04 Феликс БУХ IV Программная живопись 1974 2007

Артём Киракосов

Феликс БУХ
(03 05 1948 г.р., Москва)
КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
к 50-летию творческого пути художника

IV
авторская программная станковая живопись 1974 — 2007
| фотосъёмка 04 07 2024 |

01. "Красный бык"; 1985; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской простой деревянной обкладке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 100,3 х 100,1 х 006,0 см
02. "Ожидание: пристань"; 1994; фабричный грунтованный белый холст на авторском оргалитовом планшете, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 101,0 х 170,6 х 005,2 см
03. "Первый снег в Кисловодске"; 1995; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской тонированной коричневатым оттенком рамочке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины, пальцы рук; 106,4 х 123,5 х 003,8 см
04. "Хор №5"; 1990; фабричный грунтованный белый холст на авторском оргалитовом планшете, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 123,2 х 125,6 х 004,8 см
05. "На балконе в театре"; 1982; авторский оргалитовый планшет в тонированной прозрачным серым деревянной рамочке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 063,8 х 180,8 х 003,8 см
06. "Концерт в усадьбе"; 1981; авторский оргалитовый планшет в тонированной прозрачным серым деревянной рамочке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти;  64,8 х 114,5 х 002,8 см
07. "Сван"; 1988; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике, наложенном на фон авторской деревянной рамы, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины, пальцы рук; 96,0 х 76,5 х 03,2 см
08. "В Сванетии"; 1982; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины; 94,0 х 63,0 х 02,8 см
09. "На хуторе"; 1982; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской тонированной коричневатым оттенком деревянной рамочке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти;  74,5 х 94,8 х 03,0 см
10. "Женская голова"; 1993; рубероид на оргалите неправильных форм, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 55,9 х 51,8 х 00,8 см
11. "Трио"; 2007; фабричный грунтованный белый холст на фабричном подрамнике в фабричной деревянной раме полихромной живописной авторской тонировки, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины, оборотные стороны черенков кистей, пальцы рук; 88,8 х 69,0 х 04,2 см
12. "Спевка"; 1996; рубероид на оргалите в авторской раме, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины; 84,2 х 69,3 х 02,8 см
13. "Аля у окна"; 1984; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской простой деревянной обкладке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 31,8 х 52,0 х 03,5 см
14. "У проруби"; 1996; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 81,8 х 69,8 х 02,8 см
15. "Мужской портрет"; 2007; оргалит, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины; 50,2 х 50,2 х 08,8 см
16. "Хутор «Свистуны»"; 1974; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской тонированной коричневатым оттенком деревянной рамочке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 31,7 х 52,2 х 03,3 см
17. "Женский портрет"; свободная копия; диптих, левая часть; 1996; фабричный грунтованный белый холст на фабричном подрамнике, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины; 40,2 х 30,2 х 02,8 см
18. "Мужской портрет"; свободная копия; диптих, левая часть; 1996; фабричный грунтованный белый холст на фабричном подрамнике, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины; 38,8 х 28,8 х 02,7 см
19. "Сумерки" ("У проруби", — первоначальное авторское название) ("Троица Пресвятая", — современное устное авторское название); 1984; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской тонированной простой деревянной обкладке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины; 72,1 х 69,7 х 03,0 см
20. "Дорога в горах"; 1975; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской тонированной прозрачным колеровым замесом оттенком серого деревянной простой обкладке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти; 70,5 х 70,5 х 02,8 см
21. "Соитие"; 1996; оргалит неправильной формы, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины; 47,8 х 51,2 х 00,8 см


IV
«РОЗОВЫЙ БЫК ЗАПРЫГНУЛ НА РОЗОВУЮ КОРОВУ; НУ ЧТО ЕЩЁ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ВЕСЕЛЕЕ?»

Представленный блок программной авторской живописи — это 20 отобранных самим Художником произведения, написанных за 33 года, начиная с его самых первых работ маслом, датированных 1974 начала его творческой карьеры, и до 2007, когда эта техника, "масло", в целом, уходит из художественной практики Феликса Буха, уступая место другим. Это те работы, которые остаются, во многом, случайно, пока в Мастерской Художника после того, как лучшие и большинство перекочевали в частные и музейные собрания, "ново-иерусалимское" и "тульское", прежде всего, и которые Феликс Бух считает для себя важными.
«Хутор "Свистуны"», 1974 (репродукция № 16), — лирическая, в которой узнаётся влияние тех, с кем Феликс ездил писать в это красивое место: живописные взгляды Ирины Затуловской, высоко ценившей, по слову Феликса, эту крохотную в размерах композицию.
 «Первый снег в Кисловодске», 1995 (репродукция № 03), — вдохновенная, красивая по буйству разнообразно богатого серого цвета картина, очень радостная и возвышенная! Интуитивно  Художник чисто композиционно вкладывает то же ощущение беззащитности Человека Природе, утапливая домишки в горной лощине, фактически не давая неба. Снег не только праздник, но (и символически и физически) то, что  Свыше, во всех смыслах! 
И, наконец, «Сван», 1988 (репродукция № 03), — где человек — бык! Естественно, это тоже интуитивно в Бухе: он даёт на своих холстах (серийно) своих быков, как людей, а людей, как быков. Очень смело. И главное — какая ж уязвимость: животное начало в человеке и человеческое начало в животном. Как и кто не вступись, а и те и другие у Буха  — с чертами будущих неотвратимо жертв.
Просматриваются три объёмные тематические группы: 1) сельские сцены, пейзажи со стаффажем: «Хутор "Свистуны"», 1974, «Дорога в горах», 1975, «В Сванетии», 1982, «На хуторе», 1982, «Сумерки», 1984, «Красный бык», 1985, «Ожидание: пристань», 1994, «Первый снег в Кисловодске», 1995, «У проруби», 1996, (репродукции № 16, 20, 08, 09, 19, 01, 02, 03, 14), — 2) портреты, условные, такие, как, харАктерные: «Сван», 1988, «Женская голова», 1993, диптих 1996 «Женский портрет» и «Мужской портрет», и «Мужской портрет», 2007, — но и важных Художнику людей, портрет учителя и друга, Лукашевкер, Александры Давыдовны (1925, Москва — 1992, Москва), «Аля у окна», 1982, (репродукции № 07, 10, 17, 18, 13), — 3) хоры и концерты: «Концерт в усадьбе», 1981, «На балконе в театре», 1982, «Хор № 5», 1990, «Спевка», 1996, «Трио», 2007, (репродукции № 06, 05, 04, 12, 11).
О картине «Сумерки» («У проруби», — первоначальное авторское название) («Троица Пресвятая», — современное устное авторское название), 1984 (репродукция № 19), нужен особый разговор: несомненно, — это шедевр, пик сокрытого вглубине авторского переживания сути Руси, её серой красоты с чуть розовеющим к низкому горизонту, таким же, как снег, нависшим недыханно небом. Три женщины в проруби полощат бельё. Сцена, наверняка, много раз виденная Бухом. Откуда у Феликса это последнее, устно данное мне при последней нашей встрече и фотографировании название, «Троице Пресвятая»? — думается, это некое религиозное переживание нашей Истории и Нас в ней. Картина, живопись, вправду, — суровая! Помнится, Феликс всегда говорит о том, что вырос на "Суровом стиле" Андронова, Никонова, Васнецова. Мне кажется, что в картине есть некая мера такой человеческой солидарности, сочувственности этим женщинам, что-таки прямо противоположно "суворовцам". Я бы, в отличии от Автора, вспоминал совсем других художников, иного ряда...
Надо обязательно сказать, что "Масло" сопротивляется Феликсу куда больше всех других художественных материалов. Он, зачастую, истинно раздражён сложнейшими его свойствами. "Масло" надо осваивать очень долго, Феликсу этого дано в жизни не было. Мешает ли?
В нашем диалоге Художник отмечает, просит сохранить и ещё одну важную вещь: что в его Творчестве все последующие темы Исхода, поиска Сути, Правды, ожидания встречи с Мессией, у него начались с реально увиденной им картинки, сцены ожидания на сельской пристани людей прихода за ними катера, он пишет «Ожидание: пристань»,1994 (репродукция № 02).
И теперь? а вот теперь мы вспомним, что правило хорошо исключением, принцип — отклонением, а подтверждение канону — его нарушением. И я не смог удержаться, добавил своё "очко" для ровного счёта картинам этой фотосессии к "21". «Соитие» (название моё, как часто — вещь не подписана вовсе, Бух не ценил её, считает неудачей по сиё, перечисляет недостатки, определяет слабой), 1996 (репродукция № 21). Розовый бык запрыгнул на розовую корову; ну что ещё, казалось бы, веселее? Трагизм кончается. И слава Богу, туда ему и дорога! А, кстати, именно с этого явления в Природе, Соития, и происходит наша Жизнь, не только телячья, но и младенчески-человечья, разворачивающаяся от рождения ко смерти, неизбежно всему. Остальное всё укладывается в тире намогильного камня между этими, как бы, о чём-то говорящими кому-то важными датами: рождения и смерти...
А почему я схулиганил? Ну нельзя ж напускать на себя пущей серьёзности, если ты Бух? Хочется очень опять таки-вырвать Буха из лап "суровых стилистов": не такой он, как кажется себе из себя!

04 07 2024 — 12 07 2024
репродукция, фото Артёма Киракосова: Феликс Бух 19. "Сумерки" ("У проруби", — первоначальное авторское название) ("Троица Пресвятая", — современное устное авторское название); 1984; фабричный грунтованный белый холст на авторском подрамнике в авторской тонированной простой деревянной обкладке, масляные краски, растворители №2 и "Пинен" №4, щетинные кисти, мастихины; 72,1 х 69,7 х 03,0 см
http://proza.ru/2024/07/12/195
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_54846
ФотоАльбом # 1678 для скачивания, папка 4:
https://disk.yandex.ru/d/KAkXIki5iBFS4g
https://disk.yandex.ru/d/3VzUIa6wxpH-nQ
Каталог избранного из Мастерской художника лета 2024:
https://vk.com/album15993373_305845054


Рецензии