Главная тема работ художника Вячеслава Забелина

Небольшой провинциальный городок Ростов Великий, некогда бывший великолепной княжеской столицей и резиденцией церковных иерархов, стал главной темой работ московского художника Вячеслава Забелина. Одну из его картин «Весенний вечер в Ростове», написанную в 1981 году, можно увидеть в Третьяковской галерее.

По легенде в 1967 году только что окончивший вуз художник увидел из окна поезда купола ростовских храмов. Они потрясли его красотой. С тех пор его творчество навсегда оказалось связанным с Ростовом Великим.

Конечно, он рисовал городские пейзажи, но не только. Забелин принимал деятельное участие в сохранении историко-культурного наследия Ростова и содействовал развитию Музея-заповедника «Ростовский Кремль». Благодаря его стараниям удалось отреставрировать десятки произведений искусства из музейного собрания. А самого Забелина избрали Почётным гражданином города.

Мастер городского пейзажа
Большинство картин Забелина по сюжету довольно просты. Вдохновением Забелину служил древний ростовский Кремль, хотя он не рисовал «картинные виды». И очень полюбил рисовать и старинные купеческие особняки XVIII–XIX веков. Художник считал, что «дом подобен живописному портрету человека… по его пропорциям и отделке фасада можно представить не только былые времена, но и нравы хозяина, и темперамент архитектора».

В последние годы жизни художник писал тополиные аллеи и сохранившиеся с начала прошлого века ростовские домики.

А одним из самых любимых у него был «синий домик» купца Лобанова, построенный во второй половине XIX века. Необычные формы здания со срезанным углом и декоративным пояском ниш с изумрудными изразцами неизменно привлекали художника на протяжении всей творческой жизни. В собрании Третьяковской галереи находятся два полотна с изображением этого двухэтажного дома.

Ростов Великий
Сумерки «Весеннего вечера в Ростове» преобразуют синюю окраску дома в благородную бархатистую поверхность. Из-под утраченной местами синей краски проступают слои другого цвета. Можно даже рассмотреть кирпичную кладку.

Глядя на полотно, становится очевидным, что эта старина вдохновила художника, она дала ему повод для живописной практики.

На картине рядом с кустом буйной сирени, которая становится главным персонажем, можно рассмотреть парочку. Женщина явно вдыхает аромат цветов, а мужчина выглядит усталым, скорее всего пришёл домой после трудового дня. Впрочем, тут может быть множество вариантов интерпретации сюжета. Но как бы там ни было, увидев это полотно раз, уже не забудешь.

Художник Забелин
Вячеслав Николаевич Забелин родился в 1935 году в Москве на Пироговке, рядом с Новодевичьем монастырём. В церкви Святителя Николая, что в Хамовниках, его крестили, там же его потом и отпели.

Первые уроки живописи Забелин получил в студии Дома пионеров на улице Стопани (ныне — Огородная слобода). А встреча в детстве с художником Константином Фёдоровичем Юоном определила его судьбу. Позже, став студентом «Московского художественного училища памяти 1905 года», он попросил старого мастера посмотреть учебные работы.

Юон пригласил юношу к себе домой, всё внимательно рассмотрел и остался доволен. Мастер весь день общался с начинающим художником. Из этого общения Забелин вынес своё кредо: писать лишь то, что искренне любишь. И всю свою жизнь придерживался данного правила. За творческие достижения Вячеслав Забелин получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Его искренние, небольшие холсты украшали крупнейшие российские выставки. Они хранятся в коллекциях десятков музеев, в том числе главном собрании национального искусства — Третьяковской галерее.


Рецензии