12 07 Международный день борьбы с песчаными бурями

 12 июля - Международный день борьбы с песчаными и пыльными бурями.

 Песня из далекой молодости:

 "Я с тоской смотрю на бархан,
 Вглубь песков ушёл караван,
 Злой самум заносит следы,
 Но всегда и везде помни ты:
 Я буду ждать тебя
 Возле пальм у трёх дорог,
 Знаю я, вернёшься ты,
 Как бы ни был путь далёк"

                Автор стихов Гаджикасимов.

  Песчаные и пыльные бури и их пагубные последствия - это проблемы международного значения.

Генеральная Ассамблея ООН призывает к сотрудничеству на глобальном и региональном уровнях в целях предупреждения и сведения к минимуму последствий песчаных и пыльных бурь путем укрепления систем раннего оповещения и на основе обмена информацией о климатических и погодных явлениях для составления прогнозов песчаных и пыльных бурь.

         Цифры и факты

Около 2 млн тонн песка и пыли ежегодно попадает в атмосферу.
Песчаные и пыльные бури в основном встречаются в сухих и пустынных регионах, но могут перемещаться на большие расстояния, оказывая воздействие на регионы, расположенные гораздо дальше.
Частицы пыли, распространяемые песчаными бурями, обеспечивают питательными веществами морские экосистемы, но также способствуют гибели кораллов и образованию ураганов.

Песчаные и пыльные бури могут нарушить работу авиации и наземного транспорта.

Песчаные и пыльные бури влияют на сельское хозяйство и ведут к опустыниванию.

Устойчивое управление водными и земельными ресурсами может снизить воздействие песчаных и пыльных бурь.


     Защита людей от песчаных и пыльных бурь (ВМО)

 Ежегодно в атмосферу поднимается около двух миллиардов тонн пыли. Согласно докладу «Влияние песчаных и пылевых бурь на океаны: научная экологическая оценка для разработки документов», даже самые мелкие частицы могут оказывать сильное негативное влияние на функционирование как экосистем, так и жизнедеятельность Земли в целом.

              Почему происходят пыльные бури
 Возможность попадания песка или пыли в атмосферу зависит от влажности почвы и её текстуры, наличия поверхностной корки, растительности и скорости ветра. В результате турбулентной диффузии и конвекции мелкие частицы пыли переносятся на высокие уровни тропосферы, где воздушные потоки могут переносить их на большие расстояния. Пылевые частицы в атмосфере рассеивают и поглощают солнечное излучение и изменяют облака и процессы выпадения осадков.


  Известно немало описаний песчаных бурь в пустынях. В наши дни, когда пустыня пересечена автомобильными дорогами, а над ними по всем направлениям пролегают воздушные трассы, гибель на великих караванных путях уже не грозит путешественникам.

 Но в прежние времена многие гибли. За час-полчаса до того, как поднимется беспощадная буря, яркое солнце тускнеет, заволакивается мутной пеленой. На горизонте появляется маленькое темное облако. Оно быстро увеличивается, закрывая голубое небо. Вот налетел первый яростный порыв жаркого, колючего ветра. И уже через минуту меркнет день. Тучи жгучего песка нещадно секут все живое, закрывают полуденное солнце. В вое и свисте ветра пропадают все остальные звуки.

 «Задыхались и люди и животные. Не хватало самого воздуха, который словно поднялся кверху и улетел вместе с красноватой, бурой мглой, уже совершенно покрывшей горизонт. Сердце страшно стучало, голова болела немилосердно, рот и глотка высохли, и мне казалось, что еще час – и смерть удушения песком неизбежна», - русский путешественник прошлого века А.В. Елисеев описывает бурю в пустынях Северной Африки.

 Песчаные бури – самумы – с давних пор овеяны мрачной известностью. Недаром они носят это название: самум – значит ядовитый, отравленный. Он действительно губил целые караваны. В 1805 году самум, по свидетельству многих авторов, засыпал песком две тысячи человек и тысячу восемьсот верблюдов.

 Мелкая песчаная пыль, которую поднимает сильный ветер, проникает в уши, глаза, нос, в легкие. Потоки сухого воздуха вызывают мучительную жажду. Спасая жизнь, люди ложатся на землю и плотно закрывают голову одеждой. Случается, что от удушья и высокой температуры они теряют сознание.

 Вот отрывок из путевых записок венгерского исследователя Средней Азии А. Вамбери: «Утром мы остановились на станции, носящей милое название Адамкирилган (место гибели людей), и нам достаточно было взглянуть вокруг, чтобы увидеть, что название это дано недаром. Представьте себе море песка, идущее во все стороны, насколько хватит глаз, изрытое ветрами и представляющее собою, с одной стороны, ряд высоких холмов, лежащих грядами, подобно волнам, а с другой – как бы поверхность озера, ровную и покрытую морщинами ряби. Ни одной птицы в воздухе, ни одного животного на земле, ни даже червяка или кузнечика. Никаких признаков жизни, кроме костей, побелевших на солнце, собираемых каждым прохожим и укладываемых в тропинку, чтобы легче было идти...

 Несмотря на томительную жару мы принуждены были идти днем и ночью по пяти-шести часов сряду.

 Приходилось спешить: чем скорее мы выйдем из песков, тем меньше опасности попасть под теббад (лихорадочный ветер), который может засыпать нас песком, если застанет на дюнах...

 Когда мы подошли к холмам, то караван-баши и проводники указали нам на приближающееся облако пыли, предупреждая, что надо спешиться. Бедные наши верблюды, более опытные, чем мы сами, уже чувствовали приближение теббада, отчаянно ревели и падали на колени, протягивая головы по земле, и старались зарыть их в песок. За ними, как за прикрытием, спрятались и мы. Ветер налетел с глухим шумом и скоро покрыл нас слоем песка. Первые песчинки, коснувшиеся моей кожи, производили впечатление огненного дождя...»

  -------------------

    О ВИХРЯХ
Устрашающее явление в великих пустынях – песчаные вихри. Они достигают порой огромных размеров.

Горячий песок нагревает воздух до пятидесяти и более градусов и быстро устремляется вверх. Поднимаясь по спирали, он увлекает с собой тучи песка и над землей возникает вращающийся песчаный столб. Сметая все на своем пути, с шумом несется он вперед, становясь все выше и толще. Бывает, что за одним таким вихрем следует несколько других. Долгие часы они, шипя, они кружат по пустыне, сталкиваются, рассыпаются и рождаются вновь.

 Знакомы грозные пылевые вихри и североамериканским засушливым степям.
 Майн Рид в романе «Всадник без головы»: «С северной стороны над прерией внезапно появилось несколько совершенно черных колонн – их было около десяти... Эти огромные столбы то стояли неподвижно, то скользили по обугленной земле, как великаны на коньках, изгибаясь и наклоняясь Друг к другу, словно в фантастических фигурах какого-то странного танца. Представьте себе легендарных титанов, которые ожили на прерии Техаса и плясали в неистовой вакханалии».

             СТОНУЩИЕ КАМНИ
 Поверхность нашей планеты не есть нечто застывшее И неизменное. Облик Земли медленно, но все время меняется. Если бы мы располагали излюбленной писателями-фантастами «машиной времени», которая позволила бы нам сравнить «век нынешний» с «веком минувшим», имея при этом в виду целые геологические эпохи, то нашему удивлению не было бы предела.

 Один швейцарский ученый, обнаружив в Альпах окаменевший створки моллюсков, пришел к выводу, что эти моллюски обитали здесь около ста миллионов лет назад. Из этого следует, что тогда вокруг Альп плескалось море, сами же Альпы были островом.
 В пустыне Кызылкум советские ученые недавно обнаружили окаменевшие древесные стволы и решили, что здесь в ту же эпоху, то есть около ста миллионов лет назад, была не пустыня, а море, по берегам которого росли мангровые леса.

 Находка советских геологов преподнесла сюрприз: эти окаменевшие деревья по вечерам, когда над пустыней опускалась прохлада и поднимался легкий ветерок, начинали звучать, словно кто-то играл на неведомом духовом инструменте.
 Таинственного поначалу музыканта вскоре нашли. Им оказался ветер: проходя меж окаменевших деревьев, проникая в их пустые стволы, он образует завихрения – они-то и рождают звуки.

О «говорящих», «поющих», «стонущих» камнях в истории народов можно найти немало любопытных сведений.

южноамериканские индейцы, жившие по берегам реки Ориноко, были убеждены, что души умерших поселяются в скалах. Время от времени люди слышат, дескать, их стоны. Когда здесь побывал знаменитый немецкий ученый и путешественник А. Гумбольдт, он обнаружил в прибрежных скалах, в этом, по мнению индейцев, прибежище человеческих душ, много узких и глубоких трещин, стенки которых покрыты тоненькими листочками слюды. Эти листочки и издавали тот самый «стон», который индейцы принимали за стон отлетевшей от человека души. «Стонали» скалы, естественно, по ночам. Ведь ночью становилось прохладно, а скалы еще хранили в себе накопленное за день тепло – теплый воздух из глубоких трещин устремлялся наружу, обдувая слюдяные листочки и заставляя их звучать.

 В Югославии одно из мест близ Куршумлии долгое время считалось дьявольским. Каменные фигуры, созданные старанием ветра и влаги, тоже по ночам издавали различные звуки, пугая суеверных людей, для которых эти звуки были не чем иным, как дьявольскими кознями.

 В Египте по утрам, при восходе солнца, ЗВУЧАТ колонны – остатки древнего Карнакского храма. Французские ученые заинтересовались и установили, что колонны сложены из очень пористого камня. Днем у нагретого горячим солнцем камня поры  увеличиваются в размерах (обычное тепловое расширение – явление, известное ныне каждому школьнику), воздух проходит через них без задержки, и колонны молчат.

Утренняя прохлада создает условия, при которых движение воздуха в порах сопровождается звуком, напоминающим стон.

 Около четырех тысяч лет назад египетский фараон Аменхотеп 111 приказал высечь из камней в честь своего отца Аммона две огромные статуи. Около двух тысяч лет они стояли недвижно и молчали. Но однажды произошло землетрясение, одна из статуй раскололась на две части и с тех пор стала «говорливой».

 Молва о великом чуде облетела весь античный мир. Говорили, что каждое утро, как только лучи восходящего светила согреют разбитую статую, она издает протяжный и жалобный стон, точно жалуясь богу Солнца на свою судьбу. Многие пожелали лицезреть чудо. У подножия статуи оставляли высеченные на камне слова удивления и поклонения.

 Некий римлянин Аррий вырезал на ее подножии такие строки:

 «Великие боги! Какое поразительное чудо вижу я своими глазами! Это бог, это один из небожителей, который, вселившись в статую, позволяет слышать свой голос и привлекает к ней толпы народа. Поистине никогда смертному человеку не удастся произвести такого чуда».
Но даже в те давние времена, когда многие непонятные явления природы считались чудесными, были люди, которые пытались найти естественные причины этого явления.
 Знаменитый географ древнего мира Страбон, побывав в Египте писал: «Говорят, что из статуи раз в день бывает слышен особый звук, который похож на звук, производимый слабым ударом: он исходит из той половины статуи, которая остается на пьедестале. Что касается меня, то, посетив эти края вместе с другими очевидцами, я действительно слышал около первого часа какой-то шум. Шел ли он из подножия, или из самой статуи? Не зная действительной причины, лучше вообразить что угодно, чем предположить, что камни могут звучать».

 Теперь мы знаем: при определенных условиях камни на самом деле могут звучать. Ничего в этом сверхъестественного нет... Римлянин Аррий в своем естественном неведении ошибался: «смертный человек» сотворил чудо (каменотесы Аменхотепа III изготовили статую из пористого камня), он же его и уничтожил.

 Как-то послушать статую прибыл римский император Септимий Север. Но ему «не повезло»: она почему-то молчала – впрочем, так бывало и прежде. Септимий истолковал молчание статуи в духе своей веры – скорее всего, бог недоволен тем, что статуя лежит поврежденной, надо ее восстановить.

 Когда же это было сделано, каменное изваяние замолчало навсегда.

 «Смертный человек», опираясь на законы физики, способен творить подобные чудеса по своему желанию.
 В Алматы установлен памятник композитору и поэту Коркуту, жившему в VIII-IX веках. Сооружение напоминает смычковый инструмент, похожий на скрипку. В него вмонтированы специальные трубы, которые при ветре начинают петь. Кстати, идею такого памятника архитекторам и инженерам подсказали «звуковые маяки», которые иногда устанавливались в казахских аулах. Это были особые трубы с отверстиями, на ветру они издавали свист, чем помогали пастухам и охотникам верно ориентироваться в степи.

      12 июля 2024

 


Рецензии
Кстати, идею такого памятника архитекторам и инженерам подсказали «звуковые маяки», которые иногда устанавливались в казахских аулах. Это были особые трубы с отверстиями, на ветру они издавали свист, чем помогали пастухам и охотникам верно ориентироваться в степи.(С)

Марианна, не знала об этом. Инересно.У нас ранше над печными трубами делали крыши с флюгером (чтобы додь не попадал). Они тоже иногда звенели, а флюгер показывал направление ветра.
Жаль, это были не крыша, а настоящее произведение исскуства ручной работы в кузнице. Очень нравились старинные чугунные заборы - сейчас их заменили ерундой.
И песню вспомнила - я её пела. Мы конкурсы устраивали среди себя ;)

Интересные факты - раньше не читала.

Здоровья и радости!

Надежда Шевцова   28.07.2024 10:29     Заявить о нарушении
Надежда, спасибо за отзыв!
Интересно узнать про трубы и флюгер, которые были как
"настоящее произведение исскуства ручной работы в кузнице" ВАм нарвились старинные чугунные заборы. А я вспомнила, как я любовалась чугунными оградами балконов на ул. Сувоврова и Крылова в Витебске. Эти кусочки застройки остались от старого города (хоть и они были отремонтированы) - остальные здания Витебска лежали в руинах после войны. Очень красивые, все с разным рисунком, особенно интересные над угловыми частями и входами. А потом их куда-то утащили (в какой-то музей, кажется) - и тоже заменили на более простые.
Поэтому я всегда разглядываю детали старинной застройки в Бельгии, там всё сохраняют бережно, не заменяя, а только ремонтируя.

Вам тоже здоровья!

Марианна Ольшевская   28.07.2024 17:09   Заявить о нарушении