Конец Белого лебедя Востока
«Alles hat ein Ende nur eine Wurst hat zwei»
«Всё имеет свой конец, и только у колбасы их два.»
Стефан Реммлер – немецкий композитор и певец.
Фрегаттен – капитан Карл фон Мюллер – командир лёгкого крейсера «Эмден», носившего более романтическое название «Белый лебедь Востока» благодаря своей необычной покраске и действиям в восточно – азиатских водах, большую часть времени проводил на мостике корабля, где работал и отдыхал. Рядом с ним неизменно находился вахтенный офицер, и оба были всегда готовы к непредвиденным обстоятельствам.
Задумчиво глядя на бескрайние морские просторы, Карл фон Мюллер пытался вспомнить сколько же было захвачено и потоплено пароходов британских, французских, «купцов», гружённых добычей, с того момента, как его корабль начал самостоятельное рейдерство, отделившись от немецкой эскадры графа фон Шпее. В то же самое время всюду рыскало более десятка боевых кораблей с целью найти и уничтожить его крейсер, его «Белого лебедя Востока», но попытки врагов пока заканчивались неудачей. Он ускользал от них благодаря хорошему ходу и счастливой судьбе.
Взгляд командира переметнулся на палубу, где были навалены груды провизии: окорока, колбасы, коробки с плитками шоколада, ящики с бутылками алкоголя, даже копошилась всякая съедобная живность, чему особенно радовались коки, кормившие команду. Добыча, особенно съестное, вносила какое – то разнообразие в то монотонное блуждание по морю и разряжала нервное напряжение, но не только провизия представляла интерес, с захваченных судов свозилось всё, в чём нуждались на крейсере.
«Да, судьба пока щедро одаривала нас. Однако, иногда казалось, что вот – вот произойдёт непредвиденное, и не смотря на нынешние успехи и достаток, где – то внутри щемило тревожное чувство о наступлении дня встречи с грозным кораблём врага, могущим отомстить…», - неоднократно проносилось в голове Карла фон Мюллера. Пытаясь прогнать гнетущие мысли, он склонялся над картами, прорабатывая новые маршруты рейда.
Небольшой немецкий крейсер «Эмден», затерявшись на просторах океана осенью 1914 года, дерзко атаковывал торговые и грузовые корабли стран, воюющих с Германией. При этом, надо отдать должное его командиру Карлу фон Мюллеру, который использовал простую, но хитрую маскировку, чтобы не вспугнуть свою добычу и приблизиться к ней, не вызвав подозрения. Для чего добавил кораблю фальшивую дымовую трубу, соорудив её из дерева и парусины ( немецкие крейсера обычно имели три дымовые трубы, в отличие от четырёх – трубных британских ). Силуэт «Эмдена» стал похож на британский, и многие попадались на эту уловку. Десять скорострельных 4,1 дюймовых орудий, имевшихся у крейсера, и приличный ход в 25 узлов позволяли легко останавливать торговые суда и также быстро уходить от преследования крупных военных кораблей.
«Эмден» действовал в одиночку на оживлённых судоходных путях между Индией и Цейлоном. За месяц его добыча составила одиннадцать судов общим тоннажем пятьдесят тысяч тонн. Удивительно, но во время всех захватов не пострадал ни один человек из их судовых экипажей, суда шли на дно, а Мюллер всегда следил за безопасностью команд, спасавшихся на шлюпках, либо принимал всех на «Эмден», чтобы впоследствии высадить на берегу. За свою гуманность он даже получил кличку «капитан – джентльмен».
В индийском порту Мадрас крейсер расстрелял на берегу огромные топливные танки, принадлежавшие англичанам. Преследуемый по пятам, он пришёл в малазийскую гавань Пенанг. Там среди ночи, обнаружив русский крейсер «Жемчуг», торпедировал его, утопив. Выйдя в открытое море, уничтожил французский миноносец «Мускэ».
В ноябре «Эмден – Белый лебедь Востока» подошёл к Кокосовым островам западного побережья Австралии, бросив якорь у острова Норд Килинг. В то время там располагалась британская радиорелейная станция, осуществлявшая связь между Британией и Австралией. Мюллер решил её уничтожить, но это было его роковой ошибкой.
Десантный отряд в количестве пятидесяти человек сошёл с крейсера и отправился на берег. Станцию разгромили, но британский связист – оператор успел передать в эфир радиограмму «Здесь Эмден!» Люди Мюллера, получив сигнал возвращаться на корабль, вдруг с ужасом увидели, как «Эмден», подняв якорь, стал быстро уходить в море, заметив появившийся на горизонте вражеский корабль. Им был австралийский крейсер «Сидней», один из многих, высланный к месту нахождения «Эмдена» после получения радиограммы.
Участники десанта стали свидетелями последнего боя своего корабля с австралийским крейсером «Сидней» под командованием Джона С. Глоссопа. «Сидней» был более мощным кораблём, обладая 6 дюймовыми орудиями и броневым поясом ( у «Эмдена» отсутствовала броня ). Морской бой сложился явно не в пользу Мюллера, хотя его экипаж сражался стойко. После жестокого полуторачасового боя командир «Сиднея» вынудил Мюллера сдаться. «Эмден» потерял убитыми 141 человека из 325. Остальные, включая командира, были захвачены в плен и находились там до окончания войны. Разбитый и полузатопленный «Белый лебедь Востока» нашёл свой конец на рифах острова Норд Килинг. В начале 50 – х годов его остов разобрали японцы.
Судьба десантной группы, оставшейся на берегу, сложилась несколько иначе. Командовавший ею, лейтенант Хельмут фон Мюккэ на захваченной парусной шхуне «Айеша» ушёл на Суматру, пересёк океан и Красное море до Аравийского побережья, с боями пробился в Турцию и вместе с остальными вернулся в Германию.
Примечание: Число захваченных и потопленных «Эмденом» британских пароходов составило 16, общим тоннажем около 70 тысяч тонн, 1 греческий и 1 британский пароход превращены в угольщики. Захвачен также русский пароход «Рязань».
Сам Мюллер ( 1873 – 1923 ) после войны стал почётным гражданином города Эмден, был произведён в капитаны цур зее ( 1918 ) («Капитан моря ).
10 июля 2024 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №224071101556
Вячеслав Горелов 11.07.2024 23:57 Заявить о нарушении