Русская история глазами современника Часть вторая

Русская истории глазами современника.

 «Постижение истории есть постижение человечеством самого себя и в себе самом божественного Закона и высшего предназначения». Арнольд Тойнби.

Часть вторая.  Наши предки.  От Царя  Моде до …..

Наши далекие предки – Русы, о которых писал историк Геродот в V веке до н. э.   были очень крутыми, наводившими  ужас на народы Восточной и Западной Европы.  Тогда все древние народы  по отваге, воинскому ремеслу,  жестокости и тяге к МАТЕРИАЛЬНЫМ благам стоили  друг – друга.   Поскольку главным условием выживания каждого рода-племени было победа над противником,  поэтому  они были выносливы, отважны,  жестоки и беспощадны. В те времена люди рождались не в расчете  на «счастливую  жизнь», а чтобы охранять и продолжать  свой род - племя, защищать его от  бандитов и завоевателей, а семью от посягательств  соседей. Поэтому все они были воинами, дочери и женщины в том числе. Вырвать сердце, съесть печень  поверженного врага, вырезать род врага, сжечь  его город и деревни, принести  в жертву богам пленных считалось нравственным деянием. Об удачливых воинах слагались легенды, писали летописи, их возводили в ранг святых и великих. Суровые были люди и их нравы.  Редко, кто из них доживал до 25-30 лет.
 
Поведение  людей в древности мало чем отличалось  от представителей животного мира, срок жизни зависел от силы, ловкости, хитрости,  опыта. Для выживания необходимо было постоянно оттачивать  волю, мастерство воина и инстинкты,  в совершенстве владеть  оружием.  Вот что написал о гуннах  Лев Николаевич Гумилев  в книге « От Руси до России».  Их далекими предками были народы "хуну".

Хуну – тюрко-язычный народ, живший на границе с Китаем, предки гуннов и монголов.  Они  были небольшим народом, сложившимся в IV в. до н. э. на территории Монголии. Этот древний кочевой народ  по II век н. э. населял степи к северу от Китая. Именно для защиты от их набегов была  построена  Великая Китайская стена. 
Они переживали тяжелые времена. Неудачными оказались попытки хунов принять участие в китайских междоусобицах. В Китае тогда шло объединение страны, известное в китайской историографии как «война царств». Из семи царств осталось одно, при этом погибло две трети населения страны.Великий и жестокий народ.
 
Хуны создали свою державу когда к власти пришёл сын царя  Туманя — Модэ. Его историю описывает Л. Гумилев. Он был НЕ любим своим отцом, тот имел несколько жен,  но любил младшую жену и сына от нее  хотел видеть своим наследником. Поэтому решил послать  нелюбимого Модэ к согдийцам (предки современных таджиков и узбеков) заложником, как гаранта  соблюдения союзнических обязательств.  Далее царь замыслил  набег, чтобы толкнуть их на убийство сына, но когда начался  набег, Моде бежал. Его побег произвел такое впечатление на хунских воинов, что отцу пришлось поставить нелюбимого сына во главе одного из уделов государства.

Умный Модэ приступил к обучению своих воинов. Он стал применять свистящую стрелу (в ее наконечнике делались отверстия, и при выстреле она свистела, подавая сигнал). Однажды он приказал воинам наблюдать, куда он пустит стрелу, и стрелять из луков в том же направлении. Приказал и вдруг пустил стрелу в… своего любимого коня. Все ахнули: «Зачем же убивать прекрасное животное?» Тем, кто не выстрелил, отрубили голову.

Потом Модэ выстрелил в своего любимого сокола. Тем, кто не стрелял в безобидную птицу, также отрубили голову. Потом он выстрелил в свою любимую жену.  Не стрелявших — обезглавили. А потом, во время охоты, он встретил своего отца, и… выпустил стрелу в него. Царь мгновенно превратился в подобие ежа — так утыкали его воины Модэ стрелами. Не стрелять, не рискнул никто. Так кочевники становились воинами. Подобным образом Чингизхан и Тамерлан создавали костяки своих армий.

Так Модэ стал царем.  Он договорился о мире с согдийцами, но от него потребовали дань восточные кочевники. Сначала они пожелали получить самых лучших лошадей. «Тысячелийный конь» (ли — китайская мера длины, приблизительно равная 580 м) — так красиво назывался быстроногий жеребец. Некоторые говорили: «Нельзя отдавать скакунов». «Не стоит воевать из-за коней», — не одобрил их Модэ и тем, кто не хотел отдавать коней, отрубил, по своему обыкновению, голову.

Затем кочевники потребовали прекрасных женщин, в том числе и жену царя. Тем, кто заявил: «Как можно отдать наших жен!» — Модэ отрубил непокорным голову, сказав: «Жизнь наша и существование государства стоят дороже, чем женщины». Наконец, дун-ху потребовали кусок пустой земли, которая служила границей между ними и хунами. Это была пустыня на востоке Монголии, и некоторые считали: «Эта земля не нужна, ведь мы на ней не живем». Но Модэ сказал: «Земля — основание государства. Землю нельзя отдавать!» и отрубил возражавшим головы. После этого приказал воинам немедленно двинуться в поход на дун-ху и победил их, потому что хуны  подчинялись  ему беспрекословно.

Моде обладал животным строем психики, обладатель которого до смерти защищает свою территорию. Разум и воля этого Царя обслуживали основной его инстинкт. Кто хочет победить, подобным образом и должен готовить армию.  В Римских легионах практиковалась  децимация. Конечно, сегодня такие примеры не вдохновляют,  не тот накал борьбы за жизнь, но проверенный опыт Вермахта подходит для воспитания призывников в первокласную армию. (Советую прочесть воспоминания Бруно  Винцера "Солдат трех армий").

Когда инстинкт  «отобрать» (или другой)  подавляет разум, то его обладатель ставит под угрозу  не только свою жизнь. В 1941 году  этот инстинкт, например,  дал сбой у вождя всех времен и народов И.В. Сталина. Союзник Гитлер упредил его вторжением,  после чего  кровь  и слезы русского  народов  полились  ручьями. Разум должен  управлять захватническим инстинктом  лидера. Сталин был очень  разумной личностью, всегда принимал  глубоко  осмысленные решения, а тут – ПРЕСТУПНО прозевал нападение, хотя  сам давно и основательно  готовился к войне. Почему? Прокол Сталина объясняется тем, что он был политиком, а  Гитлер  - солдатом.  Разумом Сталин был уверен в том, что переиграл Гитлера, так и было, но Гитлер  окопным инстинктом почувствовал назревание опасности, подготовку противника к  атаке и согласно солдатской  интуиции  отреагировал.  Ещё великий  Сталин прокололся на недооценке психологии  противника: старшие по возрасту часто  недооценивают способности людей, которые на 10-15 лет младше их, и относятся к тем с нисхождением.  Поэтому «великий вождь»  не считал Гитлера себе равным и был уверен, что обыграет его, как обыграл в свое время Ленина, Троцкого и др., а также  англичан и французов в августе 1939 года, да и Гитлера тогда же. Что сказать: те политические победы стали временным триумфом  красного императора!

И Скифы являются нашими далекими предшественниками.

Название «славяне» долгое время употреблялось только исключительно среди славян же. Обитатели же других стран называли их самыми различными наименованиями, из которых долго наиболее известным было наименование – скифы, так греки уже с древнейших времен обозначали славянские племена. Первые письменные сказания греческих писателей о скифах относятся приблизительно ко времени за 800 лет до Рождества Христова. В сказаниях этих повествуется, что воинственные и храбрые скифы, появившись на берегах нынешнего Азовского моря и у устьев Днепра, навели такой страх на прежних обитателей этих мест, что те поспешно совершенно очистили занимаемые ими земли и без сопротивления бежали через Кавказ в Малую Азию.
 
Греческий историк путешественник Геродот родился в 484 году до Рождества Христова от богатых и высокообразованных родителей, которые дали ему отличное воспитание и оставили большие денежные средства,  благодаря которым  он мог совершать путешествия по всем странам, известным древним грекам. В 450 году до Рождества Христова он посетил нынешнюю Южную Россию, он даже поднялся по Волге до того места, где ныне стоит Саратов. О своих путешествиях Геродот оставил любопытное сочинение.

«Все скифы жили родами и племенами, которые управлялись вождями или царями. Племена эти постоянно между собой враждовали и тем взаимно ослабляли друг друга. Геродот,  описывая одно скифское племя, где ныне живут болгары, заметил: « Если бы они – имели общего повелителя,  которому бы повиновались, то, по моему мнению, они были бы самым сильным народом из всех существующих на земле,  но у них всегда такие раздоры между собой, что никогда не дойдут они до того, чтобы соединиться всем вместе и избрать одного общего властелина».

«Я не знаю, – говорит Геродот про этих степных удальцов-кочевников, – людей более мудрых, чем скифы. Никто из других народов не придумал то, что они: они изобрели складные шатры, которые быстро складывают на повозки, когда хотят избегнуть боя с противником, и таким образом уходят от него со всеми домочадцами и имуществом, так что, если не захотят, никогда не будут настигнуты врагом. Наоборот, если они хотят кого-нибудь принудить к бою, то никто не может уйти от скифов, благодаря их быстроногим коням и необыкновенно меткой стрельбе из луков!»

Эти наблюдения  свидетельствуют, что уже с первых времен своего появления в Европе эти наши предки заявили себя храбрым и воинственным народом.  Особенно прославились скифы 28-летним походом, предпринятым с огромным количеством всадников, около 630 года до Рождества Христова. Он прошел  от берегов Днепра и Дона через Кавказские горы, Армению, Персию и Малую Азию.  Немногие вернулись на родину, большинство же из них погибло из-за пагубной страсти скифов к вину, чем они отличались еще  в те древнейшие времена.
 
Зная непомерную жадность скифов к вину и способность напиваться им до полного бесчувствия, мидийский царь Киаксар, которого они покорили и заставили себе платить дань, приготовил для них при возвращении домой роскошное угощение и множество вина. Скифы перепились им, и, когда лежали после пиршества мертвецки пьяными, коварному  Киаксару не стоило большого труда избить большую часть скифов, поэтому  только немногие  вернулись  домой. Видимо, протрезвевшими.  Они передали по наследству это пристрастие  нам.  «Веселие Руси есть питие», заявлял князь Владимир.Эта слабость нам хорошо известна.

Скифы особенно уважались за их беспредельную преданность вождям,  родным и тем, с кем они побратались, они не были более жестокими, чем другие племена той  эпохи.   Надо знать, что все войны велись тогда с беспощадной жестокостью.  Вскоре после путешествия Геродота в Скифию  греки, самые просвещенные из всех тогдашних обитателей Древнего мира, вступили в большую братоубийственную войну, продолжавшуюся двадцать семь лет,  причем доходили в обращении с побежденными же греками  до ужасающих зверств. Часто случалось, что, торжественно обещав жителям какого-нибудь осажденного города жизнь и свободу, если те сдадутся, они не затруднялись тотчас же нарушить это слово и предавали доверчивых противников самому безжалостному поголовному избиению, не щадя ни женщин, ни грудных детей.

Поэтому нельзя считать скифов более жестокими, чем другие племена. Если они и заставляли молодых воинов напиться крови первого убитого ими врага, то это делалось специально для того, чтобы дать молодежи воинскую закалку. Между прочим, соседи скифов – финские племена, жившие рядом с ними на севере России, были во времена Геродота  настоящими людоедами: они даже не гнушались  поедать тела своих покойных родителей, будучи уверенными, что таким образом те продолжают продолжать жить. Обычаи эти у северных инородческих обитателей России сохранились вплоть до московских царей, которые строго приказывали следить за ними своим воеводам и жестоко выводить из обычаев  такие  «привычки». Вот так!

И гунны имеют к нам отношение.

Гунны были кочевым народом, который жил в Центральной Азии, на Кавказе и в Восточной Европе между 4-6 веками нашей эры.  Они жили к востоку от реки Волга, в районе, который в то время был частью Скифии. Наследниками гуннов являются татары, чуваши, балкары, а также венгры, которые в последствие с монголами завоевывали Киевскую Русь. На скифо-гуннской основе возникло множество тюркских племен и государств. Тюрко-язычные народы Евразии в течение многих веков имели общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим наследием.
 
Аттила был варвар в Греческом смысле, т. е. язычник, но варвар - политик, который прежде чем браться за меч, проводил переговоры, пытался договориться. Варвар, но по оценкам римлян -  просвещенных врагов своих, «мудрый в советах, снисходительный к просьбам, верный в данном слове».  Это Аттила перешёл от тактики кавалерии гуннов к осаде городов, и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах, территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. Относительно его владений в летописях записано: «Кроме обычнаго и быст он  Самодержец земли Русской, простиравшейся на все пространство населения племен Славянских, на суше и на островах».
 
Простота нравов верхушки гуннов очень соответствует той, что, например, была свойственна  русскому князю Святослава и его дружины в Х веке.  В описании греческого историка  Приска нет ничего, что характеризовало бы гуннов как отсталых варваров (несмотря на то, что у греков была такая черта – культурно принижать другие народы). Внешний облик царя гуннов не вызывает у него никакого удивления, за исключением одежды – они отличалась особенной опрятностью (пять веков спустя это же отметит византийский император Лев Диакон в облике русского князя Святослава). Гунны жили в прочно построенных ими деревянных домах, мылись в горячих банях, пили напитки, которые учёные не могут идентифицировать иначе, как «мёд» и «квас», и совершали по умершему погребальное пиршество – «страву».

Гунны основали державу, которая в момент наивысшего могущества тянулась севернее Альп и Нижнего Дуная от Рейна до Средней Волги. Она включала в себя множество разных народов, поэтому многие из «гуннских» слов и обычаев не были исконно гуннскими. Из исторических воспоминаний об Эпохе великого переселения народов, территория Европы той поры была очень сильно перемешана. Империя Аттилы, как подобные эфемерные империи-однодневки, распалась на другой же день после внезапной смерти её основателя, но память о ней жива.

О славянах

Речь пойдет о психике и характерах наших прямых предков. Известно, что человек сформировался как социальное животное –  животное, но СОЦИАЛЬНОЕ. Социальное поведение в нормальной жизни обычное,  но  обстоятельства могут спровоцировать его изменение.  Общей чертой, характеризующей человека и животное, являются инстинкты. Индивидууму присущи инстинкты самосохранения, собственника, пищевой инстинкт,  познавательный, размножения, родительский, стадный и социальный инстинкт – инстинкт первенства, инстинкты агрессии и любви. Их объединяет одно – обеспечение жизни на земле и продолжение рода.
 
Особо значимыми инстинктами князей, царей, российских императоров и советских вождей и генеральных секретарей, на мой взгляд, являлись: 1.Инстинкт собственника, самосохранения и выживания. 2.Инстинкт продолжения рода и (3) Принцип доминанты или инстинкт лидера. Что же до  государственных дел, то это была работа, сравнимая с ратным и крестьянским трудом.

Надо сказать, инстинкты достаточно постоянны и слабо зависят от изменений окружающей среды, причем для животных инстинктивное поведение императивно (не допускает выбора), в то время как человека, осознающего  свои инстинкты, можно считать свободным.  В этой связи расскажу о науке  Психогенетики.
Основателем её является ученый-генетик  Чампион Курт Тойч  (б. советник национальной федерации США по борьбе с раковыми заболеваниями). Им сделан вывод, что генетический код  ещё до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные шаблоны поведения.

Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным болезням, но несут и генетический код, определяющий основные шаблоны поведения и предрасположенность к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) – соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет роли независимо от своих сознательных реакций. Нам это известно как «СУДЬБА», которой, как известно, не избежать.
 
Что особенно интересно "Излучение" ОВН (Основного Внутреннего Направления) притягивает взаимодополняющих людей. Жертва не может существовать без Преследователя, образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Невысказанные команды, бессознательные ожидания, спрятанная враждебность, вина, страх или желание смерти "включают" потенциальных партнеров. И вот что важно: бесполезно решать конкретный конфликт – он будет проигрываться снова и снова в биографии Жертвы и ее потомков, определяя историю семьи до тех пор, пока ОВН Жертвы остается прежним. Таким образом, и конфликты могут передаваться "по наследству", они могут переходить из родительской генетической семьи в семью собственную, передаваться из поколения в поколение, независимо от того, к какому классу принадлежит человек. Эти выводы касаются каждого человека.

Доктор утверждает, что человек – во многом жертва генетического кода и проблем своих предков, невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы своих предков. И если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жизни, они неминуемо передадутся его детям, внукам и далее до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из потомков.  Поэтому  важно  осознание генетического кода  нежелательных семейных повторяемых паттернов (шаблонов) поведения:  психопатия, злобность, лень, повторяющийся алкоголизм, когда  дед, отец, сын или внук оказываются склонными к психопатии, алкоголизму или шизофрении.  Так, например, из поколения в поколение женщины в роду выходят  замуж по расчету и  очень несчастливы в замужестве.
 
Однако выработка и реализация четкого плана практических действий по преодолению этих шаблонов,  позволяет человеку изменить свою жизнь к лучшему.  Доктор Тойч доказал терапевтической практикой на протяжении 30 лет, что Основное Внутреннее направление (ОВН), а следовательно, и судьба человека может быть изменена путем понимания и сознательно направляемой систематической деятельностью по  Программе Усовершенствования – точного пошагового плана преодоления нежелательного семейно-генетического кода и повышения продуктивности жизни. Но для России это, видимо, дело далекого будущего.  Прошлое же достаточно хорошо изучено. Народная мудрость издавна гласит, что "Яблоко от яблоньки недалеко падает".

В жизнеописаниях русских  князей, царей, российских императоров и их детей от рождения и до смерти, которые нам оставили В. Татищев, Н. Карамзин, Н. Костомаров, С. Соловьев, В. Ключевский, А. Начволодов, П. Милюков и др. хорошо  отслеживаются  наследственные   признаки отцов, матерей и дедов. В их книгах кроется ответ на вопрос, почему правление того или иного самодержца не могло быть иным. На внешние раздражители казывались наследственностть и воспитание. Мысленно проверил выводы  ученого  на своей семье, признаюсь, выводы сходятся.  Читатель тоже волен проверить выводы психогенетика  на собственной родословной. Но пока вернемся к древним славянам.

Древние славяне не имели государственного правления, и у них не существовало правителя. У них не было рабов, но была свобода, которую они считали благом и ценили. Каждый хозяин строил себе отдельную, подальше от других, хижину и каждое семейство было независимо и обособлено.  Даже в особых случаях, когда одноплеменники собирались вместе на совет и выбирали вождей для воинских походов, они часто не подчинялись им в битвах, т.к. не привыкли к какому бы то ни было принуждению, дрались – и все!Но чувство товарищества в бою было святым.

Согласно Н. М. Карамзину, через несколько веков  на земле Русской народное правление славян превратилось  в аристократическое. Первыми правителями стали вожди - воины, которые отличились воинским искусством и личным мужеством. Но вожди были лишь первыми среди равных. Дружина говорила: «Мы избираем тебя в вожди, и куда поведет тебя твоя судьба, туда пойдем и мы за тобою; но что будет приобретено общими нашими силами, то должно быть разделено между всеми нами, смотря по достоинству каждого». Это считалось нормальным.

Славяне были  народом воинственным,жили добычей, а войны происходили в разных концах земли беспрерывно и можно из разных источников черпать сведения о них. Известно, что славянские племена всегда  сохраняли за собою славу бесстрашных и искусных воителей и честных людей.
Вот ещё дополнительные свидетельства, поздней Геродота, о тогдашних обитателях Русской земли: «Правосудие у них было запечатлено в умах,  а не в законах; воровство случалось редко и считалось хуже преступлений. Золото и серебро они столько же презирали, сколько прочие смертные желали его».
 
«Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая – это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый».

«Племена славян, – пишет другой историк, – ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Славяне никакой власти не терпят и  друг к другу питают ненависть». Об отношениях с властью – понятно, но слова «о ненависти» звучат неожиданно. Однако, если учесть (известную нам)  извечную завись и недоброжелательность  русского растяпы (а таковых в русском народе много)  к благополучному соседу или богатому  человеку, то эта весточка из глубины веков становится понятной.

Далее он отмечает, что «величайшим источником всех несчастий предков славян являлись их постоянные раздоры между собой. Каждый раз, когда славяне соединялись для какого-либо общего дела вместе, они тотчас же делались грозными и непобедимыми и легко приводили под свою руку тех, кого хотели покорить. Но как только начиналась у славян междоусобица – они сейчас же начинали ОСЛАБЕВАТЬ, и этим искусно пользовались их враги, стараясь всеми мерами раздувать еще больше взаимную их вражду между собой».Выходит, что междоусобицы киевскх рюриковичей не были навеяны  "чуждой идеологией" - это было их природной чертой.

P.S. Действительно, в нашей истории,когда русский народ, повинуясь ложному патриотизму (закидаем шапками и пр.), или слепо повиновался власти, то  слабел  духом, и государство терпело поражение. Непонимание  мотивов самодержавной власти понижало накал массового патриотизма и дух воюющей армии,а все вместе убивало  волю к победе. Эти причины  и стали причиной поражения в войне  с Японией (1904-1905гг), Русской армии в первую  Мировую (1914-1917 гг.). Теми же причинами объясняется факт  поражения СССР в войне с Финляндией в 1939-1940гг. и  с Германской армией летом 1941 года. Эти  трагедии и жертвы трагедий до сих пор лежат на коллективной совести  руководителей Российского и Советского государства, ибо одержимые манией величия и приувеличением (головокружение от успехов)  возможностей вооруженных  сил  и оружия,  забыв о  реализме,  вопреки здравому смыслу последний Российский император  и вожди Советского Союза  двигались  к своему краху, неся  народам беды и горе.Но возвратимся к нашим предкам.
 

В VI–VIII вв. славяне — народ сильный и энергичный — имели большие успехи. Население размножалось не столько за счет моногамных браков, сколько благодаря пленным наложницам. Славяне распространились на север, где их звали «венедами» (это слово поныне сохранилось в эстонском языке). На юге их звали «склавинами», на востоке — «антами».

К VI в. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Заняли славяне также и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи («дрягва» — болото). В северной части Белоруссии расселились западные славяне — венеды. Кроме того, уже в VII или VIII в. два других западнославянских племени — радимичи и вятичи — распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угро-финских племен.

В суровых условиях и народ становится более суровым, он не стремится к украшательству, менее склонен к почитанию и обоготворению женщины, а это в свою очередь формирует еще более суровые нравы. Древние славяне легко переносили голод, питаясь грубой, сырой пищей и греки поражались тем, с какой легкостью они взбирались на крутые склоны, как смело преодолевали топкие болота и глубокие реки.

Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, частично на юг в низовья Дуная, откуда они пришли в Австрию. Часть русов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов. Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро?) и Старая Руса. Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам.

Славяне селились небольшими группами в деревнях,  обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей русов становилось все ценное,  а ценным тогда были меха, мед, воск, рабы и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов. Вот тогда Новгород и призвал княжить варяга  Рюрика с братьями. Под властью варягов племена все стали называться Русами. Варяги были скандинавскими разбойниками и по жестокости и отваге ничем не отличались от таких же варваров и диких племен. Особой любви к  племенам, призвавшим их НА правление  они не испытывали и обращались с ними сурово при сборах дани.

Олег - «Хельги» — это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший одновременно «колдун» и «военный вождь». Олег с воинами двинулся по великому пути «из варяг в греки», попутно заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего Игоря подошли к Киеву. Там жили славяне и стояла небольшая русская дружина князя Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их, что было вполне нормальным деянием для варягов.  Совесть их никогда не мучила.

После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Это произошло в 882 г. Произошел скачок, возвестивший  о новом  этапе  древнеславянской истории. Возникла прочная политическая и военная предпосылка  для  создания феодального Киевского государства.
 
Рюрик умер в 879 г., оставив сына, которого звали Игорь, но власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег, поскольку Игорь, по словам летописца, был «очень мал».  Олег занял Псков и в 883 г. обручил малолетнего Игоря с такой же малолетней псковитянкой Ольгой.

Как воспитывались русские князья.

В личной жизни Игоря Рюриковича были и другие женщины, но Ольгу он любил больше всех. Князь уважал ее мудрость и умение решать вопросы с поразительной продуманностью и взвешенностью. Под стать матери стал её сын Святослав. Когда ему исполнилось десять лет, княгиня Ольга отвезла его в Ладогу, где он мужал в среде воинов. «Он был храбр духом и крепок телом. Он не боялся никакой погоды, спал на земле, войлок был ему постелью, седло – подушкой, мясо зверей - пищей, простая вода – питьём». В походы ходил налегке». Воспитанный в суровых условиях, едва возмужав, он стал выдающимся полководцем Древней Руси, победителем Хазарского каганата. Летописец отмечал, что «Этот военачальник, будучи сам искусным воином и своих ратников обучал и воспитывал личным примером  - традицией, ставшей одной из важнейших для командного состава всех последующих поколений». Святослав не противился распространению христианства, но ругал тех, кто отступал от обычаев отцов - язычников. Ольга, мать Святослава, принявшая обет крещения в Константинополе, непрестанно молилась Богу за сына, но он упрямо оставаясь язычником, всю свою жизнь провел в походах и погиб в возрасте 30 лет.

Русский князь встретил смерть весной 972-го года, когда пытался пройти через засаду печенегов с отрядом, но все были  ими перебиты. Печенеги зверски убили Святослава Игоревича. Князю отрезали голову, сделав из черепа чашу. Чаша была окована и из нее победители пили вино. Но род его не угас, к этому времени от Святослава остались сыновья и дочери.

Ранее, похоронив мать княгиню Ольгу, отправляясь в последний поход, Святослав отправил сыновей на самостоятельное княжение. Старший княжич Ярополк получил Киев, второй сын Олег – Древлянскую землю, а побочному сыну Владимиру достался Новгород, поскольку его матерью была не варяжка, а славянка. Но её должность ключницы была сродни дворецкому и казначею, в распоряжении находились все кладовые, погреба и даже казна.

Владимир.

В летописи Нестора  Владимир представлен большим женолюбом: «Был же Владимир «побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.  Грекиню убитого им Святополка взял в жены беременною, да на булгарке князь женился  в 985 г., когда совершил удачный поход на Волжскую Булгарию. Она-то и стала настоящей хозяйкой киевского дворца, поскольку ее сыновей, Бориса и Глеба, Владимир любил больше остальных детей».
 
Из его жён остановимся на половчанке Рогнеде и Анне Византийской. Полоцк для новгородского князя был очень выгодным городом, поскольку находился на важных торговых путях из Балтийского моря в Черное. Желая обрести в лице будущего тестя верного союзника, Владимир послал к его дочери сватов. Однако, как повествуют летописи, гордая Рогнеда ответила Владимиру решительным отказом. В Лаврентьевской летописи ее слова звучат так: «Не хочю розути  робичича (т. е. сына рабыни. – Л. М.), но Ярополка хочю». Узнав о том, что невеста отказала ему в грубой форме и предпочитает его брата, новгородский князь собирает большое войско. В него вошли «наемники-варяги, словене, кривичи и чудь», т. е. те племена, которые объединялись в союз еще при Рюрике. Полоцк был захвачен, семья правителя оказалась в плену.  Рогнеда попала в руки Владимира, который насильно сделал ее своей женой в присутствии родителей, а самих родителей и двух невинных братьев убил. Никто его за это не осудил.
 
Как и Ивана Грозного спустя 600 лет, убившего в припадке сына Ивана, и Петра Великого, спустя 800 лет, пытавшего и казнившего царевича Алексея. Таковы были самодержавные нравы, не изменившиеся за столетия. Беспредел и насилие облеченных властью –  есть Constanta русской истории, эффективное и радикальное средство защиты режима власти от посягательств.

Затем Владимир  с большим варяжским войском и новгородской дружиной осадил Киев, где заперся Ярополк. Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи». Беременную жену убитого им брата Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы. Такое тоже было в порядке нормы.

Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами, представлявшими шесть языческих богов. Князь практиковал человеческие жертвоприношения богам. Во время гонений христиан в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Феодор и его сын Иоанн. Подчеркнем  ещё раз суровость и дикость  нравов.

Арабские путешественники отмечали, что «все русы постоянно носят при себе копья, потому что мало доверяют друг другу – коварство между ними дело самое обыкновенное; если кому удастся приобрести хоть малое имущество, так уж родной брат или товарищ начинает завидовать и задумываться, как бы убить его и ограбить.

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира ДО крещения:
Владимир хотел выйти на уровень европейский и  стал примерять корону, которую могли надеть не него в Византии. Тогда среди европейских государей её императоры  занимали первое место и породниться с ними стремились все короли Европы. Владимир знал о печальном опыте своей бабки – Ольги, не сумевшей крестить Русь из-за боязни попасть в зависимость  от Рима либо от Константинополя. Поэтому для князя важно было стать настоящим родственником византийских императоров и войти в их семью на равном с ними положении. Женитьба на сестре Василия и Константина давала такой шанс. И он решает послать сватов в Константинополь.

Не дождавшись ответа,  Владимир, подозревая византийцев в обмане, действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в Херсонес - византийское владение в Крыму. Владимир и тут возжелал  дочь городского главы и посватался к дочери правителя Херсонеса, те резко отказали, тогда он осадил Херсонес,  город был взят. Участь  Рогнеды выпала несчастной девушке и её родителям: она была изнасилована на глазах родителей, а их он убил. Отсюда Владимир «пригрозил ромеям – возьму и вас».

Принцесса Анна умоляла братьев позволить ей умереть на родине, но те заявили, что Бог возлагает на нее великую миссию – обратить в истинную веру целую языческую страну. При этом она спасет и своих родственников от жестокого врага: «Может быть, обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?».  Тогда Анна Византийская, царевна в Константинополе,  перед вступлением в брак поставила условие крестить избравшего её Владимира и весь его народ.

Увидев  Анну, Владимир ТОТЧАС ВЛЮБИЛСЯ в неё, его крещение (омовение водой или купание) состоялось здесь же в Херсонесе.  По легенде  после крещения  к нему даже вернулось  на время утраченное  зрение по какой-то причине.
 
«Повесть временных лет» описывает, как любовь, крещение и брак с Анной сделали из распутного Владимира примерного семьянина. Сделавшись христианином, он освобождает всех своих языческих жен и наложниц. Вызывает лекаря и говорит ему: «Я хочу иметь много сыновей, это мне надо. Но сделай так, чтоб к блуду не тянуло». Он даже смертную казнь думал отменить.

За то, что князь заботился о бедных, вдовах и сиротах, нередко отправлял простым людям угощения со своего стола, народ любил Владимира и называл Красно Солнышко. У него  было тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей, но о детях от Анны летописи умалчивают.

Сама Анна занялась просветительской деятельностью в великокняжеской семье и среди знати. Известно, что все многочисленные дети Владимира с готовностью приняли христианство и распространяли его в своих владениях. Даже бывшие жены киевского правителя превратились в ревностных христианок, особенно Рогнеда. Следуя примеру Анны, она занялась христианизацией.

Византийская принцесса была замужем за князем Владимиром 22 года, нетрудно предположить, что он полюбил её за недюжинный ум и христианскую кротость. Иначе, бездетную  не держал бы столько времени при себе.  Это любовь! После смерти принцессы князь Владимир вновь женился, но похоронить себя велел рядом с Анной.  Изменения в психике, нравах и характере Владимира вполне согласуются с выводами основателя психогенетики Чампиона Курта Тойча.
 
В последующие столетия Православная Церковь оказывала существенное влияние  на нравственность  народов Киевской Руси  и великих князей - потомков князя Владимира.  Она постепенно распространяла свое благотворное влияние, строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.

Что ещё происходило  на Руси?

Нам известно, что Владимир пошел по пути, который наметила «мудрейшая из людей» княгиня Ольга, избравшая православие. Русь пришла к крещению 988 г. «Сила проповеди православия была и в политической умеренности Византийской империи, и в искренности константинопольских патриархов, и в очаровании греческой литургии (церковной службы)».

Наследниками княжеств  в  Руси становились  исключительно  Рюриковичи, но буквально через 100 лет после образования  государства этих Рюриковичей расплодилось столько, что и плюнуть было некуда. Все Рюриковичи – и старшие, и младшие, - дрались друг с другом за великокняжеский престол в Киеве, изгоняли друг друга из столицы, а то и убивали.  Пример Владимира Крестителя оказался заразительным: даже будучи незаконнорожденным (от рабыни), он убил брата и  сел на престол.
 
И такая катавасия продолжалась до тех пор, пока Андрей Боголюбский -  сын Великого князя Киевского Юрия Долгорукова (тоже, кстати, не имевшего законных прав на Великое княжение) – князь Владимирский, Ростовский и Суздальский решил положить  этому беззаконию предел. Он стал  первым  русский князем, который задумался о том, что на Руси  что-то не так. Все прямые потомки Рюрика были давно в могилах, и Киевом правил всякий худородный сброд, который к прямым рюриковичам уже имел опосредованное отношение. Андрей  ненавидел Киев из-за его боярских свар и постоянной властной чехарды –  отец его, Юрий Долгорукий три раза занимал Киевский престол, пока его все же не отравили киевские бояре.

Первый русский монарх решил, что надо ставить столицу не на окраине Руси, а в ее сердце, и был выбран для новой столицы город Владимир, основанный Владимиром Крестителем и превращенный в удельный город дедом Владимиром Мономахом. Но по-настоящему возвысил Владимирское княжество другой брат Боголюбского - Всеволод Юрьевич, известный как Всеволод Большое Гнездо, который за 36 лет своего правления сделал созданное первое русское централизованное государство признанным центром Руси не только самими русскими, но и зарубежными монархами, которые искали в Руси надежного союзника.

Владимирское княжество было сильнейшим на Руси, пока из него не выделилось княжество Московское, и в него не переехала столица нового государства, которое очень быстро превратилось сначала в Русское царство, а затем в Русское государство. Но без централизации власти Андреем Боголюбским в XII веке не появилось бы на карте ни Московское княжество, ни Русское царство. И осталась бы Русь раздробленной еще очень многие века,

Владимир Мономах

Дед Владимира Мономаха, Ярослав Мудрый, был великим человеком, о его родословной упоминается на страницах «Повести временных лет». В 1054 году, когда его внуку исполнился год, Ярослав скончался. Матерью юного княжича была ближайшая родственница Константина IX Мономаха, византийского императора. В переводе с латинского слово «Мономах» означает «единоборец». Владимир унаследовал это прозвище от своего византийского родственника, и оно очень точно характеризует особенности его личности. Детство и юность будущий правитель провел при княжеском дворе в Переяславле.
Мальчика воспитывали в соответствии с законами того времени. К юношескому возрасту он должен был стать настоящим мужчиной — сильным, надежным, выносливым, хорошим охотником и умелым воином. Поэтому князь Всеволод с ранних лет брал сына на охоту, но это увлечение и обучение грамоте было лишь легкой разминкой перед настоящим делом. С 13 лет княжича стали обучать военному искусству. В этом же возрасте он стал князем Ростово-Суздальских земель, а  когда Мономаху исполнилось 20 лет, он стал князем в Смоленске.

Постоянной заботой Мономаха была война с половцами, и всю свою жизнь он был их самым жестоким и беспощадным врагом. В 1111 году русское войско пошло в поход на кочевников, главная цель этого военного предприятия была достигнута – разбитые и развеянные по степи кочевники долго не смели приближаться к границам Киевской Руси. В 1120 году остатки печенежских племен сочли за благо вообще удалиться за пределы русских земель. Многие исследователи считают это главной заслугой Мономаха по защите отчизны от кочевников.

Начав в самые молодые годы беспрерывно ходить во главе войска, Мономах развивал военные дарования: мужество, решимость, сметливость и чрезвычайную быстроту при передвижениях. Будучи грозным и суровым воином на поле брани, Мономах отличался, вместе с тем,  добротой и с ранней молодости сердце его было доступно всем нуждающимся. Никому не позволял обижать бедняка или вдову и сам творил суд в своей земле. Никогда не прятал награбленные сокровища, никогда не считал денег, раздавал их обеими руками, а между тем казна его была всегда полна потому, что он был образцом доброго хозяина и находил время самому присмотреть за всем в доме.
Летописцы отмечали его «изумительную набожность».

Ясно понимая, что княжеские усобицы губят Русь, Владимир Мономах, тем не менее, сознавал полную невозможность при существовавших условиях и понятиях того времени изменить порядок владения землею целым родом и передать власть над ней одному лицу.
 
Но он делал все, что от него зависело, чтобы жить в мире с остальными князьями, всегда свято держал свое слово, когда уговаривался с ними о чем-нибудь, и всегда жертвовал своими выгодами, когда это было нужно для мира. Сохранившееся до нас  замечательное «Поучение» раскрывает государственную мощь его личности.  Он хорошо знал типичные недостатки многочисленных родственников и считал это бедствием для государства, поэтому, обращаясь к ним, поучал и призывал к их искоренению. Никто из последующих правителей России не делал подобных наказов.

Имея в виду под «Дьяволом» пороки, такие как  лень, гнев, зависть, гордыню, он дает отеческие наставления: «Диавол, враг наш, побеждается тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостынею. Ради Бога дети мои не забывайте этих трех дел; ведь они не тяжки: это не то, что отшельничество, или иночество, или голод. Послушайте же меня и если не все примете, то хоть половину.
 
Перечислив в «Поучении» подробно все свои походы, Владимир Мономах добавляет: «Выехав утром из Чернигова к отцу, я приезжал к вечерни в Киев (166 верст – порядка 200 км.). Всех походов моих было 83 больших, а меньших и не упомню. Девятнадцать раз заключал я мир с половцами при отце и после его смерти. Более ста вождей их выпустил из оков (плена), а избито этих вождей в разное время около двух сот.
 
А вот как я трудился на охоте и ловах: коней диких по 10, по 20 вязал я своими руками,  два тура (зубры) метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал,  два лося – один ногами топтал, другой рогами бодал.  Вепрь оторвал у меня меч с бедра; медведь у колена прокусил подвьючный войлок; лютый зверь (вероятно, барс) вскочил ко мне на бедра и повалил коня со мною; а Бог сохранил меня целым и невредимым. Много раз падал я с коня, голову разбивал я два раза, и руки и ноги вредил себе в юности моей, жизни своей не жалел, головы не щадил. Что можно было поручить слуге, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днем, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагаясь ни на посадников, ни на управителей, сам все делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме; охотничье дело сам правил, о конюшнях, о соколах и ястребах сам заботился… За церковным порядком и службой сам присматривал…

Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил не ленивым и способным на все человеческие дела. Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божьей, а если от Бога придет смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой»…

Пишет он, что порядок начинается с порядка в собственном доме, семье, что всю жизнь нужно учиться и трудиться. Поучение учит состраданию, справедливости, жизни по совести. «При старых молчати, премудрых слушати, старейшим покорятися, с меньшими любовь имети; без луки беседующе, а много разумети; не свереповати словом, ни хулити беседою, не обило смеятися, срамлятиса старейших...».
   
Слухи о возросшей воинской мощи киевского князя достигали Европы. Большую тревогу по этому поводу испытывал византийский император. Чтобы задобрить сильного князя и выказать ему свое расположение, император одарил Мономаха ценными подношениями. Так в распоряжении Владимира Всеволодовича появилась держава, бармы, скипетр и шапка.

У Мономаха было три жены и много детей. Первой супругой Мономаха стала Гита Уэссекская, дочь англосаксонского короля Гарольда II. У нее рождались только сыновья, по версии разных исследователей, их было семь, кроме того, ещё  у князя было три дочери.
 
Счастливые годы, наступившие на Руси с восшествием на великокняжеский стол Владимира Мономаха, продолжались до 1124 года, который  ознаменовался рядом бедствий: упала в Переяславле большая церковь во имя Архангела Михаила; все лето было полное бездождие, а затем в Киеве начались сильнейшие пожары: сперва выгорела приречная часть города – стоящий на низу Подол, а на другой день загорелась и нагорная часть, причем сгорели все монастыри и церкви, а этих церквей было, как говорит летописец, около шестисот. Наконец, в этот же год имело место и редкое небесное явление: полное солнечное затмение.

Все это, конечно, было принято за дурные предзнаменования, и действительно, на следующий год, 10 мая 1025 года, не стало Владимира Мономаха, который в этот день окончил свой славный земной путь на семьдесят четвертом году жизни, после тринадцати лет великого княжения.

Мономах является первым миротворцем среди русских государей.  Когда судьба поставила его во главе Русской земли, он стал также и первым венчанным на царство русским самодержцем, так как самодержец значит для народа не что иное, как ЦАРЬ, в отцов и праотца место поставленный.
 
 Для своих детей и потомков князь не поскупился и на рекомендации по управлению государством. К его словам им стоило прислушиваться, ведь Мономах был мудрым политиком. умеющим выстраивать отношения в семье, в обществе и между государствами. Все исследователи биографии великого князя считают, что самыми главными достоинствами этого человека были мудрость, политическая интуиция, постоянное стремление к самообразованию.
 
Но недолог был мир. Начало новым междоусобным войнам положила ссора между сыновьями и внуками Владимира Мономаха. В течение 10 лет междоусобиц Киев переходил из одних рук в другие.

Перебирая мысленно последующих  Великих князей, царей русских и императоров  второго тысячелетия России, я пытался найти хоть одного,  равного ему по отмеченным в летописях качествам.  Не нашел! Предоставляю читателю возможность поискать  среди царей, императоров и генеральных секретарей КПСС  кого-то подобного по мудрости и нравственности Владимиру Мономаху. Когда это делаешь, начинаешь  лучше понимать нашу великую, жестокую  и печальную историю.  России  с тех пор очень редко везло на подобных правителей.

Выводы. Власть Киевской Руси, конечно, не была человеколюбивой. «Намазывая утром бутерброд», князья не озадачивались мыслью «а как народ?»; может, это  было хорошо для народа, что князья не пытались его «осчастливить» и искоренить «вредные привычки? Но князья чтили законы, сами их соблюдали и других судили по ним. Борьбой с «вредными привычками» власть  стала развлекаться в поздние времена: сначала годами спаивала народ, а, очнувшись, искореняло «зло»  варварскими методами, превращая борьбу с пьянством в борьбу с народом.  Это было и при Иване III, при Николае II, при Сталине и Брежневе, особенно эта борьба превратилась в  безумие при Горбачеве.

Древнерусские князья имели традицию заводить большое количество детей, что и являлось причиной последующих споров за право наследования, так как правила наследования от отца к старшему сыну тогда не существовало. После смерти князя Святослава в 972 году, у него осталось три сына, которые имели право на наследство, но власть захватил буйный и жестокий Владимир.

Дальше - хуже. Упиваясь властью, считая себя несправедливо обойденным (зависть), князь становился жертвой собственной зависти, алчности, ограниченности, неудержимости и  политической близорукости, преодолеть  которые  ему  не удавалось.  То один, то другой с дружиной и разным сбродом, а то с кочевниками, шел на  своих братьев и дядьев   «восстанавливать справедливость», попутно грабя, убивая, пленяя скот и смердов,  сжигая  по пути города и деревни.  Это кровь Рюрика  сказывалась в потомках.

С 1068 г. начинается новый период междоусобиц — власть переходила из рук в руки. Политический распад Киевской Руси в XI—XII вв. привел к образованию десятка отдельных княжеств.   Киевский престол занимал старший в роду князь, а остальные размещались по старшинству в городах более или менее значительных. К XII в. на территории древнерусского государства было уже 12 отдельных самостоятельных княжеств: Киевское, Черниговское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское и другие. Большинство из враждующих соперников находилось в плену самонадеянного мнения о своей самодостаточности.

При этом никто из них никогда не задумывался, сколько народу погибнет и сколько оставит без жилья и пищи. Пограбить своих или чужих было в духе времени, с предчувствием поживы, воодушевленные, русские шли грабить имущества  и убивать соплеменников.  Повторяю, дружины князей вытаптывали поля смердов, захватывали их скот, продовольствие и скарб, сжигали жилье, пленников продавали в рабство. Других забот у князей, кроме борьбы за «законное» наследство и  приведение городов к покорности, видимо, не существовало. Они вели себя как захватчики.
 
Андрей Юрьевич Боголюбский  ещё в 1160 году открыто говорил о намерении "искать Новгорода добром и лихом". Князь потребовал от "вечников" признать его своим "отцом", но город и его уветы (советники) категорически отказались сотрудничать с князем на его условиях. Андрей счёл отказ за дерзость и начал строить план захвата. Новгородская первая летопись утверждает, что «суздальцев было аж 7 000 человек, а новгородцев всего 400», и всё же так называемые "низовские" полки оказались разбиты. Суздальцы бежали, потеряв 1 300 человек, против 15 убитых у Новгорода. Победители ещё и дань собрали с "суздальских смердов". Следом против Новгорода разом выступила чуть ли не большая часть всей Руси. Великие Луки и Торжок были сожжены и разграблены, затем армия захватчиков двинулась в сторону Новгорода. Как гласит летопись:"пришед в землю их [новгородскую] много зла створили, села все взяли и пожгли и людей по селам посекли, а жен с детьми, имущество и скот захватили".

Воинство  Андрея Боголюбоского видимо надеялся на легкую победу. Нападающие представляли собой регулярные княжеские дружины и городовые полки - профессиональных воинов, а большая часть защитников Новгорода представляло пополнение из местных ремесленников. Войско  упорно штурмовало город, но безрезультатно. Жители оказывали упорное сопротивление и суздальцы несли большой урон. В конце концов, у осаждающих закончилась еда и корм для лошадей. Истощенное осадой войско начало отступать от города и тут-то новгородцы нанесли по нему сокрушительный удар. Новое поражение войск Андрея Боголюбского было серьезным. В плен тогда попало так много людей, что, как писал новгородский летописец, на рынке пленника можно было купить за "две ногаты", то есть за пару мелких монет. 

Княжеские междоусобицы происходили и в годы монгольского Ига. Первым московским князем стал младший сын Александра Невского Даниил (p. 1261) . Начало его правления пришлось на время царствования в Орде хана Менгу-Тимура, когда, по выражению Волынской летописи, «бяху вси князи в воли в тотарьскои». Но после смерти Менгу-Тимура и воцарения в 1281 г. Туда-Менгу произошло обострение ситуации. Старший брат Даниила и младший – великого князя владимирского и князя Переяславского  Дмитрия Александровича – городецкий князь Андрей Александрович отправился в Орду и привел оттуда войско против Дмитрия. Целью похода являлся Переяславль. К татарам  присоединились князья Федор Ростиславич Ярославский, Михаил Иванович Стародубский и Константин Борисович Ростовский. 

В результате были опустошены Муром, окрестности Владимира, Юрьева, Суздаля, Переяславля, Ростова и Твери. Дмитрий Александрович покинул Переяславль, и 19 декабря город был взят. Так в годы  «ига» князья дрались между собой, опираясь на поддержку ханов Золотой Орды. Только в 1392 г. сын Дм. Донского Василий Дмитриевич стал первым великим князем владимирским, который взошел на свой стол без того, чтобы лично съездить за ярлыком в Орду. В Москве были уверены, что у Тохтамыша просто не будет возражений, поскольку никто из русских князей уже не осмеливался  оспаривать у Василия великое княжение.  (Горский Антон.  Москва и Орда (royallib.com).

Великие и не великие князья дрались за престолонаследие с не меньшим ожесточением  и коварством, чем древние ящеры и современные  хищники  дерутся  территорию, вплоть до смерти (вспомним царя хунов  Маду). Это действие инстинкта! Ради достижения посталенной цели они заключали династические браки, временные союзы с половцами, печенегами, татарами и др. кочевниками; они способны были призвать себе в помощь самого черта, только бы он им помог одолеть противника. ("Нравственно все, что служит интересам революции" В.И. Ленин).

С глубокой древности царями и императорами, или большевистскими вождями и советскими военачальниками достижение ЦЕЛИ  оправдывалось любыми средствами. Иначе и быть не могло, ибо закон выживания суров и каждому дает только  одну альтернативу: жизнь или смерть.

Это оказывало большое влияние на их психику.  Интуиция и логика подсказывали,  откуда грозит или может угрожать опасность, поэтому князья  постоянно находились в стрессовом расстройстве,  и требовалась разрядка; в основном это были пиры, секс, состязания, охота, поединки и драки. И так от поколения к поколению.

О психике вождей и народов.

Психика (в широком смысле) – это внутренний духовный мир человека: потребности, интересы, желания, влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, знания, умения, навыки поведения и деятельности и др.
Понятие о типах строя психики вошло в нашу жизнь с подачи ряда  крупных мыслителей - разработчиков материалов Концепции общественной безопасности (КОБ). С конца 80-х годов 20-го века коллектив писателей (преимущественно состоявший из преподавателей Ленинградского Госуниверситета) поставил перед обществом ряд глубоко мировоззренческих вопросов, одним из которых является вопрос о  типах строя психики и что "развитие общества определяется развитием строя психики общества к человечному».

Человечный строй психики характеризуется  гармонией инстинктов, привычек,
разума и интуиции. Очень хочется, чтобы такой строй психики сегодня был преобладающим, но пока состояние психики человечества в целом  настораживает и разочаровывает. Преобладают другие психологические факторы.

Известно, что индивидуальная психика и коллективная могут быть здоровыми и нездоровыми, это  зависит от общества. Древний философ Платон дал психике имя ДУША и  выделил несколько уровней её развития. Он разбивает её на  три составляющих: разумную часть души он уподобляет пастырю стада; волевую или яростную часть души — сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управляться с ним, а  неразумную - страстную часть души он называет просто стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам. Все очень просто и, в общем-то, соответствует действительности.

Персидский мыслитель Саади (13-й век), представитель исламской религии,  считал психику  совокупностью причин, определяющих характер деятельности человека: смесь свиньи, собаки, дьявола и святого. Тоже, вроде, подходит, разница между представлениями невелика, а суть ясна: психика выражает  поведение  человека в конкретных обстоятельствах.

Психика, нравы, поведение и характер  русского человека  формировалась   тысячу лет, но они могли   измениться в лучшую сторону в течении последующих  500-лет после 300-летнего гнета завоевателей монголов. Из выше изложенного о психогенетике видно, что такое возможно,что и произошло  в результате Крещения Руси и изменений поведения в годы княжеия Владимира Крестителя и Владимира Мономаха. Но позднее возникают новые обстоятельства. В результате монгольского завоевания и повторения эпохи княжеских междоусобиц о прогрессе личности и морали общества уже говорить не приходится.  Даже Церковь в этом часто оказывалась бессильной.
 
Нам сегодня легко представить, что прошедшее тысячелетие Руси от Крещения - от вхождения в мировую христианскую (библейскую) цивилизацию  – это все же мгновение в истории человечества. Оно не начало и не конец, а лишь звено в цепи мироздания и вечности. Для вечности это МГНОВЕНИЕ и только для нас - история. Бог  всем народам и правителям дает шанс не прогресс, но ОН не станет «метать бисер перед свиньями», если поведение какой-то части человечества, отношение его к Богу, природе и себе подобным становится свинским.

Между тем,  меняться к лучшему  в наших силах. Как заметил преждевременно ушедший из жизни  томский поэт Александр Рубан «на Бога не пеняй, живя убого: Бог всем дает. Не все берут у Бога». Яркий пример тому жизнь и дела упомянутых князей, преподобного Сергия Радонежского(1314-1392), игумена и духовного Отца земли Русской, купца  Козьмы Минина, писателй и поэтов советских фронтовиков-окопников, Героев Советского Союза, известных летчиков-испытателй и пр. Вот среди современников таких пока не заметно. Почему? В народе отвечают" "Были времена и трудней, но подлее не было".

За истекшее с Крещения тысячелетие и даже за несколько тысяч лет по большому счету человеческая психология сама по себе мало менялась в лучшую сторону. Божьи заповеди христианам  известны с детства, но, взрослея, люди слишком часто переступают через них. Потому что природа большинства людей (психика,инстинкты, поведение, нравы, обычаи, навыки и пр.) ничтожно отошла от своей  первобытной сущности. Людям по-прежнему ближе  проще и понятней общение с Дьяволом, чем с Богом. Им понятней и ближе психология их альва-самца - защитника и повелителя, чем ощущение личной свободы. Так было всегда.
 
У наших предков, начиная с Киевской Руси, монгольского завоевания и вплоть до Петра (а у его дочерей и далее),думаю,преобладал животный строй психики, это когда поведение индивида в большей степени подчинено инстинктам, вне зависимости от степени «отесанности» культурой. Такие были времена и нравы, поскольку остро стоял вопрос о жизни или смерти, которая неизбежна при смене власти.После смерти Петра до конца века власть в России устанавливалась дворцовыми перевротами.Никакой преемственности, новая "метла" метет по своему.

 Разум обслуживал инстинкт самосохранения индивидуума и сохранения власти своего рода. Поэтому основные  инстинкты, рефлексы, привычки и пристрастия срабатывали бессознательно, автоматически, как только индивид оказывался в соответствующей ситуации или обстоятельствах. А причин для конфликтов было предостаточно, но не было среди князей ни Ярослава Мудрого, ни  Владимира Мономаха. Видимо, наказы великих предков часто не убедительны для потомков, если не сказать резче: лучше совсем забыть о них, дескать, сама жизнь стала совсем иной. Что ж,  окружающая человека  жизнь действительно разительно изменилась, но(!) насколько изменился сам человек – венец природы?  Пока на Земле войны и голод, он не изменится. Он не может измениться пока правительства  ведущих держав мира и мировые религии  не займутся мобилизацией ДУХОВНЫХ сил человечества, коллективных материальных, научных, финансовых, технических и технологических достижение на сохранение жизни на планете.

Поэтому пора отказаться от возвеличивания  русских князей, царей, генеральных секретарей и президентов,  если хотим  понять, почему  мы –Россия остаемся  отстающими в ряду народов  и государств Европейской цивилизации? За всю тысячелетнюю историю Европа и Мир ничего ВЫДАЮЩЕГОСЯ не переняли от России, а наоборот,  российский  прогресс  связан с  заимствованием европейских достижений и открытий в науке, технике, военном деле, культуре и искусстве.  Почему?
Потому что ОНИ (от князей и царей до генеральных секретарей)  были НЕ  СОБИРАТЕЛЯМИ силы русской и творческих сил для СОЗИДАНИЯ, чтобы опережать другие страны в экономики,  в развитии науки, техники, образования и здравоохранения, и, конечно, культуры.

За редчайшим исключением  они и не старались быть рачительными хозяевами страны и приумножения народных сил, а просто, повинуясь судьбе,  несли бремя  личной и абсолютной власти, и готовы были на все ради её удержания. Они было ОХРАНИТЕЛЯМИ существовавшего режима персональной власти. Такая работа требует колоссальных психофизических нагрузок, и они с ними справлялись, но мало кто знает о том, что главное качество охранника - это не победа над злодеями, а умение предупредить потенциальную опасность  и избежать ее во благо народа и отечества.

В гораздо большей степени они были и остаются растратчиками  огромной  народной силы. Большая часть  физической  и психической энергии  русских людей   растрачивалась на межрелигиозные распри,  войны и междоусобицы. Она таяла от мора, голода, эпидемий и массовых казней, она растекалась по обширным просторам Евразийского континента только для того, чтобы богатела царская казна и Иван IV, в частности, мог хвастаться захваченными землями и личными богатствами  перед   посланником английской королевы, а обрусевшие немецкие императрицы вели роскошную жизнь.

Сколько средств  податного населения растранжирено понапрасну, пропито и разбазарено гениальным реформатором Петром I - невозможно посчитать.  Личное состояние «светлейшего вора» А. Меньшикова  было соизмеримо с бюджетом английского двора. После смерти Елизаветы l осталось 3,5 тысячи платьев, которые она надевала в течение  20 лет  царствования, при этом у неё постоянно не хватало денег на оплату обслуги  Дворца и ремонт  помещений. Гардероб Екатерины  II насчитывал  15 тысяч платьев — поражающая воображение цифра. Ни до, ни после не тратилось столько  средств на её содержание из казны. Исключая личности Ленина и Сталина, сегодня можно заявить, что скромность  и здравый смысл были не присущи  руководителям  советской империи второй половины ХХ века и президентам  новой России. Тем, кто «из грязи» тащит с собой в новую жизнь мелкие привычки и тщеславие,  пытаясь позиционировать себя настоящим  князем,  наследственность и воспитание не позволят. Порода не та!

В изучении русской и российской истории  автор  опирается на   обширное исследование известного историка   Валерия Георгиевича Анишкина «Быт и нравы царской России. Дворцовая жизнь» Об обычаях, быте и нравственном состоянии русской элиты с давних времен до конца ХVII века. А также  трудами  историков и писателей   Л. Гумилева, А. Зубова, В. Соловья и А. Пыжикова, А.  Ахиезера,  Ю. Максименко, В. Бабушкина, Д. Сондерса, В. Белинского, М. Гефтера и др.
 
Е. Дмитриев 10.07.2024г.


Рецензии
Про бюджет - в яблочко!
И ничего не изменилось с тех древних и далёких лет.
Про предков - смешались все в кучу. И где-нибудь в каком-то поколении вылезет наружу новый Пушкин или Дева Мария - всё может статься :)!

Надежда Шевцова   22.07.2024 13:51     Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы,Надежда. Вот это меня и ПОРАЖАЕТ: проходят столетия, а в России с точки зрения УПРАВЛЕНИЯ государством кардинальных улучшений в этом (во имя всестороннего)прогресса не заметно. Одни рывки! Обещания,надежды, разочарования, очередная Смута и жерты, жертвы, жертвы.Подъем и новый срыв, и новые попытки подняться с колен. Историк А.С.Ахиезер наглядно это показал.При внимательном изучении нашей тысячелетней историии причина русской ОСОБОСТИ легко вскрывается: Киевской Русью, Московским государством, Российской империей, Советским Союзом ВСЕГДА управляли иноземцы:потомки скандинава Рюрика, Ордынские ханы с Рюриковичами,обрусевшие татары, немки и немцы обрусевшие,большевики под руководством евреев-интернационалистов, это те же ИНОЗЕМЦЫ во главе с Лениным, Сталин по психологии Грузинский князь. Брежнев, Андропов, Горбачев - зомбированные ленинизмом коммунисты- интернационалисты.Действительно "куча", а не ряд. И никакой преемственности. Широко образованных и мудрых, подобных Мономаху, среди них не было,нет и,видимо, в ХХI в.не будет.

Евгений Дмитриев 4   22.07.2024 17:56   Заявить о нарушении