Так нечего её вам и читати!

Моя бабушка старалась оберегать меня от ненужного чтения, убеждая, что в этом деле ещё строже следует соблюдать личную гигиену, чем в вопросах питания или ухода за телом. Когда я брал в руки очередную бесполезную книжку, которую она, в лучшем случае, считала жвачкой для зрения, я неизменно выслушивал рекомендацию её гимназического наставника, отца Евстафия: «Читали ли вы эту книгу? Читали?! Так нечего её вам и читати! А читали ли вы эту книгу? Нет? Так нечего её вам и читати!»
Честно говоря, если бы я некогда в стенах учебного заведения выслушал подобное наставление, да ещё и произнесённое хорошо поставленным голосом, уходящим в напевный речитатив, то я тоже бы его навсегда запомнил. Но всё понимая и осознавая мудрость бабушкиного наставника, я всё равно почему-то не прекращал вредоносного чтения. Оттого в своём классе я, пожалуй, был самым посвящённым в легковесную беллетристику, и все школьные сочинения писал исключительно на свободные темы. Но восторгов от моей «начитанности» мои учителя не испытывали. Наверное, им тоже хотелось бы сказать мне нечто в духе отца Евстафия, но звание учителя литературы этого сделать не позволяло.
В институте я был дружен со своим сокурсником Ваней, отец которого, известный художник, запрещал сыну прикасаться к классическим образцам и нагружал его память разного рода модернистской чепухой. Ваня в совершенстве знал всякого третьестепенного живописца и мог рассказать о любых ухищрениях и хитрых творческих приёмах, позволявшим даже не осенённым божественным даром художникам пробиться в стан знаменитостей, включив своё имя в искусствоведческий кондуит. Но сам Ваня писал исключительно в академической манере и затыкал уши, когда педагоги рассказывали про какой-нибудь круглый или покатый квадрат.
Надо сказать, что я тоже со временем перестал прикасаться к своей личной библиотеке, предпочитая брать книги в Публичке. А если мне всё-таки случалось вернуться к своему прежнему увлечению, то я, открывая книгу, будто бы не узнавал ни одной буквы и запутывался в первом же абзаце. Но стараясь вникнуть в прочитанное, я вновь и вновь возвращался к начальной буквице, точно катил в гору сизифов камень и не мог его удержать. Он вертляво вихлял в поиске надёжной смысловой почвы и обычно уже на третьей строчке неотвратимо грохотал вниз.
Что тут поделаешь? Гигиена – очень хорошая вещь, но добиться стойкого иммунитета её соблюдением практически невозможно. Надо просто переболеть от её несоблюдения. И тогда мы сможем обрести независимость не только от вредных привычек, но и от своего прошлого, счастливо пребывая в душевном равновесии и подобающей чистоте.


Рецензии
У меня был свой опыт "читать-не читать". Очень рискованный. Из крайности в крайность. Дочь читала с 4-х лет. К школе уже была близорукость. Если я отнимала у неё книгу, она брала журнал. Отнимала журнал - брала газету. Сыну я решила сохранить зрение. Читала ему сама. В первый класс не читающим он пришёл один. Скорость чтения к концу 1-й четверти - 7 слов в минуту. Но чудо всё-таки случилось. В конце 1-го класса я читала ему повесть В.Бианки про рысёнка Мурзука. На самом интересном месте я прервалась (умышленно), сказав, что мне надо отлучиться на кухню. Когда вернулась, он меня не видел, он с упоением читал книгу с мелким шрифтом. После этого в классе стал одним из самых читающих.

Ольга Глечикова   04.01.2025 12:36     Заявить о нарушении
Ничего удивительного, Ольга. Рассказами Виталия Бианки можно увлечь любого ребёнка. Мне как-то удалось пропустить его и ещё целый ряд замечательных авторов в раннем детстве, поскольку моё внимание сразу почему-то привлекли «взрослые» сказки Каверина, Шварца, Волкова и Бажова. Но когда в студенчестве я открыл Бианки, то уподобился Вашему сыну, «проглатывая» один его рассказ за другим. Спасибо. Удачи Вам!

Виктор Меркушев   04.01.2025 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.