Заметки мимоходом. 1 - 30 июня 2024 года

1 июня
Продолжаю готовить маршрут «Хинган-Хэнтэй». К сожалению, большинство монголов мира (ММ), особенно монголы России (МР) до сих пор не понимают, что они имеют великую историю, влиявшую в течение 2 тысячелетий на развитие человечества. Результат – отсталость, нищета, манкуртизация. Исторического просвещения нет и не может быть…

2-9 июня
Рассказал участникам маршрута об этничности и идентичности монголов мира. Составил целую программу. Подготовил надпись на закладном камне для Кондуйского городища. Написал об условиях маршрута. Составил правила поведения на маршруте (Памятка участника), расписал все исторические места на пути от Хингана до Хэнтэя. Напомнил о снаряжении, инструментах и прочих принадлежностях. Создал группу в Вайбере.
Материалы опубликовал в сети и в своём ЖЖ.

14 июня
Участникам маршрута Хинган-Хэнтэй. Об Эргунэ-Кун и Делюн-Болдок.

Говоря о кочевье родного брата Чингис-хана Хасара, Рашид ад-Дин пишет, что оно «находится внутри Монголии на северо-востоке, в пределах Эргунэ и Кулэнаура и Килара» [Рашид-ад-дин 1952б: 52]. Под Кулэ-науром и Киларом легко угадываются оз. Хулун и р. Хайлар. Что касается Эргунэ, то под этим именем, конечно, имеется в виду Аргунь.
Название Эргунэ сохранилось не только в письменных памятниках.
Важно отметить, что современное население Хулун-Буирского аймака автономного района Внутренняя Монголия КНР, по территории которого протекает Аргунь, независимо от национальной принадлежности эту реку по-прежнему зовет её древним именем Эргунэ.
Источники свидетельствуют, что в средневековье гидроним Эргунэ был названием р. Аргунь. Таковым он остается и сейчас, показывая очевидную бесперспективность поиска данного топонима в других районах Азии. Где-то там же, в долине Аргуни, в непосредственной близости от реки находилась местность Эргунэ-кун. Об этом говорит тот факт, что в источниках, часто по отдельности, упоминаются два названия — Эргунэ и Эргунэ-кун, что, конечно, не является случайностью. В связи с этим обращает на себя внимание сообщение Рашид ад-Дина, что в его время были монголы, знавшие и видевшие местность Эргунэ-кун [Рашид-ад-дин 1952а: 154]. Это позволяет заключить, что еще в XIII в. тайны Эргунэ-куна не существовало. Монголам было хорошо известно, где находится р. Эргунэ и что около нее — местность Эргунэ-кун.

Б.Р. Зориктуев «Актуальные проблемы этнической истории монголов и бурят».

1. Проблема места рождения Чингисхана возникла в первой половине ХХ века в связи с возникновением СССР и МНР, хотя место Делюн-Болдок в среднем течении Онона, возле Мирсановского караула, было известно давно, определено учёными и исследователями в начале и середине XIX века, зафиксировано в Географическо-статистическом словаре Российской империи, создававшемся с 1863 по 1885 год. Разногласий по этому поводу никогда не было.
2. СССР и русскому народу история монголов и Чингисхана были абсолютно не нужны, но поскольку он родился на Ононе, то эта история была перенесена в МНР, в сомон Дадал Хэнтэя, куда эмигрировали буряты из Хоринского, Кижингинского и Еравнинского районов, ранее жившие вдали от берегов Онона. Со временем эта тема стала активно муссироваться, обрастать подробностями, легендами, затмевать настоящую версию в угоду политике правителей СССР и МНР, учёные которой, получив возможность обучения в СССР и Европе, появились только к 1940 году.
3. Ни один факт из рождения, детства и юности Чингисхана и Джамухи не вписывается в ландшафт и природные условия Хэнтэя, даже случай кочёвки его матери Оэлун в бычьей повозке видится невозможным в местности, где сплошная тайга и крутые горы. Но вымысел о месте рождения Чингисхана в Дадале живёт, а подлинный Делюн-Болдок, как и указано в ХIX веке, находится в среднем течении Онона, где природа абсолютно соответствует ландшафту в «Сокровенном сказании монголов». Заметим, что в наше время река Онон от устья до истоков стала бурятской, более того, ни один монгольский народ, кроме бурят, не говорит и не озабочен местом рождения Чингисхана...
4. Точки по вопросам Эргуэнэ-Кун и Делюн-Болдок поставлены давно, в XIV и XIX веках. В спор по этим вопросам и темам рекомендую не вступать.

16 июня
Не надо играть в кого-нибудь, особенно в писателя. В первую очередь постарайтесь быть Человеком, остальное – потом, потом…

17 июня
Жизнь остаётся такой же, какой и была всегда. А с ней – правила:
1. О проблемах можно говорить только тому, кто их может или поможет решить, иначе они станут набухать сплетнями и становиться неразрешимыми.
2. Никогда, никогда не говори и не пиши имена врагов или недоброжелателей, с каждым упоминанием они становятся крупнее и сильнее, затмевая остальных.

* * *

История маршрутов
Об истории моих маршрутов можно написать книгу. Ведь я родился и живу на стыке границ Китая, России и Монголии, где всегда было большое движение монгольских народов. Писал с детства. На русском языке. Бурятский язык стал знать значительно позже.
Историей не занимался, жил и живу в ней, как и всякий нормальный человек. В национальных образованиях бурят только работал. Гос. структуры и гос. учреждения всегда хотели воспользоваться моими знаниями, но никогда не могли их правильно использовать или истолковать. У нас разные уровни и частоты.
Где-то с 2010 года, после внедрения в интернет, люди, читающие мои отсебятины, стали проситься в маршруты. В 2018 году со мной связались более 20 немцев, желавших проехаться по местам декабристов, объяснив это тем, что мои рассказы им видятся вживую. Но в декабре 2019-го грянул ковид, наступил 2020-й, границы закрылись.
Летом 2019 года побывал в Монголии. Я туда ездил в 1970-х, сначала – сенокос в Дорнод аймаке, потом – служба в Гоби. Сегодня Монголия стала для меня обыденной.
В 2023-м, в Улан-Баторе, халхи искали со мной встречи ради того, чтобы только посмотреть: им было любопытно знать, что есть такие монголы. А какие такие я даже не понял. Многие из халхов и других монголов хотели бы на Аргунь или Эргунэ-кун.
На Аргуни, у Большого Хингана, я работал в середине 1980-х годов, бродил по тайге, потом часто ездил туда, а в Абагайтуе (рядом с границей) ставил памятник. В общем, Аргунь прошёл от Молоканки (на границе с Китаем) до Покровки (соединения с Амуром). Примерно также знаком с Ононом – от нижнего течения до верховьев на Хэнтэе. В последний раз ездил от Эрээнцава до Батширээта в октябре 2023 года.
Просились и просятся в маршруты монголы Монголии, Китая, России, русские из разных концов страны, друзья разных национальностей – писатели, художники, композиторы. Несколько раз выезжал с ними по Аргуни и Онону.
Далее возникла мысль – ездить и рассказывать всем желающим. Но сначала – от Хингана до Хэнтэя. Вживую. То, что знаю и чувствую я, нужно знать всем монголам мира. И не только им.
Маршрутов в монгольском мире нескончаемо много. Сборов, конечно, никаких нет, а если есть, то – одиночные, мизерные. Реквизиты – для патриотов. Спасибо им…
Люди должны осознать, что под трёхсотлетней российской историей находится полутора-тысячелетняя история монголов мира, после падениях их империи возникли народы и страны II тысячелетия, границы которой начинают меняться в начале III тысячелетия.
Без такого осознания говорить о каком-либо развитии или знании какой-либо истории нет никакого смысла.

P.S. В посте ошибка: слово «немцы» известно только в России, где славяне называли так всех, кто говорил иначе, чем они, то есть «немые» или тупые. Нормальные люди называют их «германцами», а монгол скажет «герман х;н».

19 июня
К приезду участников мы смастерили два длинных стола, скамьи, очаг на улице. Как и было намечено, участники маршрута начали съезжаться 19 июня. Накануне, я с Цырендаши съездил за бараном. Он оказался огромным. Баир зарезал, освежевал, разделал. С утра я начал варить в большом котле мясо. Потом разложил их в тэбшээ. К приезду участников всё было готово.
Прибыли друзья из Улан-Удэ, Читы, Агинского, из Новой Зари – я и Цырендаши. Всего 4 машины.
После обеда отправились на Онон, где и устроили первый табор. Узнали ближе друг друга, соразмерили маршрут и возможности. Цырендаши остался. Было восемь стало семь.
Двинулись в путь на рассвете 20 июня.

20 июня
Остановились у моста через реку Борзя, где организовали короткую лекцию. Кстати, такие лекции будут сопровождать нас в течение всего маршрута. Ещё раз убедились, что Борзя – это Бооржа, земля и река боржигинов.

* * *

Следующая остановка деревня Лаха у подножия Адун Челона, гостили у знакомых нашего Абиды. Потом заблудились, но нашли вершину Адун Челона, откуда открываются великолепные виды на просторы монгольского мира, включая и степи Дорнода, и Хухэ Уула. Помолились – и в путь.
Заправили машины в Борзе и двинулись по трассе на Александровский Завод, делая остановки для кратких лекций. По дороге возникла мысль перестроить маршрут: и мы двинулись на Кондуйское городище.

* * *

Городище нашли с большим трудом. С недавних пор место затапливается. Говорят, местный фермер перегораживает ручей или речку. Первая неудача: наш «Соболь» попал в болотину. Пришлось ехать в село за трактором. Добрые люди есть везде.
Городище и памятник нашли, подняли упавшего воздушного коня «хий морин», который поставил ещё зимой один из наших друзей. Было очень много разговоров о нашей великой истории и священной земле, монгольском мире и монгольских народах.
Побывали и в селе, где стоит церковь, построенная из камней бывшего Кондуйского дворца, принадлежавшего сыну Хасара Исунке.
Вечером, перебравшись по «дороге смерти» через Улюрунгуй отправились в Краснокаменск, где устроили второй табор.

21 июня
Рано утром отправились на Хирхиринское городище. Ехать надо через совхоз «Целинный» и песчаный карьер. В селе видел удручающую картину: пьяных бурят, знающих только русскую матерщину и смеющихся над бурятами.
На Хирхиринском городище – особая аура. Отчётливо видны насыпи дворца хана, холмики и ямы домов ремесленников, прогал между насыпью – это ворота. Так и видишь, как подскакал к дворцу всадник, быстро спешился и торопится, через охрану, с докладом к хану.
Впечатляет вся местность: и само городище, и Окошки – кладбище средневековых монголов, и дальние горы, где был найден Чингисов камень. Конечно, мы поднесли хадаки, поклонились и помолись месту, а Баир Дамбиев провёл особый обряд, который подготовил заранее.

* * *

После обеда отправились в Нерчинский Завод, ближе к историческом месту всех монголов мира – Эргунэ Кун. Ехали через Талман Борзю, Александрово-Заводский и Калганский районы. Это большие расстояния. Перед нами открывались потрясающие картины предгорий Хингана: всюду высокие сопки, горы, причудливые скалы, лес, березняки и осинники, беспредельное разнотравье и разноцветье. Цветы самых удивительных цветов и видов, преобладает Марьины коренья. До самого горизонта – синева и зелень в пятнах радужных красок. Для меня – знакомые картины, я жил здесь, где под трехсотлетней историей России – тысячелетняя история монголов мира. Многие названия сохранились, особенно – Шивей и Мэнгу.

* * *

У моего сердца есть все основания волноваться при виде Нерчинского Завода: я жил там (был вынужден бежать от советской власти) в середине 1980-х годов под горой Крестовка (Култук) в избушке времён Петра Первого. Всё в моей жизни было и есть правильно: бегство моё стало открытием самого себя и реальной истории. Жизнь – испытания…
В горе Култук или Крестовка добыто первое серебро России, здесь же – Мунгальские серебряные копи, где бегут реки Алтача, Мунгача, Тумурча или Тулгача (записано Тузяча). В километрах 100 отсюда, на побережье реки Цзилюхе или Нюархе, а в древности Мэнгу, которую русские называют Быстрой, находится Эргунэ Кун. Я знал об этом в годы своей молодости, когда жил в Нерчинском Заводе и ходил по Аргунской тайге вместе со своим другом Владимиром Зыряновым. Сегодня мою догадку подтвердили учёные России, Китая, Монголии и других стран. Всю Аргунь от Крестовки до Покровки можно назвать Эргэнэ Кун.
Нерчинский Завод в прошлом и сегодня – сплошная разруха, но вся – история. И до сих пор стоит (неизвестно как!) дом Кандинских, а с ним и музей каторги, где мы и побывали.
Для моих друзей Нерчинский Завод и Аргунь – потрясающее открытие. Мы доехали до Олочей, откуда до Эргунэ Кун – 80 километров по непроходимой тайге. Но история чувствуется и здесь: китайская сторона вся в стройках, возвышаются величественные юрты и здания русский архитектуры. Там строят центр монгольской истории и культуры, а здесь ничего не знают об этом. Ждут мои рассказы? Впрочем, просят выступить…
Потрясённые увиденным и услышанным, мы устроились в допотопной гостинице Нерчинского Завода, владельцы которой сегодня мои знакомые – семейство Адамян. И крепко уснули… И снились нам наши предки – древние монголы, плавившие здесь железные горы.
К сожалению, наши друзья из Улан-Удэ – Баир Дамбиев и Алексей Аширов получили неотложную весть из дома и вынуждены были срочно покинуть нас. Отправились в ночь… Было семеро осталось пять.

22 июня
Из трёх машин остались две: Соболь и Митцубиси.
Утром отправились обратно. На Онон. Сегодня будет полнолуние, ночь, когда юный Тэмуужин бежал из тайчиутского плена. Эта ночь – начало зарождения великой Монгольской империи. Мы обязаны почтить это полнолуние, провести обряд, выпить и предаться веселью. Это праздник всех монголов мира!
И снова на протяжении почти 400 километров нам встречалось множество рек с названием «Борзя» или «Бооржа». Земля боржигинов!
По дороге купили барана. На берег Онона прибыли вечером. Устроили табор. Развели жертвенный костёр, приготовили блюда, хадаки, речи. Наступило полнолуние, а с ним и обряд, перешедший в праздник. Казалось, что и сам юный Тэмуужин, вместе со своими спасителями – Сорган Шира, его сыновьями и дочерью, радуются вместе с нами…
Эта тема, как и весь наш маршрут, отдельный рассказ, который войдёт в будущую книгу об Ононе и Тэмуужине.

23 июня
Рано утром выехали на границу с Монголией, в Соловьёвск. Там было уже около пяти машин. Пропускают медленно. И мы не успели… Я позвонили в дирекцию Даурского заповедника, и мы остановились на кордоне «Уточа», что в нескольких километрах от ПП «Соловьёвский». Заодно посмотрели на удивительную природу даурского ландшафта, высохших Торейских озёр, животных, птиц… Красота степи нереальная и сюрреалистична!

24 июня
Ещё одна неудача: наш «Соболь» не пропустили через границу. Болоту Арьянову и Бальжиниме Цыренову пришлось срочно перегружаться в «Митцубиси». С огромным сожалением Абида Дагбаев был вынужден вернуться обратно в одиночестве.
Осталась одна «Митцубиси Паджеро спорт», мощный аппарат, способный преодолеть любые дороги, что он и доказал, оказавшись в Монголии, куда мы въехали уже вчетвером.
Мои родственники – Энхбаяр и Майцыцык ждали меня на монгольской таможне, приготовив сим-карту и тугрики.
Покушав в Эрээнцаве мы двинулись в сторону Дашбалбара, на перевале которого я снова повстречал знакомых, едущих по выборным делам. В Монголии на 28 июня были назначены выборы депутатов в Народный Хурал. Зачем беспокоить сомон в такое время, не лучше ли остановиться на базе отдыха у Чухуу нуур? Там мы и заняли одну из юрт, любуясь природой и людьми Монголии, большинство которых оказались бурятами, а один – грузин, громогласность которого урезонил наш Болот.

25 июня
Чухуу нуур, что в километрах 20 от Дашбалбара прекрасен. Лебеди, журавли и другие птицы покачиваются на глади озера, летают и перекликаются в окрестностях, где находится база отдыха…
В Дашбалбаре уже знали, что я с друзьями на базе Чухуу нуура. Заехав в сомон, я получил в банкомате тугрики, благо, что у меня есть карта Хаан банка. Нас встретила родственница моей жены Дамдинжав (Торноон), её муж уехал за бараном для нас, но мы, к сожалению, спешили. Кроме того, каждого из нас Торноон одарила подарком.
Ехали вдоль Улзы, то отдаляясь, то приближаясь к этой реке, кормилице бурят. Отдыхали на берегу, купались, беседовали, я рассказывал об истории бурятских сомонов Монголии, судьбах людей – субъектной части всех монголов мира. Баяндуун остался в стороне, к вечеру мы приехали в Баянуул, где за неимением мест в хороших гостиницах, поселилась в самой дешёвой. Уставшие за день, крепко уснули. В снах вставала быстрая и полноводная Улза.

26 июня
С утра двинулись в Дадал. На Хэнтэй! Дальше Дадала даже не думали ехать. Когда-нибудь, потом…
С Ундерхана или Чингиса – столицы Хэнтэйского аймака тянут автобан. До завершения ещё далеко. Насыпь, насыпь, промоины, трактора, бульдозеры, местами асфальт, съезды, заезды, городки дорожников. И так – всю дорогу. Китай не строит автобаны в сторону России, тянут сами монголы. Китайцы давно бы завершили…
Не доезжая до Норовлина, свернули на мост уже жиденькой Улзы. Ещё сто километров и будет исток реки… За мостом дорога петляет наверх. Всё выше и выше. Хэнтэй чувствуется. Вокруг сопки, горы, скалы, тайга, реки, ложбины. Дорог много. Интуитивно я выбрал среднюю и не ошибся: спустились прямо к главной дороге, ведущей на Онон, где на склонах горы построены правительственные дачи, за которыми начинается заповедник. В 27-30 километрах отсюда – Дадал, ставший одним из туристических центров Монголии. Похоже, и сами монголы скептически относятся к тому, что здесь, где и современная техника ездит с трудом, находится родина Чингисхана. Но мы не возражаем. Туризм есть туризм, политика есть политика…
На вершине перевала, как и всегда, меня ждал Очирбато, на этот раз – с другом Баисхаланом. Мы последовали за ним и очень скоро оказались в роскошном ресторане, через час – расположились в юртах зоны отдыха пограничников, где нас уже ждали…
Экспедиция достигла цели. Мы доехали от подножий Хингана до Хэнтэя!
Немного отдохнув, отправились на вершину, откуда открылись величественные вида на Бальджу и массивы горной тайги. Всюду разнотравье и разноцветье, не хуже, чем у предгорий Хингана. Вернувшись, устроили вместе с нашими друзьями ужин. Замечу: народ разный – монгол в Эрээнцаве сказал, что он дунганин, а монголка в Дадале представилась эхириткой, есть халхи, узумчины, баргуты, хамниганы.

27 июня
Целый день осматривали достопримечательности, побывали в частном музее, слушали рассказы местных жителей. Очирбато приготовил нам «боодог» или «боолто» тарбагана. Ни водка, ни молочное архи, ни коньяк никого не опьянили. Было удивительно спокойное настроение, когда ничто и никто не может встревожить человека, находящегося в своём мире.
Ночью зарядил дождь. За всю нашу поездку не было, а под конец – нагрянул…

28 июня
Дождь не перестаёт. Мы попрощались с Хэнтэем и двинулись обратно. Заезжали через Соловьёвск, вернёмся через Ульхун. Маршрут я перестроил в самом начале, получилось по ходу солнца.
Весь монгольский «автобан» от Ундерхана до Баян-Уула размыт. Казалось, что иногда едем по руслу реки. Проголодались и устали. В Баян-Ууле отдохнули, наелись до отвала, как только влезло столько! Дальше двинулись не спеша. Наконец-то, граница, монгольские и уже не совсем привычные русские лица пограничников. Таможню прошли без приключений…
За границей дождь полил сильнее. Дальше начался ливень, в метре ничего не видно. Ехали по правой стороне Онона. Ливень за Куранжой кончился. Почувствовали великую засуху и зной. Из рая мы попали в ад!
В Новую Зарю прибыли ночью. Почаевав, Бато на своём «Митцубиси» заспешил в Агинское, а Бальжинима с Болотом остались у своей «Хонды», оставленной в нашем дворе. Теперь нам будут сниться Хинган и Хэнтэй…

29 июня
Утром уехали Бальжинима и Болот. Экспедиция «Хинган-Хэнтэй-2024» завершилась, и далее ждёт описания, которое я включу в одну из книг до конца года…

30 июня
Жара. Зной. Буряты называют это «Улаан дзууд». Засуха. Снятся ливни и травы Хингана и Хэнтэя…


Рецензии