Конец Белого лебедя Востока

                КОНЕЦ   «БЕЛОГО   ЛЕБЕДЯ»  ВОСТОКА

«Alles  hat  ein  Ende  nur  eine  Wurst  hat  zwei»
«Всё  имеет  свой  конец, и  только  у  колбасы  их  два.»
                Стефан  Реммлер – немецкий  композитор  и  певец.



Фрегаттен – капитан  Карл  фон  Мюллер – командир  лёгкого  крейсера  «Эмден», носившего  более  романтическое  название  «Белый  лебедь  Востока»  благодаря  своей  необычной  покраске  и  действиям  в  восточно – азиатских  водах,  большую  часть  времени  проводил  на  мостике  корабля, где  работал  и  отдыхал. Рядом  с  ним  неизменно  находился  вахтенный  офицер, и  оба  были  всегда  готовы  к  непредвиденным  обстоятельствам.

Задумчиво  глядя  на  бескрайние  морские  просторы, Карл  фон  Мюллер  пытался  вспомнить  сколько  же  было  захвачено  и  потоплено  пароходов  британских, французских, «купцов», гружённых  добычей, с  того  момента, как  его  корабль  начал  самостоятельное  рейдерство, отделившись  от  немецкой  эскадры  графа  фон  Шпее. В  то  же  самое  время  всюду  рыскало  более  десятка  боевых  кораблей  с  целью  найти  и  уничтожить  его  крейсер, его  «Белого  лебедя  Востока», но  попытки  врагов  пока  заканчивались  неудачей. Он  ускользал  от  них  благодаря  хорошему  ходу  и  счастливой  судьбе.
Взгляд  командира  переметнулся  на  палубу, где  были  навалены  груды  провизии: окорока, колбасы, коробки  с  плитками  шоколада, ящики  с  бутылками  алкоголя, даже  копошилась  всякая  съедобная  живность, чему  особенно  радовались  коки, кормившие  команду. Добыча, особенно  съестное, вносила  какое – то разнообразие  в  то  монотонное  блуждание  по  морю  и  разряжала  нервное  напряжение, но  не  только  провизия  представляла  интерес, с  захваченных  судов  свозилось  всё, в  чём  нуждались  на  крейсере.

«Да, судьба  пока  щедро  одаривала  нас. Однако, иногда  казалось, что  вот – вот  произойдёт  непредвиденное, и  не  смотря  на  нынешние  успехи  и  достаток, где – то  внутри  щемило  тревожное  чувство  о  наступлении  дня  встречи  с  грозным  кораблём  врага, могущим  отомстить…», - неоднократно  проносилось  в  голове  Карла  фон  Мюллера. Пытаясь  прогнать  гнетущие  мысли, он  склонялся  над  картами, прорабатывая  новые  маршруты  рейда.

Небольшой  немецкий  крейсер  «Эмден», затерявшись  на  просторах  океана  осенью  1914  года, дерзко  атаковывал  торговые  и  грузовые  корабли  стран, воюющих  с  Германией. При  этом, надо  отдать  должное  его  командиру  Карлу  фон  Мюллеру, который  использовал  простую, но  хитрую  маскировку, чтобы  не  вспугнуть  свою  добычу  и  приблизиться  к  ней, не  вызвав  подозрения. Для  чего  добавил  кораблю  фальшивую  дымовую  трубу, соорудив  её  из  дерева  и  парусины  ( немецкие  крейсера  обычно  имели  три  дымовые  трубы, в  отличие  от  четырёх – трубных  британских ). Силуэт  «Эмдена»  стал  похож  на  британский, и  многие  попадались  на  эту  уловку.  Десять  скорострельных  4,1  дюймовых  орудий, имевшихся  у  крейсера, и  приличный  ход  в  25  узлов  позволяли  легко  останавливать  торговые  суда  и  также  быстро  уходить  от  преследования  крупных  военных  кораблей.

«Эмден»  действовал  в  одиночку  на  оживлённых  судоходных  путях  между  Индией  и  Цейлоном. За  месяц  его  добыча  составила  одиннадцать  судов  общим  тоннажем  пятьдесят  тысяч  тонн. Удивительно, но  во  время  всех  захватов  не  пострадал  ни  один  человек  из  их  судовых  экипажей, суда  шли  на  дно, а  Мюллер  всегда  следил  за  безопасностью  команд, спасавшихся  на  шлюпках, либо  принимал  всех  на  «Эмден», чтобы  впоследствии  высадить  на  берегу. За  свою  гуманность  он  даже  получил  кличку  «капитан – джентльмен».

В  индийском  порту  Мадрас  крейсер  расстрелял  на  берегу  огромные  топливные  танки, принадлежавшие  англичанам. Преследуемый  по  пятам, он  пришёл  в  малазийскую  гавань  Пенанг. Там  среди  ночи, обнаружив  русский  крейсер  «Жемчуг», торпедировал  его, утопив. Выйдя  в  открытое  море, уничтожил  французский  миноносец  «Мускэ».

В  ноябре  «Эмден – Белый  лебедь  Востока»  подошёл  к  Кокосовым  островам  западного  побережья  Австралии, бросив  якорь  у  острова  Норд  Килинг. В  то  время  там  располагалась  британская  радиорелейная  станция, осуществлявшая  связь  между  Британией  и  Австралией. Мюллер  решил  её  уничтожить, но  это  было  его  роковой  ошибкой.
Десантный  отряд  в  количестве  пятидесяти  человек  сошёл  с  крейсера  и  отправился  на  берег. Станцию  разгромили, но  британский  связист – оператор  успел  передать  в  эфир  радиограмму  «Здесь  Эмден!»  Люди  Мюллера, получив  сигнал  возвращаться  на  корабль, вдруг  с  ужасом  увидели, как  «Эмден», подняв  якорь, стал  быстро уходить  в  море, заметив  появившийся  на  горизонте  вражеский  корабль. Им  был  австралийский  крейсер  «Сидней», один  из  многих, высланный  к  месту  нахождения  «Эмдена»  после  получения  радиограммы.
Участники  десанта  стали  свидетелями  последнего  боя  своего  корабля  с  австралийским  крейсером  «Сидней»  под  командованием  Джона  С. Глоссопа. «Сидней»  был  более  мощным  кораблём, обладая  6  дюймовыми  орудиями  и  броневым  поясом  ( у  «Эмдена»  отсутствовала  броня ). Морской  бой  сложился  явно  не  в  пользу  Мюллера, хотя  его  экипаж  сражался  стойко. После  жестокого  полуторачасового  боя  командир  «Сиднея»  вынудил  Мюллера  сдаться. «Эмден»  потерял  убитыми  141  человека  из  325. Остальные, включая  командира, были  захвачены  в  плен  и  находились  там  до  окончания  войны.  Разбитый  и  полузатопленный  «Белый  лебедь  Востока»  нашёл  свой  конец  на  рифах  острова  Норд  Килинг. В  начале  50 – х  годов  его  остов  разобрали  японцы.

Судьба  десантной  группы, оставшейся  на  берегу, сложилась  несколько  иначе. Командовавший  ею, лейтенант  Хельмут  фон  Мюккэ  на  захваченной  парусной  шхуне  «Айеша»  ушёл  на  Суматру, пересёк  океан  и  Красное  море  до  Аравийского  побережья, с  боями  пробился  в  Турцию  и  вместе  с  остальными  вернулся  в  Германию.

Примечание:  Число  захваченных  и  потопленных  «Эмденом»  британских  пароходов  составило  16, общим  тоннажем  около  70  тысяч  тонн, 1  греческий  и  1  британский  пароход  превращены  в  угольщики. Захвачен  также  русский  пароход  «Рязань».
                Сам  Мюллер  ( 1873 – 1923 )  после  войны  стал  почётным  гражданином  города  Эмден, был  произведён  в  капитаны  цур  зее  ( 1918 )  («Капитан  моря ).

10  июля  2024  г.                Вячеслав  Прытков    
      


Рецензии
Всё таки, как они были красивы, крейсера того времени. Да и так тактика крейсерства вполне романтична. Сдаётся мне, это было большое приключение, по крайней мере, не в окопах гнить.

Вячеслав Горелов   11.07.2024 23:57     Заявить о нарушении