Часы на ратуше
Часы на ратуше пробили двенадцать, и учитель обьявил, что экзамен закончен. Ученики первого класса художественной школы отложили карандаши и кисти, сдали свои работы, и комиссия приступила к их рассмотрению. Посовещавшись, профессора живописи вынесли вердикт: неуд получили три учащихся, удовлетворительно - один, десять - хорошо и семь - отлично. Двоечников немедленно отчислили, и их, хлюпающих носами, увели из класса пригорюнившиеся родители. Остальные, безудержно гордые, что прошли в следующий класс, собрали папки с рисунками и отправились на летние каникулы.
Домашние встретили Адика аплодисментами.
- Крепкая тройка для будущего художника - это уже несомненное признание таланта, - степенно похлопал по плечу Адика дед, - пусть и не блестящего, но мастерового. Троечники, как правило, далеко идут. Они, как тягловые лошади, берут упорством.
После праздничного ужина, устроенного по случаю окончания Адиком учебного года, семья расположилась в саду - пить чай с яблочным пирогом.
- Да, экзамен был нелегким, - обсуждал с родственниками творческие результаты Адика отец, разбирая толстую папку с рисунками и демонстрируя их присутствующим.
- Испытуемым поставили три задания: скопировать карандашный рисунок коня Леонардо да Винчи, фрагмент скульптуры Давида Микеланджело, на выбор: голову, руку, ногу. И третье - выполнить акварельный этюд, с натуры, здания нашей ратуши.
Гости рассматривали рисунки и одобрительно кивали, с важностью поглядывая на юного художника.
- Несомненно, ратуша в стиле барокко - самая великолепная работа, - любовался рисунком внука дед. - Сколько совершенства в изящных линиях фасада, как мастерски передан тонкий и прозрачный свет над площадью. Попомните мое слово: Адика ждёт великолепное будущее!
Семья, по старой еврейской традиции, рассуждала о карьере Адика так высокопарно и приподнято, будто он был не первоклашка, а уже состоявшийся и успешный художник.
- Да что вы насели на мальчика, - возразила, с нежностью глядя на Адика, мать, поглаживая одной рукой его голову, а другой свой заметно округлившийся животик, - лучше спросите, хочет ли наш малыш в будущем стать художником?
Для матери Адик был самым лучшим на свете ребёнком, независимо от того - станет он знаменитым или нет. Главное, чтобы он был здоров. Ведь все его старшие братья и сестры умерли от ужасных болезней совсем в юном возрасте. Единственным желанием матери было уберечь сына от страданий и проклятой смерти. И дай-то бог, если у её Адика появится ещё младший братик или сестричка. А станет ли он успешным художником или простым ремесленником - какая разница! Мать поцеловала Адика в лоб, что он терпеть не мог, и с улыбкой продолжала.
- Далеко не всем, даже самым талантливым художникам, улыбается удача, не так ли? Вспомним хотя бы молодого Микеланджело, гениальное творение которого - прекрасную скульптуру Давида - в день открытия конкуренты и завистники жестоко освистали и забросали камнями. А знаменитая Мона Лиза да Винчи? Так это гениальное полотно и вовсе валялось много лет в куче картин в мастерской его ученика. Нет, судьба порой и самих гениев при жизни не жалует. Не хочу такой безрадостной участи своему дорогому мальчику.
Отец печально взглянул на единственного своего отпрыска, и сердце его сжалось при воспоминании о трех своих несчастных чадах, покинувших до сроку белый свет. Он тяжело вздохнул.
- Если не улыбнется нашему мальчику счастье стать художником, - сказал он, - то пойдёт он по моим стопам и всегда будет иметь пусть скромную, но честно заработанную копейку.
- Твоя правда, сынок, упорство и труд все перетрут, - улыбнулся дед. - Вот и твои многолетние труды, наконец-то, вознаграждены, теперь ты обеспеченный и уважаемый человек, приобрёл и землю, и великолепный дом! А наш Адик, наша надежда, в будущем ещё и приумножит благосостояние нашего славного рода!
Хозяин усадьбы с гордостью окинул взглядом новый просторный дом, рассчитанный на большую семью, великолепный, ухоженный сад и отложил в сторону рисунки Адика.
- Малыш, скажи нам, чем бы ты хотел заняться летом? За успехи в художественной школе мне хочется тебя вознаградить. Может, тебе нужен велосипед? Или граммофон?
- Я хочу собаку! - заявил решительно Адик.
Мать умоляюще посмотрела на мужа.
- Дорогой. У нашего сына большое сердце. Он готов тащить в дом всех беспризорных собак, кормить и лечить их.
Адик радостно смотрел на отца.
- И наш мальчик так заботлив, - добавила с улыбкой бабушка, - что даже создал проект домиков для брошенных животных. Покажи рисунки, Адик!
Малыш с готовностью вытащил из папки рисунок простых, однообразно скроеных домиков, расположенных на пустынном, безжизненном пространстве.
- А почему нет деревьев, внучок? - поинтересовался дед.
- Собакам не нужны деревья, - ответил смело Адик, - на пустыре больше пространства для прогулок.
- Разумно, - кивнул отец и развернулся к кузине. - Дорогая Эгель, как вам такой неприхотливый дизайн собачьих домиков?
Эдель покраснела и смущенно посмотрела на Адика. Мальчишка нахмурился и отвернулся. Эдель растерянно покрутила головой.
- Дорогой дядя. Я... не знаю... Мне не хотелось бы оказаться в таком домике.
Все дружно рассмеялась.
- Но это же домики не для людей. Конечно, они слишком простые, но песикам будет здесь удобно.
После ужина Адик подошёл к Эдель, опасливо оглянулся и прошептал.
- Ты меня едва не выдала, глупая девчонка.
- Прости, Адик, - кузина едва не плакала от обиды. - Но твой секрет не имеет смысла. И почему ты так хочешь строить домики для плохих людей? Все художники, как правило, создают проекты красивых дворцов. И становятся богатыми. А ты - сараи. Тебя никто не поддержит.
- Посмотрим, - решительно ответил Адик. - Если ты не проболтаешься, то у меня все получится, вот увидишь!
- Но кто эти плохие люди? Это воришки? И что с ними будет в этих сараях?
Адик насупился.
- Я же объяснял тебе, безмозглое создание. Это не воришки - эти мне вовсе не враги. Плохие люди - это художники. Да, да. Их очень много. Слишком много. Я хочу отправить их в сараи. Для этого я построю много, много сараев. Я ещё не придумал, что с ними сделаю. Но они оттуда никогда не выйдут.
- И чем же они тебе помешали? - грустно спросила потухшим голосом кузина.
- Как ты не понимаешь! Они получили на экзамене четвёрки и пятёрки. Эти шелудивые псы обошли меня, хотя рисуют ничуть не лучше. Значит, они должны исчезнуть.
- Хорошо, что я не рисую, дорогой кузен, - пожала плечами Эдель и убежала прочь.
Прошли годы. Адик вырос и стал Адольфом. По проекту художника были построены первые концлагеря: Дахау, Бухенвальд, Осванцим... И еще сорок тысяч.
Свидетельство о публикации №224071201585