А теперь мы идем за вами!
… Более двадцати лет назад я стал гендиректором крупного издательства. И увидел, что в его структуре есть странный отдел: распространения и маркетологии. Симбиоз из семи получающих твердую зарплату возглавлял юный внук прежнего гендиректора. Я попросил его представить бизнес-план. Через неделю увидел страничку: в январе получим столько-то прибыли, в феврале — столько, далее — по нарастающей. Спросил молодого специалиста: а за счет чего прибыль? Он посмотрел с недоумением, я уволил весь отдел, отнял от сосцов зарплатной ведомости, за которую издательство еще и налог платило. И сказал, что за каждую проданную в магазины книгу распространитель получит свой процент. Удержалась на этом одна бывшая кавказская учительница, не стеснявшаяся работать в чужой Москве. Издательство распродало (с моей личной поездкой на Лейпцигскую ярмарку) все миллионные остатки и заключило контракты на все новые проекты. В том числе ушли к потребителям несколько книг по маркетологии. Убыточная контора за полгода стала прибыльной — без бизнес-плана. Если решают маркетологи, то зачем тогда остальные руководители? Зачем в издательстве (экономическом, заметим) паразитическая прослойка, никак экономически не связанная ни с производством, ни с продвижением?
И вот сейчас они перешли в наступление. Агрессивный маркетинг лезет уже и через смартфон, стоит что-то спросить у гугла — тебя завалят самыми дикими предложениями. «Зомбоящик» теперь не просто телевизор, он осваивает новые размеры и способы проникновения через сознание в подсознание, навязывает волю и лезет за твоей кредитной картой. Наши «куки» не для скуки! А теперь мы идем к вам! Армия кипучих бездельников (не обязательно субъектных) бьет по площадям, лезет в глаза и уши. Ничего нового, всякая возникающая возможность привлекает новые силы. Как в организме: если не ограничить условия роста клеток, получается раковая опухоль. Вместо необходимого органа.
Экономика это уже переживала неоднократно за последний век, боролась с картелями, с всесилием рекламы, с навязыванием цен, с неконтролируемой дельтой прибыли. Видимо, надо и инструменты маркетологов регламентировать. Есть же законы о СМИ. Вы пробовали, например, отказаться от услуг оператора связи? Вот в Израиле кто-то попробовал, вместо отключения номера компания стала звонить по десятку раз в день, на разные голоса и приемы навязывая продолжение услуг. Пришлось обратиться в суд, там уже не одно такое дело рассмотрели, назначили штраф компании — не слишком большой по меркам мировых валют. Но все же разовый инструмент противодействия.
Самый главный из инструментов агрессивного маркетинга — боты. Роботы, занявшие места на производствах, не пустили освободившиеся руки в пухнущие ряды агрессивного маркетинга, там трудятся такие же порождения технологической электроники — боты. Самые крупные ботофермы, естественно, в Китае, закажи им продвижение — и в любой части света твой товар настигнет потребителя. А маркетологи слились с массовыми айтишниками, если для рекламы надо хоть что-то скреативить, то новая общность на новых возможностях влияния давит массой, напором. А беспардонность людей никогда не знала естественных пределов.
Вот и лезет она с помощью пока дозволенных методов в мозги, наливаются новые соблазны и способы паразитирования на человеческих слабостях — вездесущие букмекерские конторы, порнохабы, компьютерные игры. Дави на хомяка или на бананы — и заработаешь на ведра попкорна, чтобы сидеть с ним перед компом и давить, давить, давить… Это покруче финансовых пирамид. Тут ведь опасность не только конкретного развращения и отупения, распространяется и мыслительная лень, массовые технологии навязывают мышление штампами, паразитирование на подсказках. Так и Виндоуз становится все агрессивнее, пристает с ненужными услугами вместо обеспечения твоей креативной деятельности. А за ним и остальные платформы и программы.
Информация — это товар, маркетологи усвоили, да собственно другого товара они и не знают. И новостные ленты полны отнюдь не сопутствующей рекламы, где редакция добросовестней — с ярлыком, а где, как в России, законы обходят всегда — безо всяких ярлыков. Нутрициологи, психотехники и парапсихологи, специалисты по стилю жизни, предсказатели и прочие профессиональные пугальщики и попрошайки — это не самые еще страшные. Теперь с помощью ботоферм они полезли и в политику (поэтому называют себя политологами и политтехнологами).
А это уже напрямую меняет жизнь миллионов людей, сейчас — и на поколения. Рассылка ботами тысяч сообщений по соцсетям не менее опасна, чем экстремистские чаты, виртуальные «СМИ», существующие только в написанном адресе ссылки, влияют на реальную картину конфликтов, подливая истерический бензин в привычные к безликой заразе души. Подчас они оказываются действеннее прямой (пусть скрытой) оплаты массовых возмущений, формируя бескорыстное общественное мнение. Этим уже пользуются размножившиеся хакеры, прежде всего состоящие на службе у диктатур.
Пока мы не можем придумать, как справиться с прибоем влияния агрессивного машинизированного маркетинга на наше существо, подступают следующие волны. Как всегда, сначала в облике помощников — чаты ИИ. Поиграйте с нами, мы вам вас нарисуем! Объясним, что знают другие люди по возникшему у вас вопросу. Дружелюбно и невинно. Но ведь собравшимся в единую сферу мощнейшим программным цепочкам алгоритмы задают люди, а люди — сами знаете… Сначала придумают, как научить ИИ впаривать товары, а потом — политические решения. Не будет войны с роботами, до нее дело не дойдет.
О противостоянии роботам умные головы задумались задолго до того, как эти роботы появились. Голем и Франкенштейн — образы литературы начала современной истории, Чапек придумал слово, ставшее всеобщим, сто лет назад, Айзек Азимов свои законы роботехники — много десятилетий назад. Не пора ли сейчас внедрить общие и неуклонные законы маркетинга и допуска ботов и прочих программных продуктов к реальным людям?
Сейчас, пока ИИ такой полезный. И пока любознательные ученые не начали массово внедрять чипы в живые организмы и разминаются на лечении экзотических болезней...
Свидетельство о публикации №224071101528