Жан Этьен Лиотар. Автопортреты
Жан Этьен Лиотар (1702- 1789) — швейцарский художник, мастер пастели, «живописец королей и красивых женщин», один из главных представителей ориентализма, в частности, стиля «тюркри», в западноевропейском искусстве XVIII века.
Нам он знаком прежде всего по самой знаменитой его картине "Шоколадница".
Особенности творчества Жана-Этьена Лиотара. Художник владел всеми материалами, включая эмаль и масло, однако наибольшей виртуозности достиг в работе пастелью. Он великолепно передавал текстуру тканей, детали и покрой одежд, а потому его картины – превосходный отчёт о моде того времени.
На портретах Лиотара натурщики изображены на простом фоне при характерном освещении и на удивление правдиво. Многие произведения, выполненные на веленевой бумаге, выглядят гладкими, словно фарфоровыми. Рецепт обработки бумаги, найденный в записях художника, включал пемзу и рыбный клей. В нескольких случаях мастер работал на специально подготовленном холсте.
Известные картины Жана-Этьена Лиотара: «Прекрасная шоколадница», «Голландская девушка за завтраком», «Портрет Мари Фарг, жены художника», «Мария-Фредерике ван Рид-Атлоне в семилетнем возрасте», «Натюрморт с чайным сервизом».
Лиотар был автором «Трактата о принципах и правилах живописи» (Женева, 1781).
Его концепция живописи как «зеркала всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», противостоит взглядам его современников; художник утверждает, что «в произведениях природы мазков не видно, и поэтому их не следует показывать на картине».
Он боролся против наивности, «невежд», то есть тех, кто не имеет никакого представления о принципах искусства.
Пять лет Лиотар провел в Константинополе, где в значительной мере перенял турецкие обычаи и даже костюм. Восток оставил глубокий след в жизни и творчестве художника.
Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве рисунков, исполненных карандашом и сангиной.
Сам автор стал носить длинную бороду, халат и тюрбан (по тем временам это выглядело более чем эксцентрично), за что получил прозвище «художника-турка».
Восточный костюм так нравился Лиотару, что в 1744 году он изобразил самого себя в этом наряде на двух портретах — одном, написанном для флорентийского собрания портретов художников, и другом, находящемся в Дрезденской галерее.
Сама фигура художника вызывала у публики восторг своей странностью. Автопортреты изображают его улыбающимся, с щербатым ртом, закутанного в турецкие одежды или в высоких меховых шапках.
В 1755 году Лиотар вернулся в Голландию, где годом позже женился на Мари Фарг, дочери французского купца-протестанта, жившего в Амстердаме. Для этого художник пожертвовал своей бородой, и по инициативе госпожи Лиотар этот факт широко освещался.
Его борода напоминала огромное гнездо.
Один английский критик однажды с издевкой заметил, что именно борода была реальной мерой успеха художника, и это правда. Во многом благодаря своим автопортретам он и приобрёл себе славу. Он был прекрасным портретистом, мастером выразительной жестикуляции и мимики.
Свидетельство о публикации №224071100363
с уважением,
Оленька Сысуева 24.08.2024 18:05 Заявить о нарушении