht, da zu sein, wohin sie die Natur oder der Zufall (ohne ihren Willen) gesetzt hat". Вот перевод: "Все люди изначально (т. е. до всякого правового акта произволения) находятся в правосообразном владении землей, т. е. имеют право жить там, куда их определила природа или случай (независимо от их воли)" (перевод дан по 5 тому русско-немецкого издания кантовских текстов). 
      Налицо, казалось бы, полное совпадение взглядов Канта и Толстого. Кант, который симпатизировал, как и многие мыслители эпохи Просвещения, нормам  естественного права, провозглашает вполне закономерный тезис о праве личности распоряжаться природными богатствами. Эта цитата была включена Толстым в главу "Корыстолюбие", раздел II "Преступность земельной собственности". У неискушенного читателя "Пути жизни" может возникнуть впечатление, что Кант целиком и полностью находился в русле толстовского мировидения, а данная цитата является тезисом, подтверждающим естественное право распоряжения землей – вполне в духе теории любимого Толстым Генри Джорджа.
      Но на самом деле это не так. В своем масштабном сочинении Кант размышляет отнюдь не о приоритете естественного права над правовыми основаниями гражданского общества, совсем наоборот. И Кант не выступает противником собственности, в том числе земельной. Обращение к естественному состоянию, представлениям о естественном праве в сочинении немецкого философа связано со стремлением раскрыть сущностные, корневые особенности правовых представлений, показать, что право и справедливость (Recht und Gerechtigkeit), имеющие в немецком языке единый корень, неразрывно связаны. Что же касается собственности, но Кант не был ее противником, наоборот, он полагал, что именно при гражданском устройстве понятие собственности приобретает устойчивый характер. Словом, если бы Толстой прочитал всю "Метафизику нравов" (или хотя бы первую часть сочинения), то вся иллюзия единомыслия с любимым Кантом для Л.Н. вмиг бы испарилась. Кто знает, может, он и исключил бы эту цитату из "Пути жизни"...
      Но Толстой "Метафизику нравов" не читал. Цитату эту он, видимо, взял из сборника высказываний Канта. И в "Пути жизни" она соседствует с большим количеством эгалитаристских фрагментов, мыслей о несомненном грехе богатства и приобретения благ. Но сама по себе эта мысль, конечно, Канту не чужда, она не является случайной, она содержит глубокое и искреннее убеждение в естественности доправовых, изначальных притязаний на блага, полученные от пользования природными богатствами.

      


Рецензии