Кино на все времена-4

Ох,  уж этот
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ!

***
Заметки  о фильме  Л. Гайдая
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.). 

( Продолжение.
Начало цикла
«Кино на все времена»  см.:
http://proza.ru/2024/05/07/1453
http://proza.ru/2024/07/04/747
http://proza.ru/2024/07/09/290 ).

***

Нет, не верю!
Смотрел это кино, словно вчера, радуясь сюжету,
актерам,комедийным ситуациям и песням…
Смотрел вместе с отцом,фронтовиком и сельским учителем,
что жил и здравствовал рядом! Да и сам  всего 3 года,
как отслужил  «срочную»,где в августе 1968 г. входил из
Закарпатья через Карпаты и Татры в братскую Чехословакию,
лишь на день опередив спешащие туда войска НАТО…
Вернулся домой сержантом.
И что, полвека уже за спиной?
Отца давно нет, а войска НАТО у нашего порога –
на Украине! Не сон ли все это?
 
Не сон… 
А фильму Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»
в прошлом году исполнилось 50. Но он,как и тогда, в моей
юности, все еще молод!

Пролистаем вместе его
памятные вехи…

      1.АКТЕРЫ И РОЛИ

С чего все начиналось? 
Да с Шурика, полюбившегося нам с легкой руки режиссера Л.Гайдая
по фильмам «Операция Ы и другие приключения Шурика»,
«Кавказская пленница».

Даже  рабочее название своей новой картины  «Иван Васильевич меняет
профессию» режиссер Леонид Гайдай дополняет вставкой
«или Совершенно новые приключения Шурика».

Понятно, что фильм задуман под любимого героя режиссера
студента Шурика в исполнении Александра
Демьяненко. 

На эту роль претендовали также актеры Олег Видов и Валерий
Погорельцев, но Гайдай изначально видел в изобретателе машины
времени инженере Тимофееве повзрослевшего студента Шурика
из своих первых комедий, а потому составить конкуренцию
Александру Демьяненко эти актеры не могли
по определению…

А вот в роли царя Ивана Грозного и управляющего Бунши
Гайдай видел только актера Юрия Никулина!
Но тот от предложенной роли наотрез отказался! Почему?
Существуют разные версии его отказа –
не отпустили из цирка,актер посчитал, что фильм по пьесе
«опального» Булгакова положат на полку, возникшие
творческие разногласия с режиссером…   

Но факт остается фактом: Никулин от роли отказался!
Гайдай пытался заменить его на Георгия Вицина, но такой
царь не убедил худсовет!

Самые удачные пробы вышли у Евгения Евстигнеева: и царь
серьезный, и его зам из будущего – управдом , что надо!
Но случился казус, которого никто не ожидал. Гайдай сказал
Евстигнееву реплику из сценария: « Когда вы говорите, у меня
такое ощущение,  что вы бредите!». Евгений еще не ознакомился
со сценарием, а потому принял реплику на свой счет и ушел,
хлопнув дверью!

Так Гайдай вновь остался без актера на главную роль!
 
Ему случайно предложили попробовать актера Юрия Яковлева,
с которым он еще не работал. И выбор оказался точным –
Гайдаю пробы понравились, а Яковлев получил для себя одну
из самых ярких ролей в кино!

А вот в роли Милославского должен быть на экране Андрей
Миронов – связку Никулин-Миронов из «Бриллиантовой
руки» Гайдай намечал повторить и по этому фильму.
Но после того, как Буншей и царем стал не Никулин, а
Яковлев,- пришлось искать и нового Милославского,
прежняя связка не сработала,
с Яковлевым у Миронова
дуэт не сложился…

На роль домушника претендовали  Вячеслав Невинный,
Георгий Бурков,  Георгий Юматов, Анатолий Кузнецов,
Сергей Никоненко. Но Гайдай выбрал Леонида Куравлева. 

На роль супруги изобретателя претендовали три Натальи
сразу - Гундарева, Гвоздикова
и Селезнева. На кастинге
победила Наталья
Селезнева.

Удачными оказались фотопробы на роль дьячка у актера
Савелия Крамарова.

А вот Михаил Пуговкин и  Наталья Крачковская попали
в фильм без кинопроб!

      2.По вине журнала
       «СОВЕТСКИЙ ЭКРАН» …

Да, именно он  дал импульс режиссеру  Гайдаю
к фильму «Иван Васильевич меняет профессию".

Пьеса М. Булгакова «Иван Васильевич», на которую
опирается  сюжет фильма,
была написана в 1935 г., 
а впервые опубликована
в 1965 г. Но к идее снять фильм об Иване Грозном
Гайдая натолкнула не сама пьеса, а спектакль по ней,
поставленный Театром киноактера.

Причем, в массовках спектакля на пиру у Ивана Грозного
играла молодая актриса Нина Маслова. Позже она же
снималсь уже в фильме
Гайдая  в роли царицы, а
царя в том еще спектакле
играл актер Аркадий
Толбухин.

Теперь о журнале «Советский  экран», где был помещен
фоторепортаж «Царь Иван Грозный гуляет по  современной
Москве». В роли царя гулял по Москве как раз актер Аркадий
Толбухин. Его-то и подметил в журнале режиссер Гайдай,
загоревшись идеей перенести государя всея Руси из ХУ1 века
в Москву 1960-х! 

      3.МАШИНА ВРЕМЕНИ -
        из самогонного
        аппарата!

Машину времени инженера Тимофеева, которого воплотил
на экране Александр Демьяненко, «довел до ума» скульптор Вячеслав
Почечуев. Он взял за образец самогонный аппарат из
комедии Гайдая «Самогонщики» и для вящего эффекта добавил
в конструкцию кое-где стеклянные трубки…

Вот вам и Машина 
времени!

Немало импровизаций актеров
и режиссера вошло в фильм
в ходе съемок. Так, Гайдай привнес в сюжет эпизод,
когда царь сел на
магнитофон и, услышав
пение Высоцкого,
прослезился…

И черную икру на царском
балу актеры ели ложками настоящую! Для пущей достоверности тут постарался
режиссер Гайдай,приобрев
дефицитный продукт
за свои денежки!

На роль царя,кроме
Яковлева,  претендовал и Владимир Этуш. Но его персонаж
«товарищ Саахов» из
«Кавказской пленницы»
был столь очевиден
на слуху и виду, что царя
в нем никто уже не воспринимал...
Но он блестяще сыграл в фильме доктора Шпака,
обворованного
Милославским.

И еще штрих. Фраза «Поелику мы зело на самолет опаздываем»
принадлежит режиссеру Карпу Якину, которого образно воплотил
на экране Михаил Пуговкин.
После выхода фильма многие подметили, что персонаж
Якин –это
«карикатура  в стенгазете» 
на мэтра советского кино
режиссера Ивана Пырьева…
 
Музыку ко всем песням фильма  написал композитор Александр
Зацепин на слова Леонида Дербенева. Актер Валерий Золотухин
исполнил песню «Разговор со счастьем» («Счастье вдруг,
в тишине…»).
Песню «Кап-кап» («Маруся») исполнил дуэт Борис Кузнецов
и Лев Полосин с хором Московского военного округа.
Песню «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга») вначале
исполнила София Ротару, но исполнение не подошло для комедии
и типажа  Натальи Селезневой, а потому видеоклип сняли
с певицей Ниной Бродской.

А композитор Зацепин и поэт Дербенев на долгие годы стали 
«штатными авторами» режиссера Леонида Иовича Гайдая ,
создав мощный творческий триумфат!

11.07.2024 г.

(Продолжение цикла следует)

Фото из интернета


Рецензии
Володя, здравствуйте!

Вы так интересно рассказываете об истории создания фильмов!

Эти фильмы давно вошли в нашу жизнь, стали частью нашей истории и, наверное, биографии и представить их в каком-то ином виде, с иными актерами - вообразить невозможно!
А Вы выдаете такие удивительные факты!
Как бы я без Вас узнала, что Яковлев на роль царя попал случайно?
А сыграл и Буншу, и царя мастерски! Ни Вицина, ни Никулина в этой роли и представить не могу.
Да и остальные, Куравлев, Этуш, Селезнева, Пуговкин, - все очень органично вписались и вместе сотворили шедевр на века.

А "Машину времени" сконструировали к фильму весьма оригинально, причем никаких ассоциций с самогонным аппаратом не возникало.

Благодарю Вас, Володя, за интереснейшие факты и теплые воспоминания о том, что поистине входило в нашу культуру!

Самого всего Вам доброго!

С уважением,

Нина Апенько   17.10.2024 13:03     Заявить о нарушении
Мой поклон, Нина, творческому прочтению и дружескому общению!

А названных гостей
с иных волостей,
что вклиниваются
в наше общение,
подчёркивая лично
свою мудрость, -
я благополучно
удаляю!
Жить им без нас
не мешаю... ( Влез тут
один непрошенный читатель -
взялся учить нас, как на
свете жить, что читать
и кого любить ...).

С теплом и добром -
Володя

Владимир Федулов   17.10.2024 16:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.