ЮФУ может стать пилотным проектом модернизации
... Мы должны воспроизводить национально-ориентированную элиту, способную двигать вперед науку, руководить современным производством, представлять интересы страны в международных проектах. Но любая инновация – это уже, по определению, нечто нестандартное, отрицающее сложившееся положение дел. Если мы хотим, чтобы в международных рейтингах появились российские вузы, нужны не только нестандартные решения исполнителей – нужны доверие и поддержка со стороны государства.
Существующая сегодня нормативно-правовая база национального проекта «Образование» не всегда отвечает задачам, поставленным Президентом, и, если мы хотим добиться поставленной цели, – нужны кардинальные изменения в структуре управления государственными университетами. В этом плане создание Южного федерального университета может стать «пилотным» проектом модернизации нашего высшего образования.
ЮФУ может стать пилотным проектом модернизации высшего образования
На вопросы о реформе высшего образования отвечает Ректор ТРТУ, профессор кафедры инженерной психологии
Владислав Георгиевич Захаревич
– Владислав Георгиевич, что Вы считаете главным итогом первого года реализации национального проекта «Образование»? Как национальный проект отразился на работе Вашего Университета?
- Думаю, что главные итоги первого года реализации национального проекта все-таки должно подводить Правительство. Главное для нас – осознание коллективом того, что «Рубикон перейден», обратной дороги нет, и двигаться надо только вперед. Говорить же о том, насколько национальный проект повлиял на работу Университета, на организацию учебного процесса или научно-исследовательскую деятельность его подразделений, мне кажется, еще рано.
Главное, на мой взгляд, то, что реформа системы российского образования проводится комплексно, что национальный проект «Образование» касается не только высшего профессионального образования, но и системы общего образования в целом. Это правильно и очень своевременно, поскольку именно в общеобразовательной школе кроются корни многих проблем из тех, которые мы вынуждены потом решать в вузах.
Поэтому я хочу сразу расставить акценты, полностью разделяя высказывание Владислава Суркова: «Реализация национальных проектов – это не раздача денег, это попытка выработать новые подходы в реализации политики по основным направлениям».
Нам поставлена задача – воспитывать в вузах исследователей, которые в будущем смогут генерировать новые знания, не оглядываясь на авторитеты и каноны. Инновации в принципе невозможны без свободных, творческих студентов.
Но есть и другой, не менее важный аспект деятельности высшей школы – именно вузы должны воспроизводить национально-ориентированную элиту, способную двигать вперед науку, руководить современным производством, представлять интересы страны в международных проектах. Чтобы получить такого специалиста, безусловно, нужны и новое, самое современной оборудование, и достойное финансирование. Сегодня уже очевидно, что без внимания со стороны государства и работодателей решить эту задачу практически невозможно.
Между тем, в этом году в нашем университете сложилась совершенно уникальная ситуация: во-первых, мы вошли в число 17 лучших вузов России, победивших в открытом творческом конкурсе инновационных образовательных проектов, который проводился Министерством образования и науки РФ, и в результате Университет может рассчитывать на дополнительную государственную поддержку в виде соответствующих субсидий, выделенных для этих целей.
А во-вторых, наш Университет стал участником другого уникального проекта – создания Южного федерального университета (ЮФУ). Сегодня среди оборудования, закупленного или заказанного Таганрогским государственным радиотехническим университетом в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», есть новейшие электронные системы, пакеты программ моделирования и проектирования, современные технологии ведущих российских и зарубежных фирм. К сожалению, у нас пока еще недостаточно опыта конкурсной закупки оборудования.
- Как, на Ваш взгляд, национальный проект «Образование» отразился на развитии российского высшего образования в целом?
- Вопрос, как вы сами понимаете, риторический. Однако я глубоко убежден, что конечный результат будет положительным, иначе зачем жить и работать на пределе? Наверное, есть руководители, которые скептически относятся ко всем новациям и осторожно ждут 2008 года. Но раз вопрос адресован мне – отвечу: дача и рыбалка нас пока подождут – много работы.
- Какие проблемы, общие для всех вузов, уже выявились в процессе реализации национального проекта? С какими трудностями в течение этого года столкнулся Ваш университет?
- Одну проблему я уже назвал – это отсутствие опыта конкурсной закупки оборудования. Другая проблема, на мой взгляд, заключается в несоответствии действующего законодательства, регулирующего деятельность учебных заведений, инновационным, нестандартным шагам, которые свойственны лидерам.
Как небольшую, но победу в этом направлении я расцениваю принятие ФЗ «Об автономных учреждениях». Не буду скрывать: я положительно оцениваю также отклоненный пока проект ФЗ «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях».
Уверен, что принятие именно этого закона поможет разрешить многие вопросы из тех, что сегодня не имеют решения.
Еще одна проблема. Лучше всего ее – не только российскую, но и мировую – сформулировал Люк И. Вебер: «Университетские лидеры часто жалуются на то, что преподавательский состав более предан своим внутренним порядкам, чем своему университету.
Профессорско-преподавательский состав критикуется и за нечувствительность к потребностям общества, которому он вроде бы должен служить, а также за близорукость по отношению к изменяющимся потребностям и ожиданиям общества. Это очень сложная проблема, так как желание общества поддерживать свои университеты очень сильно зависит от убеждения в том, что высшим учебным заведениям это не безразлично».
Что касается опыта нашего Университета, могу констатировать, что в связи с обязательным условием софинансирования проекта сейчас все подразделения Университета находятся в очень трудном финансовом положении. К сожалению, пока говорить о каком-либо материальном благоденствии инженеров, сотрудников и преподавателей, участвующих в проекте, не приходится. В организационном плане вузу сейчас значительно тяжелее, чем раньше.
- Какие из встретившихся проблем Вам так и не удалось преодолеть в течение 2006 года и почему?
Проблем, естественно, больше, но я назову «навскидку» три, может быть, главные. Согласно закону №127–ФЗ «О науке и научно-технической политике» университеты, несмотря на всю их научную деятельность, не являются научными организациями. В этой связи нам стоит большого труда объединять усилия с академическими институтами по родственным темам исследований. Приходится преодолевать массу преград при попытках организовать хоть какое-то взаимодействие.
Вторая проблема, тоже организационно-правовая, состоит в том, что вуз – это учреждение, а значит, при выполнении инновационного проекта любое изменение, даже самое незначительное, требует согласования с учредителем. Например, если требуется увеличить закупку программного обеспечения на пару миллионов рублей, уменьшая, правда, на эту же сумму стоимость оборудования, то есть не меняя общую сумму закупки, необходимо согласие Минобрнауки.
А это – одиннадцать согласующих подписей! Наш годовой консолидированный бюджет превышает 500 млн рублей, причем из них собственно бюджетных средств только 150 млн рублей, а взять кредит даже на 5 млн рублей мы не можем, потому что это запрещает Бюджетный кодекс.
Таким образом, существующая законодательная база не способствует успешному и эффективному функционированию вузов, и в этом плане национальный проект нам не помог.
Справка: В.Г. Захаревич был награжден орденами «Знак Почёта» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью «За освоение целинных земель» и др. Являлся действительным членом девяти отраслевых академий, президентом Северо-Кавказского отделения Академии инженерных наук, вице-президентом Ассоциации технических университетов Южного федерального округа, лауреатом премии Правительства РФ в области науки и техники, Заслуженным работником высшей школы РФ. Звание «Почетный гражданин г. Таганрога» было присвоено Владиславу Георгиевичу Захаревичу в 2006
Опубликовано в печатной версии журнала «Национальные проекты».
Беседовала Жанна Лабутина
Свидетельство о публикации №224071100137