Тегеран, апрель 1910 года
будет тащить меня за собой на край света.
Пусть охотники отправятся на поиски льва в неизведанные земли
Уганды. Я увижу только страны, богатые воспоминаниями о
древняя цивилизация, пусть те, чья земля покрыта руинами древних
памятников, и чьи памятники до сих пор, для тех, кто умеет
на них смотреть, полны страстей и мыслей людей,живших до нас.
Так я исследую Восток, от которого к нам пришло искусство.
Лев похож на всех львов. Когда мы выследили его, выследили
и убили, мы знаем, что на нем все еще
есть сотни львов, очень похожих на того, который лежит у ваших ног.
Но когда я охотился в Персии на бронзовую львицу, которую Александр ле
Гранд внес в это свой вклад, у меня были более редкие эмоции. Мне потребовалось
два года, прежде чем я нашел ее, несмотря на то, что я знал о ее существовании, и
когда я наконец увидел ее, мне потребовалось семь месяцев, чтобы
получить ее в свое распоряжение. Она прекрасна, и мне радостно
думать, что под сводом небес нет другой, которая была бы
ее двойником. Это действительно дичь, достойная утонченного любителя.
Мне скажут: «В охоте на оленей есть радость риска,
такое драгоценное чувство опасности».
Эй! я не согласен с этим. Это имеет свою цену за сильную душу. но
в путешествиях, которые я совершаю, тоже есть что-то авантюрное, и,
если хорошенько все взвесить, это очень сложно, потому что нам нужно было бы немного тщательно проанализировать
идею опасности, чтобы понять, к чему она сводится,
лишить ее романтики и экзотики, которыми мы ее окружаем, и
, возможно, это было бы очень сложно. можно ли подумать, что парижанин, который каждый день проходит по такой
улице Парижа в час интенсивного движения, подвергается в тысячу раз
большему риску, чем спортсмен, принимающий участие в хорошо организованной охоте на львов
- стоят ли они тех, что у охотника на оленей.
Путешествие у меня такое же, как у них, но в бесконечно более
привлекательных условиях. Потому что, пожалуйста, куда они идут? В кустах. И я, на
великих дорогах, которые люди проложили сотни
веков назад. По пути я нахожу Константинополь и Самарканд,
имперские города, Исфахан и Бухару, Рагес, который превратился в прах,
Тифлис и Хамадан, Мехед и Кум, священные города. Они знают
Конго; я пересек Оксус, который долгое время был границей
арийского мира с Тураном.
Когда с силой загоняют в угол, им приносят льва, они не колеблются.
В доставленном товаре не может быть обмана.
Но в спорте, которым я занимаюсь, только ловушки, только
ловушки! Любопытно, что не охотник ведет их на
дичь, а, по странному стечению обстоятельств, сам охотник
оказывается в ловушке. Произведение искусства, как только оно достигает
стоимости на всемирной бирже предметов старины, немедленно создает
подделку, как в Тегеране, так и в Пекине, Афинах и на
Киммерийском Босфоре, в Париже и Каире, в Вене и Валенсии. Он находится
сразу же нашлись очень умелые люди, умеющие сделать византийскую эмаль или
украшение из греческого золота, статую из египетского известняка, слоновую кость XIII
века или картину Рембрандта настолько безупречно, что только дюжина
знатоков в мире для каждой серии могут решить, будет ли
предложенное им изделие (с какой целью). тонкая изобретательность в презентации!)
является подлинным или нет. Это добавляет к спорту, которым я
сейчас занимаюсь, ужасный элемент незащищенности и делает его, как я
уже сказал, самым захватывающим из всех. С каждым днем его становится все больше
сложно! с каждым днем шансы быть обманутым возрастают. Но
какая радость, когда ты торжествуешь, преодолеваешь опасности, перехитряешь
все уловки и возвращаешься в ложу с безупречной
комнатой, найденной в безупречных местах.
Персия - хорошее охотничье угодье, которое теперь мне знакомо.
Вот уже три раза я прихожу сюда, чтобы попрактиковаться в битвах;
сегодня я знаю старших из них; я знаю хижины, где прячется дичь,
укромные уголки, места, где можно пройти. Я связан с
бесчисленным множеством охотников, ловцов, браконьеров; у меня есть
личные отношения с великими лордами, которым
заказана охота.
Не следует бояться усталости или долгих походов, из которых вы
возвращаетесь с пустыми руками; вооружитесь терпением, которое не унывает
; умейте ждать часами, днями и неделями и
никого не откладывайте. Деллалы будут складывать перед вами предметы, которые,
как писал Ипполит, «бесформенны и бесцветны». Они предложат вам
подделанные фаянсовые изделия и поддельные миниатюры. Не расстраивайся:
наступит день, когда внезапно ты увидишь, как они вылезают из-под своих грязных платьев
«красивый объект».
Совершите длительные и, на первый взгляд, бесполезные визиты к нескольким
выдающимся личностям, которые, как нас уверяют, являются родственниками старых рукописей
и сборников миниатюр. Обменяйтесь с ними лестными банальностями
, предписанными персидской вежливостью, выпейте несколько стаканов слишком
сладкого чая, прикоснитесь кончиком ложки к опасному ванильному
мороженому, которое слуга в носках и без туфель приносит вам; и вы
сможете после долгих преамбул выразить желание увидеть книги
, которые Его Превосходительство предлагает вам. имеет счастье обладать. Его Превосходительство отвечает, что
ее сокровища заперты в сундуках, что нужно время, чтобы их
найти, что она отдаст приказы на этот счет и что Она будет
рада принять вас через три дня в то же время.
Итак, вы возвращаетесь к назначенной дате. На этот Раз Ее Превосходительства
нет дома, не то чтобы Она собиралась пропустить встречу,
но Ее задержали при дворе. И потом, разве перс когда-нибудь
был рабом времени? А кто устанавливает время в Персии, если не восход и
заход солнца? Его Превосходительство сказал за два часа до наступления ночи; мы
чувствуем, что в этом выражении есть что-то смутное.
Наконец-то Его Превосходительство возвращается домой. Вы снова обмениваетесь длинными
цветистыми любезностями; предлагаются чашки чая,
ванильное мороженое. Наконец, по вашей просьбе отдается приказ слуге. Он
уходит, возвращается, неся сверток, завернутый в старую ткань
. Ваше сердце бьется быстрее. Что получится из этого красиво окрашенного кашемира?
Превосходительство протягивает вам рукопись в
усталом переплете. Том там, закрытый, у вас в руках...
Теперь, если вы страстно любите синюю, черную и
золотые, с тонкими, как волосы, переплетениями и таким надежным рисунком
, что кажется невероятным, чтобы их проследила мужская рука; если вам
нравятся миниатюры, на которых влюбленные, одетые в амарантовую парчу
, прогуливаются по цветущим берегам ручья в тени платана, который
золотит осень,где всадники на тонконогих лошадях с
вытянутыми шеями и тонкими головами преследуют газелей
, скачущих по лиловому песку пустыни среди зарослей диких гвоздик, в то время
как зрители, чьи тела
спрятанные на другой стороне холма, и только чьи головы, выступающие
за гребень холма, четко выделяются на ультрамариново-
синем небе, по которому плывут облака, стилизованные под китайскую моду; если вам
нравится наблюдать за рукопашной схваткой, в которой массы
оружия обрушиваются на головы людей, то вы можете быть уверены, что это не так. пусть они грохочут, где
блестит золото шлемов, где натянуты луки, где лошади падают в обморок ... Или
это король, сидящий на лугу; над ним, чтобы укрыть
его от яркого солнца, опускающегося в оранжевое небо, ковер
великолепный напряжен; в стороне слуги готовят
вечернюю трапезу, один черпает воду из ручья, журчащего среди
трав, другой жарит на углях баранью четвертинку; король
устал, ему скучно ... И вот господин, покрытый в длинной одежде
из водопропускной трубы приведи его, йа Аллах! замечательный подросток. Ах, его
лицо, как луна! развязанная дуга его бровей! ее минимальный рот!
Ах! его талия гибкая, как у молодого тополя, и прямая, как у
кипариса! Ах! ее ступни похожи на детские, а мягкие локоны
брюнетки, обрамляющие ее чистые щеки! Она одета в точное
платье, отделанное соболиной куницей, и на зеленом шелке которого
кружатся золотые птицы, опьяненные любовью ... Если вам нравится мастерство,
гибкость, признания и отклики тонкого искусства, ритм
форм, их изящество или строгость, изящество и изящество. полное и откровенное богатство
тонов, тогда вы переживете в этот момент минуту наивысших эмоций. Вы
сомневаетесь. Будет ли это Бехзад? Султан Мухаммед? или неизвестный,
что еще более ценно, мастер четырнадцатого века?
Вы открываете рукопись и сразу же закрываете ее снова. С первого взгляда
молниеносная реакция только на одну из миниатюр положила конец вашим
надеждам. Ничто, это ничто, посредственная копия, вышедшая из
упадка, переделанная книга, ничего, совсем ничего. _хич, хич нист_, как
говорят персы.
Но если, как ни странно, книга хороша, если у вас наконец
-то в руках мастерская работа, которую вы так долго искали,
будьте осторожны. Перед вами внимательный наблюдатель, тонкий и хитрый человек
, с давних пор привыкший к восточному притворству
, для которого наше притворство - всего лишь ребяческая игра. Он симулирует безразличие; он
разговаривает со своими слугами, но, не глядя на них, сверлит вас
взглядом и пытается прочитать в глубине вашей души. Погасите
искру радости, на мгновение вспыхнувшую в ваших глазах; будьте хозяином
своего голоса и жеста; просматривайте рукопись без спешки и
медлительности; передайте его владельцу, и разговор начнется.
Вы заявляете Его Превосходительству, что ищете старинные произведения,
что для этого нет веских причин, что нужно быть сумасшедшим, чтобы
предпочесть изношенный, грязный, испорченный предмет красивой современной книге, которая выходит
свежий и сияющий от рук осветителя. Но разве мудрость
не в том, чтобы жить со своим безумием? Тем не менее, вы хотели бы знать, скольким
томанам Его Превосходительство оценивает рукопись. На что Ее Превосходительство отвечает
, что вы известный любитель как в Персии, так и в Европе, что
с того момента, как вы заинтересуетесь этой книгой, она станет бесценной, что
, однако, Она настолько доверяет вам, что просит
вас назначить цену самостоятельно, хотя Она готова, впрочем, в
подарок вам. После многочисленных парирований и ответных ударов вы вынуждены
назовите цифру. И лично я считаю выгодным назвать в то
время максимально возможную цену, но у противоположной школы есть свои
сторонники. Его Превосходительство с любезной улыбкой заявляет, что Она
не намерена расставаться со своей рукописью, что, увидев ее снова таким образом,
почти забыв о ее существовании, Она чувствует, что привязалась к ней
и что отныне она стала самым ценным из ее достояний.
Слушай, бесстрастный, эту речь, когда даже тебе больно, как будто у
тебя вырвали кусок живой плоти. Не делайте ни одного шага, чтобы
повторно введите рукопись. Не просите осмотреть его еще раз. Смените
тему разговора и через четверть часа попрощайтесь с
хозяином.
Вы идете домой в лихорадке; у вас плохая ночь. Вы
мечтаете об обнаруженном шедевре: его схватили воры, он
попал в руки другого любителя в Париже! Утром вы готовы
бежать в магазин Excellence, чтобы купить его по любой цене.
Сдерживайся. Через два или три дня (не раньше) отправьте к
владельцу диллала, которому вы обещаете высокую комиссию, если он
получает рукопись за ту сумму, в которую вы ее оцениваете. Ничто не
может истощить терпение обычного деллала после поручения. Он
поселяется в доме великого лорда; он наблюдает за его восходом, трапезой,
сном; он рассказывает ему истории; он забавляет его; он заставляет
его смеяться; он плачет, он бросается к его ногам, он целует его колени.
После одной или двух недель этих ежедневных поездок вы видите
, как однажды утром он входит в ваш дом с заветной рукописью.
Здесь все делается сегодня, как и раньше, компанией dellals. Это люди
самые ловкие, самые гибкие, самые тонкие, самые проницательные
в мире. Торг с ними долгий и сложный. Но
они деловые люди, и в конце концов мы ладим.
Один из наших любимых деллалов, Мусса, - идеальный комик. Каждый день
он приходит к нам, и парад всегда начинается одинаково.
При входе в нашу квартиру он заявляет, что он наш
особый друг и что он хочет сделать невозможное, чтобы доставить нам удовольствие.
Сегодня он собрал сокровища для нас, и это
чек (у Мусы есть счет в английском банке!) на тысячу томанов, который
мы ему подпишем. Он не обычный торговец, и мы
тоже не являемся постоянными клиентами. Мы знаем хорошее и
плохое во всем, прекрасное и прекрасное; мы разбираемся
в антиквариате лучше, чем кто-либо другой, и нас нельзя обманывать. Кроме того, он,
Мусса, избранный деллал из наших Лордов, не будет разыгрывать перед нами обычные
комедии. Сегодня он назовет только одну цену, единственную,
правильную, последнюю; и если мы так договоримся, это хорошо, а если
мы не договоримся, это снова хорошо.
Тем не менее - и это мера ни к чему - он выставляет напоказ свой товар. К
первому объекту, на котором мы остановимся:
--Ах! это необычная пьеса. Вы не прикасаетесь к посредственным вещам
. Этот кусок бархата датируется Шахом Аббасом!
--Сколько ты хочешь за это?
--Я назову цену, только одну, самую низкую, но тогда торговаться не придется
; обещано?
--Назови свою цену.
--Сто томанов.
--Хорошо, я дам тебе десять.
-- Он стоит пятьсот, клянусь Ходой, который нас слышит. Но мне нужны
деньги, и я даю их в подарок.
--Десять томанов.
--Невозможно, назовите свою истинную цену.
--Десять томанов.
--Я держу его, _мале Мусса_ (вещь остается у Мусы).
--Ну, на сегодня все кончено, я не хочу
больше ничего видеть.
--Назовите цену, только одну, последнюю.
-- Еще один томан, потому что это ты.
Он падает на колени, сложив руки, в его глазах слезы, а
в голосе смех.
--Последний! последний!
--Одиннадцать томанов.
-- Резким движением он берет бархат и предлагает его нам:
--_Мале Сахиб_ (вещь твоя, Господин). Сегодня Мусса делает
подарок.
Комедия начинается заново для каждого объекта. Когда мы слишком далеко
переход от одного к другому для более важного произведения длится два, три,
восемь дней и всегда заканчивается одинаково.
Мы не были в Тегеране в течение двадцати четырех часов, так как все
жители города были у нас на пороге. Самые богатые прибывают со
своими слугами, толкающими ослов, нагруженных коврами и тканями. Напрасно
они пытаются запереться в своих домах; ничто их не утомляет. Они остаются
перед клубом с утра до вечера, ожидая, когда наши
светлости получат удовольствие. Ожидая момента, когда мы позволим себе расслабиться, они
нам бросают предметы в окна, расстилают ковры на улице.
от них никуда не деться. Поскольку почти все они евреи, мы
наслаждаемся относительным отдыхом по субботам. Ни один из них не
согласился бы заниматься бизнесом в субботу. Жажда огромного заработка
не заставила бы их выходить по субботам из своего района, где они
отдыхают после утренней молитвы Богу в синагоге. товары
, которые они приносят, им не принадлежат; они всего лишь брокеры,
ходят к людям в гости, шныряют повсюду и в конечном итоге получают доверие
несколько объектов по фиксированной цене и очень низкие. Их жены посещают
андеруны и находят там вещи, украшения. Иногда у нас
дома бывают такие еврейки. Они неизменно одеты в черное, как
персиянки, и закрыты вуалью; как только дверь закрывается, они открываются,
являя морщинистые, но довольно красивые лица старых женщин с
правильными и энергичными чертами. Только крупные купцы, обогащенные
торговлей коврами с Константинополем или счастливыми находками
при раскопках, предлагают нам чай в своих красивых домах по соседству
европейский. Они евреи или армяне и установили отношения со
своими общинами в разных городах, где есть возможность купить
антиквариат.
Нужно ли добавлять, что армяне не любят евреев и
что евреи, которые гордятся собой, презирают армян?
* * * * *
_променад в Рагесе._
У восточных ворот Тегерана, современного города, Рагес (или Рэй),
по словам Гобино, является одним из первых городов, основанных на территории Ирана
арийцами, когда они пересекли, спускаясь на юг, границу с Ираном.
Эльбурский хребет. Существование Рагеса с четырьмя замками
, безусловно, восходит к самым древним временам и сыграло важную роль
в цивилизации Центральной Азии. Очаровательная история молодого человека
Тоби, происходящее в седьмом веке до нашей эры, сделало
его имя известным в христианском мире. Мы мало что знаем о Рагесе, за исключением того
, что он был разрушен в тринадцатом веке монголами. Дважды и трижды
полководцы Чингисхана и Хулагу разрушали
его до основания и добились такого успеха, что стерли с лица земли
город, который на протяжении веков был его украшением и славой.
Рагес охватывал огромное пространство. Дома в азиатских городах
всегда одноэтажные, но в самых бедных из них есть
внутренний двор и небольшая комната с водой. Жилища людей
, которым удобнее, заключают в своих стенах сад. таким образом
, у Рагеса была такая же большая территория, как и у Парижа.
Что осталось сегодня на поверхности земли?
Ничего, пустыня заполонила все. Песок покрыл его, и мы
тщетно ищем основные линии и план древнего города. Где
были ли базары? где храмы? где дома богатых людей? где
ханские дворцы? где цитадель? Нынешний рельеф
безнадежно однообразен; это всего лишь дюны, сменяющие друг друга дюнами;
иногда ручей, несколько деревьев, затерянный в пустыне оазис
, который колышется, как бурное море. Город, несомненно, доходил до
гребня скалистых холмов, образующих последнее предгорье
хребта Эльбурз. У подножия скал, которые спускаются на равнину
большими ровными участками, находится бассейн источника с водами
ясные. Один из последних шахов, Наср эд дин, вырезал в скале
барельеф, на котором он изображен в античной манере в окружении
вельмож своего двора. Есть основания полагать, что это красивое место было
частью города Рагес и, возможно, находилось в окружении садов
ханов. Неподалеку находится башня Гебр, где и
сегодня потомки древних жителей Персии
выставляют своих мертвецов на обозрение палящим солнцем и жадными клювами
стервятников.
В нескольких сотнях шагов к юго-востоку от источника находится
оазис древняя башня, отреставрированная около шестидесяти лет назад. Это
единственный сохранившийся памятник эпохи Возрождения десятого или одиннадцатого веков. Рядом с
этой башней, которая, без сомнения, также использовалась для выставки
трупов, находится кафе под открытым небом и небольшая мечеть.
Великолепные деревья затеняют двор; первые весенние
лучи распустили бутоны на концах ветвей; молодые листья имеют
зеленый оттенок, который усиливают рыжие пески, окружающие эти
сады.
Мы обедаем у подножия башни, устроившись по-персидски на ковре
раскинувшийся на берегу ручья, в саду, где коньячные деревья смешивают
свои белые цветы с розовыми цветами деревьев Иудеи. Хозяин
кафе дает нам самовар, в котором Азиз заваривает чай; бутылка
пьянящего казвинского вина освежает в проточной воде. Мужчина приносит
клетку, которую ставит рядом с нами; в ней заперт соловей, но
персидское лакомство очаровательно украсило его темницу: в двух
глиняных эмалированных чашках в одной вода, в другой зерно, а в
маленьком горшочке из голубого фаянса цветет ветка сирени. белая сирень и
несколько диких гвоздик. Едва клетка опускается на землю, соловей,
знающий свое дело, раздувает серое горло, широко раскрывает клюв и начинает
свои самые пронзительные рулады и трели. Эти соловьи
продаются по высоким ценам на тегеранском рынке;--знатные вельможи и купцы
хотят иметь своего певучего соловья. Итак, давайте устроим у подножия древней
башни в Рагесе, под весенними
цветами фруктовых деревьев, обед под музыку.
Затем мы отправляемся в Биби-Зобейде, деревню на дороге, ведущей из
Тегерана в Шах-Абдул-Азим. Мы провели раскопки недалеко от
собственность Choa es Saltaneh, в которой была найдена прекрасная
древняя керамика. Мы проезжаем мимо нескольких домов, на три четверти
разрушенных; в одном из них живут ужасные негритянки, едва
прикрытые лохмотьями и просящие милостыню. Мы выходим на
обширную равнину, которую в самой верхней части пересекает ручей
между двумя дамбами, засаженными деревьями. Равнина имеет неровный
вид всей местности между Тегераном и Шахабдул-Азимом; это всего лишь
песчаные дюны высотой от четырех до пяти метров. Землеройки под ла
по указанию надзирателя там вырыли траншею; одни копают
землю лопатами, другие выносят ее в
тростниковых корзинах. Курган содержит неслыханное количество фрагментов керамики.
Надо полагать, жители Рагеса когда-то бросали туда все
свои разбитые горшки. На этой дюне есть только самая
обычная керамика, покрытая бирюзово-голубой глазурью, на которой прикосновение
песка в течение шести или семи веков оставляло серебристые переливы.
В нескольких шагах от нас надзиратель показывает нам более глубокую яму.
Я позволяю себе проскользнуть к первому кирпичному сиденью и
вижу, как в землю врезается стена
высотой около четырех метров. Я не могу спуститься ниже, потому что рыхлая земля
надо мной в любой момент может заполнить дыру, в которой я нахожусь.
Дальше была открыта еще одна траншея. Здесь раскопки идут
глубже; на глубине нескольких метров под землей были обнаружены древние стены и
колодец, который сейчас расчищают. Мы внимательно
рассматриваем содержимое плетеных корзин, которые опорожняем на полу. Среди песка и
земля, здесь снова есть фрагменты керамики, но на этот раз из
красивой фаянсовой посуды с металлическим отливом, белой с охристым декором. Мы находим
несколько фрагментов, на которых изображены человеческие фигуры.
Головы относятся к хорошо известному типу головных болей: тяжелая челюсть,
полные щеки, рот и нос маленькие, огромные глаза под бровями
, уходящими до самого основания ушей, волосы разделены
пробором посередине головы., спадающие повязками до плеч
. плечи.
Таким образом, мы идем от раскопок к раскопкам в разгар дня.
апрельское солнце сильно и почти невыносимо на равнине
Рагес; землеройки работают полуголыми; они уже загорелые
, как в разгар лета. Мы то тут, то там подбираем кусочек
переливающегося стекла, несколько обломков некогда красивой полихромной огранки. Подвал
невероятно богат; просто поцарапайте наугад, чтобы найти
следы цивилизации тринадцатого века. Но почему
мы проводим обыск здесь, а не там? почему траншею открывают справа, а
не слева? Мы спрашиваем об этом у начальника бригады землероек. Он
поднимает сухой палец к небу и отвечает одним словом:
--Khoda.
Он Бог, единственный хозяин раскопок.
Рабочие получают зарплату от подрядчика, который работает или от своего
имени, или от имени тегеранского торговца. Открытие
фаянсовых изделий из Рагеса и Султанабада, их непревзойденная красота,
новизна и изысканность их декора, высокие цены, которых они
достигли в Европе и Америке, вызвали в Персии волну безумия
. Каждый надеялся найти под землей красивую деталь, керамику или
бронза инкрустирована серебром, за счет чего он мог разбогатеть. Князья объединились
с евреями; армяне арендовали землю; мы ищем
на равнине к северу от Султанабада холм, который нужно вырубить; мы
интересуемся у губернатора провинции результатами раскопок.
В Персии все стали торговцами антиквариатом, и моя прачка
, принося мне белье, предлагает мне склеенные донышки разрезов из Рагеса.
* * * * *
_старый осветитель._
Светлая спальня с видом на террасу во внутреннем дворе, расположенном в стороне от
базар служит мастерской осветителя. Он седобородый старик
, который всегда жил среди рукописей. Он украшает их в
старинном стиле, так как мода не менялась в течение трех столетий, и он
ограничивается точным воспроизведением в современных рукописях или
в древних рукописях, миниатюры которых по тем или иным причинам
не были закончены, традиционных сцен, которые
художники использовали для создания миниатюр. из династии Сефевидов казнили в семнадцатом веке в
подражание тем, что были в шестнадцатом. И точно так же он сохранил технику
с древних времен; он и его помощники работают так, как это делал
неподражаемый Бехзад. Они не пользуются палитрой; на тыльной
стороне левой руки у них есть маленькие пирамидки цветов гуаши, красного
, красного, синего, желтого и черного, которых они касаются кончиком
кисти, настолько тонкой, что, должно быть, это было сделано ресницами девочки-
подростка. Специальный мастер отвечает за нанесение золота на дно.
Если бы еще когда-нибудь появилась персидская живопись, именно в такой
мастерской она, принцесса, спавшая веками,
проснулась бы.
Мой старый художник-иллюминатор стал мастером в восстановлении
рукописей, которые пострадали от оскорблений веков. Он делает это с замечательным
мастерством и профессиональной добросовестностью. Я наблюдаю
, как он много работает, и часы, которые я провожу с ним, мне очень
пригодились. Если я немного познакомился с
персидской миниатюрой, если сегодня трудно ошибиться, то этим
я обязан ему.
Кроме того, этот художник - культурный человек; он знает историю
искусства, которым занимается, мастеров и стили. Я показываю ему, что я
найди в моих страстных охотах. Очень редко он не может
сказать мне, откуда взялась деталь, о которой я его спрашиваю, в какой мастерской она была сделана, в какую эпоху.
В течение года или двух мой старый друг был обременен работой, потому
что торговцы в Тегеране постоянно привозили ему старые рукописи, поврежденные стихами, сыростью, отсутствием заботы. Они хотят, чтобы он забрал испорченные шедевры и вернул им былой блеск, за счет чего они будут продаваться на западном рынке по выгодной цене
высокий. А иллюминатор незаметной кисточкой возрождает улыбку
на стертом рту, оживляет блеск в глазах под изогнутой бровью и
сеет цветы на берегах ручья. Поступая таким образом, он никогда не думал
, что помогает обмануть непросвещенных европейских любителей. Он
добросовестно выполняет свою работу, которая заключается в том, чтобы рисовать миниатюры в античном вкусе
и восстанавливать те, которые пострадали от оскорблений времени.
Наш старик был бы очень удивлен, услышав, как перед ним произносят
слово фальсификатор. Он следует по пути, проложенному его предшественниками
а на террасе в проходе, расположенном в стороне от тегеранского базара,
он продолжает традиции очень благородной, очень древней и очень красивой
персидской живописи.
Свидетельство о публикации №224071201287