Схема охвата?..
Недавно один известный писатель, в интервью с ним, сказал, что существуют обязательные условия, при которых может появиться значительная художественная проза об определённом историческом событии, созданная его непосредственными участниками.
По мнению писателя для того, чтобы появилась хорошая проза о событии, среди его участников должны быть люди с литературным образованием, полученным или до, или непосредственно после участия в событии.
Литературный институт, литературные курсы с ускоренной программой обучения, чтение значительного числа произведений выдающихся, известных, то есть маститых авторов - вот те способы, которые назвал писатель. Способы, которыми можно получить от участников исторического события достойные внимания литературно-художественные произведения о нём. О событии.
Не будем спорить с выдающимся писателем, который, как все профессиональные литераторы, опять забыл о самоучках.
Действительно, у самоучек, пока они молоды, нет времени, чтобы совершенствовать свою авторскую манеру, а когда у них появляется время на это, то пропадает острота памяти о событии, в котором возможному автору пришлось непосредственно участвовать.
Неплохо бы тем самоучкам, которые непосредственно участвовали в историческом событии и которые хотят об этом событии создать значительные прозаические произведения, но не заканчивали ни литературный институт, ни даже литературные курсы, иметь под рукой самоучитель.
Для тех самоучек, которые хотят об исторических событиях создавать значительные прозаические произведения, неплохо было бы создать самоучитель или учебное пособие под названием: "Художественная проза в современном мире".
Данное пособие или данный самоучитель пока не создан, но его можно заменить перечнем-списком прозаических произведений, которые самоучке необходимо прочитать, чтобы выработать свою собственную авторскую манеру.
Писатель нигде в своём интервью не сказал, что для того, чтобы выработать свою авторскую манеру, сочинителю нужно охватить вниманием всю мировую художественную прозу.
Возможно ли это: охватить своим вниманием всю художественную прозу одному конкретному человеку? Нет, конечно. И хотя даже В.И. Ленин возражал против навязывания всем писателям одной схемы развития своей авторской манеры, совсем без схем не обойтись.
Для того, чтобы самоучке составить перечень-список произведений художественной прозе, ему предстоит выбрать своё определение мирового литературно-художественного процесса или хотя бы процесса в художественной прозе современного мира.
Художественную прозу современного мира можно представить как создание художественно-прозаических произведений в семи великих художественных литературах мирах и авторами, которые не принадлежат ни к одной из семи великих литератур.
До сих пор, до двадцатых годов двадцать первого века, существует очень много людей, которые великими литературами считают американскую, английскую, испанскую, литиноамериканскую, немецкую, русскую и французскую художественные литературы.
Для тех, кому обидно из-за того, что великими литературами не названы арабская, венгерская, итальянская, румынская, китайская литература, остаётся восьмой раздел или учебного пособия, или перечня- списка под названием: "Художественная проза в современном мире".
Какие произведения включать в семь разделов данного перечня? Это дело вкуса самоучки-сочинителя и его наставника, если таковой имеется.
Есть мнение, что, например, а испанский раздел списка "Художественная проза в современном мире" нужно включить произведения таких испанских авторов, как Мигель де Сервантес Сааведра, хотя он и творил в далёком прошлом, Антонио Муньоса Молины ("Польский всадник"), Мигеля де Унамуно (хотя бы "Туман", а лучше сразу несколько его произведений) и Франсиско Аялы.
С составлением русского раздела списка легко может справиться тот автор-самоучка, который устремлён на создание значительной художественной прозы о таком историческом событии, как Специальная Военная Операция.
В русский раздел данного списка обязательно должна войти, для прочтения или перечитывания "Война и мир" Льва Николаевича Толстого, произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945-го года таких авторов, как Виктор Астафьев, Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Вячеслав Кондратьев и других капитанов и лейтенантов, непосредственно участвовавших в Великой Отечественной войне.
Во французский раздел списка "Художественная проза" часто рекомендуют включать произведения Марселя Пруста, Франсуа Нурисье, Анри де Монтерлана, Альфреда де Мюссе, Марселя Эме.
Тем авторам-самоучкам, которые хотят создавать фантастическую прозу, неплохо бы ознакомиться с произведениями не только Жюля Верна, но и Филиппа Огюста Матиаса Вилье де Лиль-Адана. Да, не только с арабскими писателями, но и с французскими авторами такое бывает: одно их имя-фамилия занимает, если не абзац, то хотя бы довольно длинную строчку.
Автор данного эссе рекомендует авторам-самоучкам включить во французский раздел художественной прозы "Цитадель" Антуана де Сент-Экзюпери: оригинальный взгляд на власть, очень много строк, которые хочется запомнить и цитировать. Очень похож на "Цитадель" Сент-Экзюпери "Алхимик" П.Коэльо. С первых строк "Цитадели", в отличие от "Государя" Никколо Макиавелли, не очень понятно: на стороне ли своего государя сам Сент-Экзюпери? И это захватывает, а сами мысли, представленные в "Цитадели" могут научить автора-самоучку афористичности как мышления, так и сочинительства.
В связи с тем, как развивается мир в двадцатые годы двадцать первого века, многие эксперты рекомендуют в восьмой раздел перечня произведений, не входящих ни в американскую, ни в английскую, ни в испанскую, ни в латиноамериканскую, ни в немецкую, ни в русскую, ни во французскую великие художественные литературы, внести произведения таких китайских авторов как Лао Шэ, Лу Синь и Мо Янь ("Страна вина", "Большая грудь, широкий зад").
Да, когда автор-самоучка составит список, а времени больше у него не появится, он может ужаснуться и отшатнуться от своего желания написать большое произведение о том историческом событии, в котором он непосредственно участвовал, если для осуществления такой работы он должен будет охватить чуть ли не всю мировую художественную прозу.
Тот участник исторического события, который решил в своей жизни не деньги зарабатывать, а сосредоточиться на создании или малых, или больших прозаических произведений об историческом событии, действительно может поступить на литературные курсы или даже в литературный институт. И их закончить.
Но, может быть, выдающийся писатель-максималист, давший недавно интервью, забыл ещё об одном пути создания произведений об исторических событиях с учётом опыта их непосредственных участников? Редактирование воспоминаний непосредственных участников событий, осуществляемое профессиональными литераторами.
Из такого редактирования могут получиться и рассказы, и, если не романы, то повести, и даже киносценарии и пьесы.
Но автор данного эссе, послушав интервью с выдающимся современным писателем, пошёл у него на поводу и предложил свою схему охвата художественной прозы в современном мире.
Пусть данная схема охвата художественной прозы современного мира окажется бесполезной для слушателей литературных курсов и студентов литературного института, но, автор надеется, она заинтересует не всех, а хотя бы некоторых авторов-самоучек.
Свидетельство о публикации №224071100150