Воспоминания о будущем...

Фото принадлежит сайту (не поверите!) 100 лучших товаров России. 

Весь цивилизованный мир давно перешел на практичную и дешевую пластиковую упаковку пищевых продуктов. И только мы долго еще ходили с авоськами сдавать стеклянную тару в молочные магазины.

Сегодня (на момент написания материала) в России ежегодно используется не менее 2 миллиардов 400 миллионов пластиковых емкостей. Минеральная вода и квас, растительное масло и пиво, вода святых источников и молоко, – вот далеко не полный перечень областей применения пластиковой упаковки сегодня.

Мы уже так привыкли к новинке, что не представляем, как обходились без нее долгие годы. Правда, до недавних пор всю, потребляемую в России тару, приобретали за рубежом.

Идея разместить в России завод по производству высокотехнологичной упаковки, лежала, как говорится, на поверхности. Особенно, если учесть, что заброшенных производственных площадей в Стране Советов – не меряно, рабочая сила, – одна из самых дешевых в мире, а электроэнергия на внутреннем рынке значительно дешевле, чем на мировом. Да и перспективы роста производства бутылок в России, прямо скажем, очень обнадеживают.

Вот и появилось в подмосковных Мытищах в 1998 году предприятие «Цериус», – дочернее предприятие группы зарубежных компаний «Итера».
Зарубежные инвесторы, известно, без выгоды для себя не вложат в Россию ни цента, но производство тары – дело прибыльное, а тут и место нашлось вблизи столичного мегаполиса.

Корпус, где разместились сегодня производственные цеха «Итеры», принадлежал раньше заводу художественного литья. Именно здесь появлялись на свет гигантские, бронзовые монстры, рожденные знаменитым скульптором и призванные напоминать российскому народу о его месте в истории.
Но Советская власть закончилась, денежный поток иссяк, бронза подорожала, и завод художественного литья превратился в склад – свалку. На его территории вполне можно было снимать фантастические фильмы о жизни людей, выживших после ядерной катастрофы.

Тогда и заинтересовал умирающий завод зарубежных промышленников. Пустой гигантский корпус, высотой с девятиэтажный дом, построен был сравнительно недавно и, переоборудовав его можно было немало сэкономить.
Группа энтузиастов, возглавившая строительство этого совершенно нового для России производства, до этого, в большинстве своем, работала на Российский военно-промышленный комплекс.

Оно и понятно, высшее образование и Генеральный директор, главный инженер и другие ведущие специалисты получали в лучших российских ВУЗах: авиационном, энергетическом и прочих. Опыт и знания российских специалистов пригодились зарубежному капиталу.

«Цериус» – это светлые цеха, раскрашенные в приятные для глаза тона. Экологически безвредная внутренняя отделка выполнена по технологиям, уже примененным на таких крупных компаниях, как «Мерседес», «Проктер энд гембл». Аналогичным образом отделаны во Франции самые крупные больницы.

«Цериус»  – это зеленые газоны, цветы и фонтаны на месте свалки. Именно так в нашем представлении выглядят предприятия будущего.
Но, в этом месте своего повествования, мне, как автору хочется вставить одну маленькую, но очень важную на мой взгляд, деталь.
Причем заявить об этом я могу как очевидец.

Именно так выглядели советские промышленные предприятия еще в середине 60-х. В частности, так выглядел Таганрогский Комбайновый завод, на котором мы - школьники, - проходили тогда производственную практику, работая на самых настоящих станках - токарных и фрезерных...

Так что цветы и клумбы - важная, но лишь внешняя сторона проекта.

К началу 90-х от мощной советской промышленности, и даже от нашего непотопляемого ВПК уже почти ничего не осталось, поэтому и производство пластмассовой тары стало для страны чуть ли ни триумфом.
О важности производства, открытого в Мытищах, свидетельствует тот факт, что заинтересовал «Цериус» даже родоначальника отрасли, такую солидную компанию, как «Кока-кола», в чьих лабораториях и родилась более тридцати лет назад пластиковая бутылка. Делегация «Кока-колы» уже посетила мытищинское производство, чтобы обсудить перспективы делового сотрудничества. Это, кстати, говорит и о том, что новый завод не только самое крупное производство в своей отрасли, но и предприятие самого высокого стандарта.

От прежних хозяев территории «Цериусу» в наследство достался большой бронзовый конь без хвоста, как символ прежней жизни. Хвост коню отпилил какой-то вор, чтобы сдать его  в пункт приема цветных металлов.
Новые хозяева коня восстановили и поставили у входа в производственный корпус. Как символ, как напоминание, под лозунгом, родившемся, в процессе возрождения предприятия:

– «С нами Вы на коне!»

Что же производит предприятие? Почему понадобились зарубежные инвестиции, чтобы в самом центре России, под Москвой, организовать далеко не самое сложное производство?

Дело в том, что пока разбирались мы со своими внутренними проблемами, поезд цивилизации на всех парах летел в будущее. Приотстали мы. Если в производстве военной техники мы еще сохраняли относительную конкурентоспособность, то по части простейших производств, делающих нашу жизнь комфортнее, дальше штамповки уродливых пластмассовых «буратин» не продвинулись.

С начала девяностых и вовсе, не до изобретений было. Страну делили. Как в сказке про «вершки и корешки». Вам ваучерную бумажку, мне гидроэлектростанции и недра. Вам – однокомнатную «хрущевку» на вечные времена, – нам «небольшую», метров на 400 квартирку на Кутузовском.

Пока народ сообразил, что его дурят, делить уже было нечего. А капиталисты, тем временем, жизнь свою благоустраивали, да рациональное зерно во всем искали.
Те же бутылки пластмассовые, к примеру. Не возят их из конца в конец страны в готовом виде. Не выгодно это!

Выгоднее на базовом заводе производить заготовки, по форме, напоминающие пробирки, так называемые «преформы», и только на местах, там, где продукт производят, ставить автоматы и дуть из «преформ» тару, любого практически цвета. Любых формы и объема.

Автоматы, для производства этих самых «преформ», были давно придуманы в мире. Канадская компания «Хаски» поставляет их и в Мытищи.
На «Цериусе» технологическая линия состоит из двенадцати 96-кюветных литьевых машин. Степень автоматизации производства такова, что численность работающих – всего 250 человек на весь завод.

Это с техническим персоналом, с управленческим аппаратом, с менеджерами. Даже упаковка и доставка продукции «Цериуса» оптимизирована так, что придумать что-нибудь еще для улучшения условий поставки просто невозможно. И, хотя учредители фирмы за рубежами обитают, и Россия, как государство в процессе производства и дележа прибылей, не участвует, налоги исправно пополняют и местный, и областной бюджеты. Но…

Есть в этой истории и одно «но», над чем думающий, неравнодушный читатель должен поразмышлять.

Уже сегодня, на обочинах и газонах, на городских улицах и вдоль дорог продукция «Цериуса» встречается повсеместно. Все чаще, на автотрассах под колеса автомобиля с грохотом попадают пластмассовые бутылки. Бесспорно, что валяющиеся повсюду бутылки, больше говорят о нашей культуре, вернее, о полном ее отсутствии, но и производитель, в немалой степени в ответе за это «загрязнение окружающей среды».

Еще в 2000-м году производство «преформ» было доведено до 2-х миллиардов штук в год! Для бутылок емкостью в диапазоне от 0,5 до 2-х литров. И никто после использования, эти бутылки не собирает. Можно не производить никаких подсчетов. Если не наладить сбор и вторичную переработку уже произведенных бутылок, а технологический процесс допускает это, очень скоро они покроют все окружающее нас пространство.

Производительность-то растет! Производитель-то заинтересован в увеличении потребления и выпуска. А пропорционально, и даже значительно более быстрыми темпами, из-за увеличения объема выдуваемой из «преформы»  бутылки, растет объем мусора.

И это в то время, когда сырье, потребляемое на заводе исключительно привозное. Из Азии везут, через весь континент, из Европы. Из Белоруссии.
Россия в процессе не задействована. Хотя российские химические предприятия, расположенные здесь же, в Мытищах, работают не в полную мощь, ищут себе инвесторов за горизонтом.

Я даю себе отчет, что в  моей разоренной, нищей стране, даже производство тары может стать достижением народного хозяйства. Но, мне, человеку, знающему сколь точные механизмы производила Россия в доельцинскую эпоху, видевшему своими глазами не одно предприятие высочайшей технологической культуры еще три десятилетия назад, когда разрабатывали мы электронные блоки для космических кораблей, когда производили надежные и мощные устройства для радиолокационных станций, делали высокоточное оружие, становится грустно.

Я задала свой сакраментальный вопрос Генеральному директору ЗАО «Цериус» Юрию Кертанову, в прошлом заметителю генерального директора огромного авиационного промышленного комплекса:

– А Вам самому не скучно?

И Генеральный ответил честно:
 
– Конечно, скучно! Пока нужно было все организовывать, стоить, восстанавливать, искать партнеров, заключать договора, без сна и отдыха, на энтузиазме, когда еще и результат не проглядывался, да, было интересно. Когда ставили, налаживали новое импортное оборудование, да, было интересно.

Но когда уже все отлажено и стабильно работает, мозг требует работы. Очень большой потенциал остается неиспользованным. Специалисты-то, какие работают!
Потенциал ВПК, опыт, знания высочайших специалистов - «технарей», после перестройки, остался не востребован.

Вот и ушли они: кто в банковские дела, кто в бизнес, кто тару пластмассовую производить.

Но как хочется думать, что будущее России все-таки не в этом. Что завод 21 века это не то, во что западные промышленники решили вложить свои деньги.

Завод будущего это высокие технологии. Зарубежный капитал вряд ли будет когда-нибудь ввозить их в Россию, а, значит, господа, и думать и работать головой надо самим.
 
Как говорил наш Генрих Михайлович Тихомиров, читавший нам в Вузе высшую математику: Из пушки по воробьям стреляем, господа!

Примечание: Следов бронзового коня найти не удалось, хотя при открытии предприятия я его видела собственными глазами. Думаю, что капиталисты нашли для него более зеленую лужайку, где-нибудь в Европе, или за океаном.


Рецензии