Asato ma sad gamaya...
........
Asato ma sad gamaya,
Tamaso ma jyotir gamaya,
Mrityor ma amrita gamaya!
........
В переводе Сыркина:
«Веди меня от небытия к бытию.
Веди меня от тьмы к свету.
Веди меня от смерти к бессмертию».
........
Однако «a-sat» – это не «небытие» (то чего нет вообще), а лишь то, что реально не существует, но вполне может быть, например психическим феноменом - иллюзией, грёзой и т.д. Само слово (a)sat есть причастие настоящего времени от глагола "as" (быть, существовать), т.е. «(не)существующее».
Кроме этого глагол «gam» (идти) используется в довольно редкой для ведийских текстов форме каузативного императива (понудительного побуждения) 2-го лица - "веди", но в контексте упанишады точнее было бы переводить «побуждай (заставляй) идти». Потому что идти все равно придется самому – за руку никто не поведет… )
Поэтому перевести можно и так (с сохранением порядка слов):
........
«От несуществующего меня к существующему побуждай идти
От тьмы меня к свету побуждай идти
От смерти меня к бессмертию побуждай идти»
........
Таким образом участник ритуала напрямую обращается к дэву, которому в данный момент специальным жрецом (помощником удгатара) поётся призывно-восхваляющий гимн (саман). По сути от дэва требуют сделать что-то в обмен на приносимую ему жертву. И если ритуал исполнен правильно (сатья), то дэв выполнит "молитву". Да и сама форма обращения (во 2-м лице) предполагает присутствие тем или иным образом дэва здесь и сейчас. Иначе зачем вообще нужен этот ритуал.
Это явно отлично от других и очень известных ведийских мантр, таких как Гаятри-мантра и т.п. Вот её завершающие строки:
........
bhargo devasya dhimahi
dhiyo yo nah pracodayat
........
В них используются глаголы в просительно-желательном наклонении (прекатив или бенедектив) и перевести можно так:
........
«Сиянье Бога да представим себе!
На представления те нас он да вдохновит!»
........
Т.е. желаем представить (созерцать) и желаем, чтобы он нас вдохновил. К dev'у обращаются в 3-м лице, т.е. как к отсутствующему, и выглядит это скорее как просьба обрести желанное, но утраченное, а именно обрести способность созерцать божественный свет…
Свидетельство о публикации №224071100095