Мир живописцев

10 июля 2024 года. Прекрасный день. На голубом небосклоне сияет солнце! Ветер замер!  Температура плюс 25 с утра. 
 
Мои друзья пригласили меня в Смоленск. С радостью согласилась! В машине за  счет системы климат контроль  комфортные температурные условия,  и мы  с подругой не превратились в рыб, выброшенных  на берег! Дышали  нормально, улыбались, весело щебетали  и наслаждались  поездкой! Муж подруги смотрел  на нас в зеркало и улыбался!

Куда полетели? Конечно, в  «Культурно-выставочный центр имени Тенишевых»  на  новую выставку   японской живописи   «Иллюзии Страны восходящего солнца».

Афиша поманила  интригующими подзаголовками: «Объемный взгляд на плоскую живопись», «Лентикулярные картины», «Волшебство бинокулярного зрения».

К сожалению,   не могу себя причислить к знатокам  японской живописи….

 При упоминании слова «Япония» возникают ассоциации с образами сакуры,  самурая, и, конечно, гейши. Признаюсь, что  в глубокой юности, «гейша» в моём представлении носила негативный  характер…

Но ведь заманчиво? Очень! Японский стиль изображений  считается образцом глубины и романтики!  Вот и посмотрю  это сама!

Концепция выставки  состояла в том, чтобы предложить посетителям взглянуть на плоскую живопись в объеме. Это  картины  в уникальной  технике лентикулярной  печати -   создаются  объемные изображения, которые могут изменяться или двигаться при изменении угла зрения.

Знаем что это? Конечно! Еще с СССР!  Помните детские значки, называвшиеся  «переливашками»  и стерео открытки отпечатанные таким  способом, на которых объемный портрет подмигивал при небольшом наклоне отпечатка! Все идет с детства, в общем!
 
Изобретен  метод в начале XX века, французским физиком, лауреатом Нобелевской премии по физике  Габриэлем Липпманом.
 
Основой лентикулярной технологии является использование  прозрачной пластины, одна поверхность которой плоская, вторая рельефная в форме большого числа параллельных цилиндрических линз  и специальный способ кодирования изображений.

Вот так беседуя,  незаметно прибыли  на место. Купили билеты.  Для пенсионеров и для других льготников – 250 руб., для всех остальных посетителей - 300 руб. Мы пенсионеры с подругой! Экономия 100 руб. на двоих!  Пустячок? А приятно!

На выставке  работает  аудиогид. Отсканировали  Qr-код.  Еще никогда и никому он не мешал, а вот помогал всем. И пошли в выставочный зал.

Начали  просмотр с картин в стиле «суми-э;», что в переводе означает «живопись тушью». Этот художественный метод появился в Японии еще в период раннего Средневековья, но вершина его развития приходится на XIV - XV века.  Учение проповедовало особый философский подход к изображению действительности. Монахи становились художниками. Самым прославленным мастером суми-э того времени считается Тойо Ода Сессю, репродукции картин которого выставлены  на выставке.
Картины  монохронные, выполнены тушью. Один росчерк кисти и несколько оттенков. На некоторых мазки цветных красок. Главные сюжеты картин - водные потоки  и природа, как напоминание о том, что мир текуч и в нем нет ничего постоянного.
 
По легенде, монахи в процессе медитации должны были увидеть глубину  изображений. Именно этот факт побудил  автора объемных цифровых ремейков Валерия Кругова - талантливого дизайнера, коллекционера, проживающего  в городе Ставрополе  к созданию объемных картин.
 
В экспозиции представлена плоская  картина и объемная. В плоских картинах  я глубину не почувствовала. В монахи не гожусь! Но объемные порадовали. Когда смотришь на них,  кажется, что ты попал в  водный поток и тебя несет течение,  или в лесную чащу и не можешь ориентироваться, куда идти дальше. Очень интересно!

Второй известный японский художник, чьи работы представлены в экспозиции - Китагава Утамаро (1753 - 1806). Это один из крупнейших мастеров стиля укиё-э (в переводе - картины изменчивого мира). На выставке можно увидеть оттиски с гравюр Утамаро, отпечатанные в экспериментальной типографии в Москве в 1958 году. Они посвящены знаменитым гейшам и прославленным красавицам. Идеальный тип женского лица, грациозность и изящество. …

 А вот гравюра «Большая волна в Канагаве»  японского  художника  Кацусика Хокусай. Она выполнена в технике айдзури-э - «синие картины». Эта гравюра считается самым известным за пределами Японии произведением искусства этой страны.

Историческую часть выставки дополняют какэмоно - вертикальные свитки из бумаги или шелка. Они содержат рисунок или иероглифы. Были популярны в Японии в XI - XVI веках  и служили иллюстрациями к романам, повестям и буддийским сутрам. На представленных свитках изображены репродукции работ Сессю, Утамаро и Хуан Цюаня.

Современное японское искусство представлено творчеством художника Казуки Такамацу.  Работает в жанре  отображение глубины. Использует  многочисленные, почти прозрачные слои гуаши. Картины  имитируют 3D технологии отображения объема. Издалека кажется, что это компьютерная графика. На его многослойных изображениях кукольные фигуры расположены в философско-культурологическом пространстве, наполненном фантазийной символикой.

Просмотр закончен. Что осталось в памяти? Японские красавицы! Захотелось побыть гейшей!

Надеть  яркий костюм, сделать прическу, нанести  грим, обуться в деревянные сабо,  а потом взять в руки музыкальный инструмент и увлечь собеседника приятной музыкой или танцами!

Понравились очень и  картины с эффектом анимации. При разных ракурсах на тебя смотрят  ожившие гейши, у которых - то меняется  цвет заколок, то  появляются    или пропадают    порхающие вокруг них бабочки. Это же удивительно!
 
Всего в экспозиции  55 оригинальных экспонатов.

Выставка работает до 19 августа. Мой совет - посетить! Выставка интересная  и познавательная.  Уверена,  вы будете наполнены впечатлениями, и они не забудутся никогда!

Перешли во второй зал, в котором  выставка живописи народного художника РФ Вячеслава Федоровича Самарина «До будущей весны…».
 
Москвич по рождению, он всю свою жизнь прожил в Смоленске, куда попал по распределению института и был одним из организаторов художественно-графического факультета в педагогическом институте, который в этом году заканчивает мой внук.

Известный в стране живописец ушел из жизни в ноябре 2023 года.
  Так вышло, что выставка, запланированная как юбилейная к 85 летию, стала мемориальной.

Подготовку ее взяла на себя супруга Вячеслава Федоровича заслуженный художник РФ, известный российский график, мастер цветного офорта и рисунка, профессор Вера Евгеньевна Самарина.
 
Открывает экспозицию мемориальной выставки картина «Поморы». Это дипломная работа. С помором Иваном Бронниковым Самарин познакомился ещё во времена студенчества в одной из своих первых северных экспедиций. И образ этого сурового, но по-русски добродушного человека настолько запал в душу художника, что тот не раз использовал его в своих работах: «Поморы», «Помор Иван Митрич Бронников», складень «Храм», «Документальный портрет», «Будем здоровы».

Нельзя пройти мимо и никого не оставит  равнодушным   фигура старика Бронникова! В его изборождённом морщинами лице, узловатых пальцах рук, спокойном взгляде выцветших глаз такая  вековая сила и мудрость народа, привыкшего противостоять суровым условиям жизни на побережье Белого моря.

Полиптих «Дым отечества». Состоит из 4 частей. Картин и некоторых предметов и фотографий. От этих картин мурашки по коже. А главная мысль, бог всегда с Россией!

Напротив  входа в экспозиционное пространство сразу привлекают внимание работы «Мои» и «Дом, которого нет», которые  Вячеслав Фёдорович объединил в диптих «Родное и близкое».

Его произведения очень разные. В них много юмора и даже элегантного хулиганства. Но главное – в них есть глубокое понимание духовной жизни человека, способности сострадать действительно тяжёлой истории нашей страны.

В творчестве Самарина нет ничего придуманного – всё реально: конкретные люди, избы, пейзажи. И какие бы эмоции ни читались в глазах его героев: боль, тоска, грусть, радость, усталость, – всё это пережито самим автором, а потому передано с особой достоверностью.

Представлены на выставке и его широко известные работы более позднего времени: «Васильевна. Утренний свет», «Рядовой Мухин с войны не вернулся», работы последних десятилетий.

Вячеслав Федорович писал: «Я благодарен судьбе, что она направила нас в Смоленск. Я много по России поездил, но более многострадальной земли, чем Смоленщина, не видел. Поэтому здесь живут особенные люди. Здесь много замечательных людей. Я познакомился со смоленской деревней Лавенкой. И персонажи моих картин: рядовой Мухин, Васильевна – тоже из этой убитой деревни. Её не буквально расстреляли – убило время. Пули, попавшие в мужиков, пробивали их дома. Так постепенно уходила из деревни жизнь, пока совсем не ушла. Слава богу, я успел написать, и теперь и эта деревня, и дом самого Мухина только на картинах и остались».

После просмотра экспозиции выставки у меня появилось чувство  гордости, что жил  такой  великий, правдивый  и талантливый художник Вячеслав Федорович Самарин на земле Смоленской и живут в России мудрые, терпеливые, горячо любящие Родину люди.

 И грусти... картины мрачные. В них нет яркости цвета и праздника, в отличии от первой выставки.
 
С портретов смотрят на нас усталые, серьезные люди, но  таким пронзительным взглядом, что мурашки бегут по коже.  Ясно  понимаешь, какая у них была сложная жизнь и в то же время чувствуешь их веру  в  лучшее.  Во  взгляде нет злобы.Молча тянут свою ношу. Но если придет беда, то не пожалеют своей жизни для  защиты своей Родины. Вот на таких людях и держится земля русская.

В настоящее время в экспозиционных залах центра открыты выставки со свободным входом.

Фотовыставка «Музейно-храмовый комплекс Вооруженных Сил  Российской Федерации Министерства обороны Российской Федерации». 

Музейно-храмовый комплекс — это уникальный архитектурный ансамбль в Центральном парке «Патриот». Сердцем комплекса и величественным символом победы является Собор Воскресения Христова — это Главный храм Вооруженных Сил России.

На выставке представлено более 20 фоторабот,  об истории строительства и символизме в размерах и очертаниях Храма, а также демонстрируют внутреннее убранство, иконостас и иконы.

Выставка «Мир детства» из фондов музея-заповедника «Прохоровское поле».

В экспозицию выставки вошли игрушки самых разных эпох и стилей. Выставка получилась  теплой, милой, привлекающей к себе внимание не только детей, но и взрослых людей! Ведь каждый из нас в душе ребёнок.
Дополняет выставку раздел, посвященный детству советского ребенка.

Первый Международный художественно-педагогический форум "Источник вдохновения», представляет выставку "Россия начинается здесь…»

Есть среди участников  и работы нашей землячки Натальи Роот. Педагоги-художники  выезжали на пленэры в Свято-Троицкий Болдин монастырь и историко-архитектурный комплекс «Теремок».

Наталья Роот рассказывала: «В Болдинском монастыре нас с радостью встретили, и мы полтора дня писали этюды. Выходили с четырех часов утра и очень хорошо поработали. Даже удалось подняться на колокольню. Это одухотворенная местность, где много объектов для изображения. Рисуя во Фленово возле храма Святого Духа, я ощутила космическое состояние души. Художник - это человек мира, который транслирует красивые образы, чувства. А вдохновение мы черпаем от своей земли, на которой родились, от природы».

 Выставка работ учащихся Детской художественной школы имени М.К. Тенишевой «Семья. Детский взгляд».
 
На выставке  представлено 24 работы, выполненные  с использованием гуаши и акварели. Среди участников  победители международных и всероссийских конкурсов, многократные лауреаты премии Марии Тенишевой.

И последняя выставка, куда мы заглянули, это  «Яблоко Ньютона».

Выставка предлагает погрузиться в удивительный мир открытий и достижений, познать тайны природных и физических явлений.

Я благодарю Нину и Дмитрия  Щекиных за приглашение и замечательную поездку, которая помогла мне шире  открыть  дверь в удивительный мир живописцев.


Рецензии
Понравилось, Людмила. Искреенне завидую вам, что у вас появилась такая возможность лично увидеть эти картины.

С уважением, Андрей.

Андрей Штин   28.07.2024 11:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей! Я сама себе завидую!Выставка очень понравилась. Она многогранна и необычна. Можно спорить. Хорошо это или нет, что плоские картины превратились в объемные? Но для меня они открылись в новом свете. Смотришь с одного ракурса, заколка в волосах синего цвета, с другого красного. Бабочка сидит, и вдруг полетела!Такое впечатление, что ты попал в другую жизнь, загадочную, интересную и волшебную.

Людмила Снопок   28.07.2024 20:59   Заявить о нарушении