Персилский Дух

   Он весь в вежливости, поклонах, реверансах и убегает от нас.
Где его взять? На этой земле, где прошло так много поколений образованных и утонченных людей, под этим прекрасным солнечным небом, кажется, что мы сделали еще несколько шагов по пути мудрости и, если мы не отказались от тщетной надежды найти истину, мы узнали всё на свете. меньше скрывать от посторонних глаз и страстного любопытства множество путей, по которым любят следовать мудрецы.Мудрец практиковал в Персии доктрину кетмана, о которой Гобино, как всегда, говорил верно, но к которой мы можем еще вернуться.

Кетман - это искусство скрывать свои мысли не с намерением
обмануть того, с кем разговаривают, и извлечь из этого материальную выгоду,
а из уважения к чистоте идей, которые ничего не выигрывают от
публичного изложения. в самом деле, они рискуют быть запятнанными уничижительными комментариями других; возможно, софисты, со стороны
могут ли мошеннические маневры вызвать у них подозрения,
привлечь к ним злонамеренное внимание духовных и светских сил; они вызовут противоречия, споры и даже сражения. Для чего это нужно?
Если вы обнаружили сокровище, держите его спрятанным.
С бесконечными предосторожностями извлекайте из этого пользу только для небольшого числа избранных,таким образом, кетман не является апологетом скептицизма, но он прямо противоположен прозелитизму, который является самой опасной, самой разрушительной тенденцией в мире, породившей больше всего преступлений и войн, тех, которые делают невозможным подлинный мирмежду людьми. Публично исповедовать истину, желать, чтобы она сияла в глазах всех, волей или неволей вовлекать в нее людей,- вот что ужасает мудрого перса, который в одиночестве лелеет прекрасные и дорогие мысли.
Из глубины своего уединения он с некоторым презрением наблюдает за нашей
суетой. Он думает о том, что прозелиты из тысячи противоборствующих партий
на протяжении ста веков проповедовали человечеству, что есть люди, которые
неразумны. Что осталось от противоречивых тезисов и мнений в
какие из них, по мнению каждого, когда-либо содержали истину? Пепел, пыль,
дым. И все же в свое время они нашли людей, настолько убежденных в
своем превосходстве, что, не колеблясь, отдали
за них свои жизни. И мученики из всех лагерей; вера и наука
имеют значение, у каждого свое. Удивительно то, что ученые были замечены
в тюрьме и приняли смерть, а не признали ошибочность своих расчетов. Эй, болван, если твои расчеты верны, их достаточно для себя. Какой смысл рисковать кончиком своего мизинца, чтобы установить это?
Но, возможно, и мученик религии, и мученик науки не очень уверены ни в том, что они исповедуют, ни,по крайней мере, в аргументах, которые они приводят в поддержку своего дела.Затем они хотят подкрепить дополнительными доказательствами утверждение, которое не кажется им решающим. Они безумно воображают, что человеческое жертвоприношение доказывает что-то в порядке познания.

И не есть ли и у этих мучеников то, что врачи считаютони называют
это на своем языке эксгибиционизмом? Нужно выйти на сцену и
занять героическую позу на публике. Умереть, когда это необходимо, но с
устремленными на себя глазами мира. Короче говоря, каботаж в районе
возвышенного. Если бы общественность перестала интересоваться мучениками, на мартирологе можно было бы
поставить окончательную точку.

Из этих двух мучеников, мученика за веру и мученика за науку,
второй, безусловно, самый абсурдный. Первый действительно воображает,
что своей смертью он обретает небеса. итак, он делает расчет, и
кратковременное неудобство, от которого страдает его земная натура, он считает, что за
это ему заплатят сторицей вечными похвалами, которые он испытает. Но
ученый, на что он претендует, чтобы победить своим упрямством? Если его сжечь на
медленном огне, изменит ли это значение его теорем? Короче говоря, нас
убивают только за предположения, потому что какой человек настолько безумен
, чтобы ценой своей жизни противостоять вооруженному противнику, утверждающему, что
дважды два - четыре? «Эх! он отвечает: »Если вы не хотите, чтобы это
было так, то меня это мало волнует".

 * * * * *

Так говорит наш персидский мудрец. Если он достиг точки, откуда открывается прекрасный вид
на вселенную, он остерегается приглашать туда толпу. Он прячется
и наслаждается одиноким пьянством, которое кетман дает своим посвященным. Мы
видим, как было бы желательно послать в Персию бесчисленное
количество западных безумцев, которые хотят навязать нам, при необходимости силой,
системы, с помощью которых они думают обеспечить, хотя бы за наш счет,
счастье человечества.

Из наших французских писателей Монтень и Паскаль по разным
причинам мало заинтересовали бы иранца, но он их
осыпал бы восхитительной похвалой. На первом он заметил бы, что его
вздыбленный скептицизм - это его собственная цель, что он наслаждается этим, что он живет и
радуется этому, как в атмосфере, наиболее благоприятной для его ума. Ах
, если бы существовал тайный Монтень, эзотерическая доктрина
, пароль от которой знали бы лишь немногие! Что касается Паскаля, то, если у него есть
гений, к которому никто не может остаться равнодушным, он сражается лицом к лицу
за дело, которое он защищает. Как это варварски! Порт-Рояль заслужил
гонения, которые его разрушили.

Таким образом, нелегко узнать истинные мысли персов.
Благодаря многовековому использованию кетмана они достигли в
сокрытии мастерства, которое отдаляет их от нас. Как
неуклюже мы выглядим перед ними! Для искушенного европейца
персидское мышление - это серия головоломок, которые нужно разгадать, сложный замок
, который нужно открыть, шифр которого часто меняют.

Во время моего пребывания в Персии я практиковался в этой чистой игре между
всеми, чтобы развить тонкость ума. Таким образом, я каждый день
занимался интеллектуальной культурой и упражнениями на расслабление. Я в
почувствуй пользу еще раз. С персидским духом я вошел во
вселенную с более широкими горизонтами, чем горизонты мира, который я только
что покинул. Я обогатился способами мышления и чувств
, которые, по моему характеру и воспитанию, казались мне
совершенно чуждыми, и теперь, как мы видим, я могу писать
о кетмане и, возможно, даже применять его на практике.

Позже я был в России. К России нужно подходить с Востока, если
мы хотим что-то в ней понять. Мы также используем доктрину
кетман в этой шестой части света и люди, которые высаживаются на
Лондонские или парижские петербуржцы подвергаются странному разочарованию
, если берут у русских то, что они дают себе. Именно моему
предыдущему пребыванию в Персии я обязан тем, что оказался в России менее рассеянным
, чем другие жители Запада. Если бы не мои месяцы в Тегеране, славянская душа - в которой
все еще так много аромата Азии - осталась бы для меня закрытой.

 * * * * *

_ Персидские финансы._

Можно ли поверить путешественнику, который не путешествует по миру в поисках
может ли нефть заинтересовать финансовые вопросы? Да,
когда они персидские, и я не отчаиваюсь сделать их привлекательными
для моего читателя, если я знаю, как выявить в них
неожиданное, живописное и приятное.

Первое удивление: в персидских финансах
существует тщательный, точный, прикладной учет, который ничего не упускает из виду и все записывает.
У нее свои многовековые и уважаемые традиции. Корпус мустофи
, отвечающий за управление финансами, состоит из
терпеливых и дотошных чиновников, обладающих некоторой гордостью
профессиональный (мы увидим одну из странных причин этого чуть позже).
Благодаря им деспотичная Персия может представить превосходно
составленный отчет о доходах и расходах империи: ни одной квитанции не пропало,
ни одного акта, который не был бы расшифрован, ни одной пропущенной подписи.

Но - вот что еще более удивительно -у мустофи есть секретный
почерк и способ шифрования. Вы должны иметь ключ
от них, чтобы проникнуть в их бухгалтерский учет: он доступен только
инсайдерам: он может быть проверен только ими. Сейчас мы разрабатываем
гордость государственной администрации, которая владеет
языком, на котором никто не может читать, кроме ее собственных членов.

И здесь, мне кажется, я снова вижу влияние доктрины кетмана, применение которой
мы не ожидали найти в области государственного
учета.

Эти усатые люди, которые таким образом живут в гордом одиночестве, давайте
теперь посмотрим, что они скрывают за своими криптограммами. Возможно, мы
сделаем там какое-нибудь открытие, которое поможет нам лучше понять
персидский дух.

Давайте прозаически рассмотрим бюджет полиции и уборки улиц в
Тегеран.

Правительство использует систему пакетных платежей, которая пользуется большим уважением в Персии.

Он говорит: «Я хочу, чтобы в моей столице было как можно больше дворников, у каждого из которых была бы установленная
метла в соответствии с установленным образцом, как можно больше разбрызгивателей
с дубленками, как можно больше городских сержантов, которые
каждую ночь совершали бы определенное количество обходов. Необходимо
убрать бытовой мусор, накормить ослов и мулов, чтобы
ночью в уличных фонарях горело масло».

Мустофи работают над тем, чтобы до мельчайших деталей установить
цена каждого предполагаемого предмета устанавливается, и когда они выполняют свою задачу,
правительство заявляет, что выделяет пятьдесят тысяч томанов в год для столичного
бюджета.

Появляется подрядчик, который принимает этот пакет. Он знает - именно здесь
начинается интерес истории - что правительство никогда не будет выплачивать
ему его пятьдесят тысяч томанов в год, но он также знает, что не
предоставит ни предполагаемого количества подметальщиков, ни всех
обещанных полицейских, ни ослов, ни мулов, ни лошадей. масло для уличных фонарей.
Тем не менее, он проявляет определенную активность; мы видим несколько дворников
поднимая пыль, и разбрызгиватели сбивают ее; несколько
зажженных ламп светят в ночи, когда раздается звонок полицейского патруля
, который кричит, чтобы успокоить себя звуком собственного голоса (бывают
часы, когда тишина слишком пугающая). Подрядчик платит
этим людям не по цене, установленной спецификацией; вместо денег
он дает им обещания. Он просто дает им на что жить; в Персии этого
мало.

В качестве ресурсов он получает незаконную, но ожидаемую прибыль от
нагрузки. Мы не можем без пользы следить за кафе, где
мы пьем арак и в тех домах, где курят опиум, в домах, где
танцуют, и в тех, где играют. Такие вещи случаются в очень
больших цивилизованных городах, и история американских муниципалитетов
многое говорит на эту тему.

Но - и в этом мы видим неполноценность персидской цивилизации
- начальник полиции не становится миллионером, как
большинство его американских коллег. Он прозябает; он сокращает расходы
, и эта странная ситуация складывается из-за того, что правительство предлагает
контракт, будучи преисполненным решимости никогда не выполнять его условия, и из-за
подрядчик, который принимает это, зная, что ему не заплатят.

Но у последнего есть документы с хорошей репутацией, и он бережно хранит их.
Бумага - это мечта, запечатанная и парафированная правительством. Не следует
забывать, что мы имеем дело с выходцами с Востока. В их мозгу
мечта и реальность смешиваются в пропорциях
, чуждых нам. Между реальным и воображаемым нет четкого разрыва. Наш
перс смотрит на бумагу, обещающую ему пятьдесят тысяч томанов; на контракте стоит печать
министра. Без сомнения, правительство не платит:
в настоящее время у него есть трудности. Но у кого нет часов досады?
Процветание вернется, инч ’Аллах! А пока у нашего человека есть его бумага
, которая стоит почти золота, поскольку это надежда.

Что осталось от всего этого? Что мы подметаем на бумаге и платим
тем же способом. Все происходит в письменной форме, но соблюдаются принципы самого
точного учета, административные книги
безупречны, а мустафы торжествуют.

 * * * * *

_пенсии и повестки._

Губернатор провинции не отправляет в Тегеран ничего, за что ему не платят. Он
живет на земле и, кроме того, находит там способы разбогатеть. Все делается
с помощью системы назначений, которая всегда существовала в Персии. Чтобы
понять причину этого, мы должны увидеть крайнюю трудность
транспортировки денег из-за протяженности маршрутов и
небезопасности дорог, из-за «препятствий со стороны гор и
засорения пустынь». Таким образом, мы вынуждены тратить в
провинциях собираемые там сборы, а с другой стороны, правительство
избавляется от своих кредиторов или успокаивает их повестками в суд на
губернаторов провинций. Когда он назначает пенсию, это происходит в
определенной провинции. Шевалье Шарден, «цветок французских купцов
», описал эту систему в семнадцатом веке. Он работает
сегодня так же, как и тогда.

Пенсию получают, угождая государю, или министру, или
губернатору, или их слугам. Ничто не может истощить терпение человека
Перс, мечтающий о пенсии; он месяцами и годами
сидит на корточках в прихожей у служителя; время не
для него это не имеет значения; он использует это в тонких интригах. Он обещает
визирю отказаться от его пенсии в первый год; офисы
получат половину второго взноса, треть третьего и
четверть четвертого. Благодаря настойчивости и изобретательности ему
наконец это удается. Ему назначена пенсия в размере трехсот томанов; у него есть
бумага со всеми необходимыми печатями.

Но в какой провинции назначается пенсия?

Она стоит того, чего стоит не только провинция, но и губернатор. На
Yesd мы должны считать себя счастливыми, если коснемся каждого десятого тома;
Хорасан едва ли лучше; Лауристан ничего не стоит; с другой стороны
, Гилан и Мазандеран неплохо оплачиваются. Наш пенсионер
знает, что он не будет полностью оплачен. Он приложил неслыханные усилия, чтобы получить пенсию, которую он получит лишь частично. Тем не менее, если он угоден Богу, однажды ему заплатят. День - это что-то смутное, что нас не удовлетворяет. Но идея времени для восточного человека иная, чем для нас. С бумагой на груди он мечтает потратить деньги, которые ему никогда не дадут.

Если на него давит нищета, он идет на базар к банкирам. Там
он встречает своих братьев во сне и на свиданиях. Они приходят посмотреть,
сколько стоит их пенсия в течение дня. Банкир делает скидку на эту бумагу
в зависимости от времени суток, цвета неба, политических событий, состояния
провинции и возраста губернатора. Таким образом, существует биржа
повесток в суд. Назначается ли в Исфахане энергичный губернатор? газета
об Исфахане идет в гору. Прогнозируем ли мы неблагоприятные изменения в
министерстве, мы снижаемся. Ходят слухи. Шум, который их возбуждает
самые безумные надежды - это большие зарубежные заимствования.
От этой новости мозги сходят с ума. Наконец-то бумаги, которые не были оплачены в течение стольких лет, будут стоить золота. Мы поднимаемся на пол-очка, потому что это просто шум...


Рецензии