Творчество русского писателя Максима Горького

Творчество русского писателя Максима Горького.

Ранние рассказы, легенды и сказки.

Развитие горьковского героя: от романтического босяка к революционеру, через спор о гуманизме в пьесе «На дне»

После Октября: от «Несвоевременных мыслей» до «Клима Самгина»

Горький знал, что всё отличное от Бога, есть Дьявол
А. Синявский (А. Терц)

Опять культура? Да снова культура. Я не знаю ничего иного,
что может спасти нашу страну от гибели.
М. Горький
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков — 1868 - 1936гг.) ­- фигура, не менее причудливая и экзотичная, трагичная в своей гениальности и фанфаронски раздутая часто в чуждых ему интересах, чем любая иная  из множества персонажей истории ХХ века, противоречивых , как и сам век, вобравший в себя сгустки истины в потоке времени и жажду милосердия в грязи и ужасе войн и революций, и кровь миллионов, загубленных ради «светлого» или какого иногобудущего.
Творчество писателя можно убить двумя способами: первый, не публиковать его книг, нигде не упоминать его имени, в конце концов избавиться от него физически, что в России применялось очень часто и последовательно, второй, более изощрённый, убивал творчество писателя во времени, лишая его будущего, тогда, когда его творчество навязчиво канонизировалось ещё при его физическом существовании, писатель превозносился как «святой» реального времени, по Маяковскому «навести хрестоматийный глянец», сознательно превращая облик художника в икону, часто с дьявольскими искажёнными чертами, нехарактерными для того, с кого якобы образ написан.
Мало кто из писателей, а в особенности его творчество пострадали от подобного так как Алексей Максимович Горький. Он, законнейший наследник великой русской литературы XIX века, что подтверждают его произведения, и те, что включались в его многочисленные собрания сочинений, и те, о которых читатель узнал лишь в 90-х годах ХХ века.
Писатель родился в Нижнем Новгороде, который после его смерти почти 70 лет носил имя «Горький», с детства познал все прелести скудного существования, нищенства и бродяжничества, став знаменем всех честных людей в России конца XIX, начала ХХ веков. Когда Николай II утвердить  писателя в звании академика русской словесности, из неё принципиально вышли Бунин, Короленко, Чехов. Постоянно в своём творчестве и деятельности, стремясь к добру и свету, он терял жизненые ориентиры, коллег и друзей по литературе и жизни, отдалялся от близких, и наконец остался в одиночестве и приторной изоляции, когда даже молодые писатели, с которыми он работал, оказались сотрудниками ОГПУ (Павленко). Даже его смерть стала карающей десницей для неугодных режиму: так Николаю Бухарину, одному из сподвижников В.И. Ленина, кроме всех его смертных и иных грехов приписывалось ещё и отравление «великого пролетарского писателя». И.В. Сталин, официально превознося творчество М. Горького, восхваляя его не самое лучшее произведение «Девушка и смерть», называл его сильнее, чем «Фауст» немецкого поэта Гёте. Стихотворение в прозе «Песня о Буревестнике» включалась во все учебникии хрестоматии, а самого писателя называли «Буревестник революции», некоторые высказывания писателя стали официозными лозунгами нового общественного устройства: Если враг не сдаётся — его уничтожают. Побывав в открытой тюрьме под открытым небом на строительстве Беломорского канала, насмотревшись на подневольный труд, Горький пишет в книге о своём посещении стройки: «Нужны подвиги, подвиги...», воспевает «радость труда» подневольных людей…
Хотя на самом деле А.М. Пешков мягкий, стеснительный человек, любивший после испытанной нищеты и унижений, хорошо пожить, воспитывавший своих внучек, и как заметил посетивший СССР и писателя за год до его смерти, французский литератор Ромен Ролан: «...глубоко несчастный человек»
С самого начала жизни Горького отличала любовь к книге, вера в неё, фанатическая преданность печатному слову, его воздействию на людей.
Сам М. Горький как автор не признавал компромиссов. Все поступки и любовь его ранних героев, свободных и красивых людей завязана на конфликте: либо яркая прекрасная в своём выборе жизнь, либо вспышка поступка, подвига и смерть. Например, в рассказе «Старуха Изергиль» множество ярких смертей персонажей, а сама героиня-рассказчица переживает, что не сумела умереть будучи красивой сильной женщиной. По сути этот рассказ вместе с его первым (1892г.) напечатанным рассказом «Макар Чудра» стал нравственно-эстетическим кредо писателя на долгие годы. Он декларировал: «Видно ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль»
Как автор Горький часто избирал для изложения своего материала контрастно-симметричную композицию, построенную на антитезе противостояния  противоположных героев, утверждающих в столкновении, утверждающих в столкновении трагического и житейского начал, забвения и бессмертия, отстаивая позицию любви к людям вообще…
К сожалению позднее писатель уверовал в возможность насильственного счастья, хотя ещё в рассказе «Мальва» он против этой спорной идеи, восхищаясь красотой плоти и духом героини, он оставляет выбор за самой героиней. В рассказе «Старуха Изергиль» Ларра, трагический характерего титанизм, надменная гордость, порыв к самоутвержению и опустошённость души приводят к вечному одиночеству, а героико-романтический ореол его противоположности Данко остаётся в сознании людей, даже раздавивших пылающее сердце их будущего кумира и спасителя — и опять свой финал выбрали сами герои. Правда, мотив людской неблагодарности звучит диссонансом всей романтическо-героической концепции рассказа. Вообще «сердце-солнце», «человек-светоч» - ключевые смысловые символы образности раннего периода творчества Горького. Эти романтические символы, вписанные, казалось бы, в реалистический антураж необычны для прозаической литературы своего времени. Удивительны по своему жизнелюбию «Сказки об Италии» (1911г.) В них необычный для читателя колорит Италии, яркая, сверкающая всеми красками природа, изумительно непосредственные и прекрасные люди. Именно в этих «Сказках...» писатель впервые показал радость по-настоящему нужного обществу труда, в них нет ничего излишне высокопарного или неточного. Сам он писал: «Сказки...» - это картинки действительной жизни». Писатель всегда был счастлив, когда видел ростки радости в непроглядной темноте бытия, тьме, которую он показал в цикле рассказов «Городок Окуров», где изобразил всю мерзость, виденной им в российской провинции реальной жизни. Но желание увидеть как можно больше проблесков светлого в темноте реальности делало его мене зрячим, ослепляло и позднее заставляло искать радость там, где её быть не могло, искать социальное решение и учение, предлагающее быстрое решение проблем всех нищих, бездомных, голодных и неустроенных. И таким учением для него стали постулаты социал-демократии, отстаиванию и изображению коих он посвятил свой роман «Мать» написанный им в США в 1906-ом году, а в 1907-ом напечатанный в России…

С нравственными качествами, которые Горький встретил в среде отверженных,
он, как с мерилом подходит к разным слоям общества… Видно что-то неладное
творится в самом обществе, если жемчужину его нравственного уклада надо
искать на задворках в навозных кучах.
В.В. Воровский

Символика природы: образы моря и грозы в их единстве с судьбами и характерами персонажей, романтическая одухотворённость, мятежные порывы, устремлённость в будущее, жажда пересоздания мира и неумение реально делать — всё это пронизывает ранние вещи писателя, но уже к 1902-ому году сие не удовлетворяет его самого. Этапным в развитии горьковского идеала и характеров его героев стало произведение, поднимающее общефилософские вопросы жизни. Пьеса «На дне», написанная и поставленная в Художественном театре в том же 1902-ом году. О ней очень хорошо отзывались классики русского театра, два великих режиссёра: Станиславский и Немирович-Данченко. Пьеса до сих пор волнует людей поставленными в ней вопросами смысла бытия: по её мотивам поставил фильм, объехавший весь мир знаменитый японский кинорежиссёр Куросава.
Это драматическое произведение как никакое другое, созданное писателем, говорит о необходимости веры в человека, утверждает идеалы добра и справедливости. Горький так много насмотрелся в детстве и в юности на гримасы и ужасы жизни, что ради показа причин, искажающих человеческую натуру, в своём творчестве идёт на временный отказ от романтических принципов, плодотворность которых принесла ему всероссийскую известность. Из столкновения основных действующих лиц пьесы, антиподов старца Луки и гуляки Сатина автор выводит формулы истинной человечности. По мнению писателя, в понимании им проблем своего времени, человек может и должен быть не только гордым и сильным, но и достоин жалости и сочувственного сопереживания все персонажи: Актёр, Настя, Клещ, Барон, да и сами Лука с Сатиным. Например, в Сатине много жестокости, озлобленности, но всё это, по авторской мысли, черты не им самим нажитые, а скорее предопределённые социальными условиями ареала его существования. Самородок-философ Лука вызывает не столько жалость сколько уважение своей твёрдостью в отстаивании личной позиции. Самый главный вывод из своего повествования Горького в том, что человек в любом случае достоин лучшей жизни: каждый герой пьесы несёт в душе что-то хорошее — и это на самом дне жизни. Лука своими философизмами помогает выявить в каждом из ночлежников остатки человечности. Писатель считает, что каким бы не был человек, как бы низко не пал, он всегда остаётся человеком, и необходимо пытаться обнаружить в в нём это человеческое, и помогать ему выдавливать из себя рабское и злодейское, как бы по автору, социально наносное...
После успеха пьесы, Горький стал искать не просто рассуждающих о свете и свободе, как Лука, а действующих героев, и прототип такого персонажа он нашёл в родном Нижнем Новгороде. Пётр Заломов и его судьба стали той первопричиной, а революционные события 1905-07 годов форсировали поиск нового поворота в его произведениях. Литературовед и критик А. Синявский (Терц) написал по поводу его горьковского романа «Мать» спустя 70 лет после его опубликования: «Мать» как воспитание человека, как постепенное пробуждение в нём новых сторон и возможностей»
Что же особенного привнёс писатель в литературу своим романом о революционерах?
1. Новый конфликт: конфликт не одиночки или какого-то типа секты образования недовольных, а конфликт социально-классовый и, по-мнению Горького, постоянный.
2. Появились в массовом количестве новые герои, ранее неизвестные русской литературе, сознательные пролетарии: Павел Власов, Ниловна, Рыбин, Весовщиков, Федя Мазин,Андрей Находка.
3. Сохраняя лучшие традиции реализма в изображении действительности, писатель в романе пытается показать пути для изменения жизненной ситуации при помощи борьбы «передового класса», возглавляемого партией социал-демократов, за новое мироустройство.
Роман «Мать» Горький пишет в Америке, находясь там по просьбе руководства РСДРП, для сбора средств в партийную кассу. Появление романа можно было предсказать как реакцию на социально-политическую обстановку  в России в 1905-1907 годах с точки зрения представителей социалистического движения, и роман стал осмыслением уроков движения и восстания 1905 года. Автор показал в произведении осознание пролетариатом своей социальной роли: от каторги подневольного труда его герои идут к «одиноким искрам неумелой бессильной мысли» и наконец к рождению в пролетарской среде профессиональных борцов за изменение мира. Особую роль в структуре повествования Горький отводит массовым сценам  как показателю роста самосознания рабочего класса. По мнению писателя, революционная деятельность — это и есть духовное прозрение пролетариев. В романе проявились особенности творчества М. Горького, которые и позволили позднее назвать его родоначальником нового направления в литературе, «социалистического реализма», его всегда отличало жнлание увидеть в жизни ростки «нового, светлого, научить людей жить будущим» «Мать», как и романтические произведения писателя, - это своеобразная попытка создать положительный нравственный идеал для человечества, но такие попытки всегда утопичны и абстрактны, но не бесполезны в качестве воспитательного воздействия на человека, особенно молодого. В романе Горький обобщает разрозненные черты нового героя, рабочего-революционера и создал образ будущего «деятеля» и участника грядущих революций. Но самым необычным, новым и удачным образом, авторской находкой стал характер Ниловны. Писатель переносит смысловую нагрузку повествования с неясных и скучноватых революционно-идеологических догм в плоскость изображения самовозрождения человека, что дало ему возможность соединить идеи социальной борьбы с вечными идеалами материнской любви, как бы подчёркивая этим гуманистическую природу идей социализма…
Путь Пелагеи Ниловны к принятию идей сына и его товарищей даётся как правда близкая ей, открытая ей сыном, задевающая её душу и сердце. Эта правда, развиваясь от любви к сыну, движется к гордости за него и его друзей, затем становится желанием встать рядом с ними. Наконец, любовь к сыну переходит и на идеи, приносимые им, превращается в понимание того, что необходим только такой ход жизни, какой предлагают её сын и его товарищи, в конце концов перерастает в желание продвигать суть нового понимания в жизнь, приблизить другую жизнь своими собственными усилиями. И Ниловна начинает действовать. Автор использует специально различный лексический ряд, показывающий  о внедрении новых идей в сознание матери Павла: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «слышала какие-то новые слова, непонятные ей», «ей это нравилось», «и иногда она думала» Постепенно в сознании Ниловны эмоциональное принятие «правды сына» сменяется подсознательным служением идеям сына. Писатель повествует о том, как мир, доступный главной героине, в её сознании расширяется — от бытового неустройства и грязи окраинной слободки,с дымным, маслянистым воздухом до масштабов понимания, что в её каморке происходит что-то глобальное, рождается чувство какого-то духовного родства с людьми всего мира: «говорили о французах, англичанах и шведах, как о своих друзьях, о близких сердцу людях». Большинство сцен м оценок в романе  даны именно глазами и через восприятие Ниловны. Всё, что делает Павели его окружение, Горький отдаёт на оценку матери, а взор её любящий, и они замечают лишь то, что необходимо самому писателю. Вообще автор романа подменил узкосоциальное общечеловеческим, выдав за новую мораль художественную ситуацию, созданную им самим для продвижения своей постоянной идеи о возможности нахождения и воспитания лучшего в любом человеке, а в данном романе уточнив, что под воздействием хороших социальных идей.
Вообще герои романа «Мать» и особенно Ниловна утверждают два возможных типа взаимоотношений личности с исторической реальностью, либо контакт человека с новизной исторического развития или отчуждение его от своего времени. В этом главный нравственно-эстетический потенциал концепции развития личности, который предлагает литературе Горький, и это не противоречит его поискам в раннем романтическом творчестве.
Писатель своей героиней утверждает этот новый идеал для новой по своим критериям литературы, образ героя, способного менять не только себя, но и окружающие его условия, влиять на реальную жизнь, что и стало одной из основ, предложенного им подхода к изображению действительности, названного позже «методом социалистического реализма»

Конечно мы совершили опыт социальной революции,
- занятие весьма утешающее маньяков этой прекрасной идеи
и очень полезное для жуликов.
М. Горький. «Несвоевременные мысли»

Что бы не изображал писатель, быт окуровского мещанства, интеллигенцию, ищущую новых путей и путающуюсяв противоречиях времени, пьеса «Дачники», рабочую окраину в пьесе «Враги» или размежевание крестьянской общины в повести «Лето» он везде пытается выявить в реальности такие черты, которые свидетельствуют о будущем торжестве нового, о неизбежном крахе общества, основанного на эксплуатации и неравенстве. И «Исповедь», и пьесы: «Мещане», «Васса Железнова», «Егор Булычов», «Достигаев и другие» - все эти произведения о вере Горького в неминуемый крах существовавшего до 1917 года порядка вещей. Об этом же повествует его роман 1925 года «Дело Артамоновых».
Сразу после октября 1917 года писатель печатает цикл статей, объединённых названием «Несвоевременные мысли», из-за которых по требованию высокопоставленных большевиков, которые объявили его предателем интересов революции, был вынужден покинуть Россию. В этих написанных по следам событий статьях он всего лишь попытался сказать о том, о чём писали и Бунин, и Короленко, и многие другие известнейшие писатели того времени: он хотел предупредить о люмпенстве во власти на местах, о хаосе, привнесённом революцией и неконтролируемом новыми центральными властями.
В своих послереволюционных романах Горький рисует панораму русской действительности рубежа конца XIX начала ХХ веков, его творчество отличается широтой и масштабностью в охвате жизненных явлений. Примером сему служит его незаконченная социальная эпопея «Жизнь Клима Самгина» Она даёт красочное полотно российской жизни, глубокое и разностороннее представление о ходе общественно-социальной жизни страны за почти полвека дореволюционных десятилетий: о развитии капитализма на российской почве, о путях и тупиках познания интеллигенцией своего предназначения, о развитии и извивах рабочего движения в свете социал-демократических идей, о судьбе философских, этических и религиозных учений, о развитии литературных течений, - всё это писатель оценивал с позиций исторической перспективы, подводя итоги и полувекового периода в истории России, и своего творчества.
В творчестве М. Горького особо проявился один из любимейших им жанров, жанр литературного портрета, когда изображение конкретного, лица, одной «именованной» личности в сходстве с натурой, в достоверности воспроизведения реального облика современника в социально-бытийном антураже и состоит задача автора. В таком портрете устанавливается связь этой личности с исторической и общественной обстановкой через раскрытие индивидуальности человека, его духовного мира, возможности воздействия личности на реальную жизнь, окружающих её людей, а также на ареал его непосредственной деятельности в творчестве, общественной жизни, политико-идеологическом воздействии на реальную действительность. Чаще всего литературный портрет строится авторами на основе прозаического очерка. М. Горький писал: «Очерк весьма  широкая и неопределённая форма». И главной чертой очерков писателя, его литературных портретов становится гипер-интерес к одной или нескольким доминирующим чертам личности, которые автор считает главными и необходимыми для создания запоминающегося образа. Весь антураж портрета, вся характеристика персонажа нанизываются на на этот стержень, затем расцвечиваются красками авторского отношения к особенностям, психологии, нравственности, мыслей, облика и поведения героя, генерирующихся в его поступках, деятельности, отношении к окружающей действительности.
Словом, Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) ­- сложная и противоречивая творческая натура ХХ века, писатель, бывший центром русской общественной жизни более полувека, интеллигенции, умилявшейся его простым происхождением, затем ставшим кумиром советской элиты и обязательным фактором школьных учебников, власти поставившей его творчество на службу своим интересам, но Горький и явление мирового порядка, а для России и вневременная творческая фигура. Он стал необходимым для России творцом, поэтому, чтобы верно оценивать масштаб этой личности, творчество писателя в его полном и временном масштабе, нужны глубокие и принципиальные изыскания причин, приводящих его, как человека и писателя к отрицанию или оправданию тех реалий, современником, которых он был...

С. Серотян Отпечатано 12.07.2024
 
 


Рецензии