Имя Бога

Ты знаешь не изучая, видишь не смотря, достигаешь не делая, находишь не ища, раздаёшь не получая в замен, Ты Истина, пребывающая за гранью сотворённого Тобою мира,
будучи неподвижной Осью всего космического мироздания, вкруг которой вращаются несчётные миры, галактики и вселенные, Ты наделяешь жизнью и приводишь в движение всё сущее бытие,
Ты удерживаешь в своём воображении мириады создателей и их созданий, не совершая действия, принуждаешь вещество взаимодействовать само с собой, отчего рождаются, живут, размножаются и умирают воплощенные в тленные тела души.
Ты единое предвечное Начало, в каждом выдохе и вдохе Твоём слышится бессмертная песнь освобождения — имя Твоё святое!

Шримад Бхагаватам книга 6, глава 11.
Господи благодетель, я не желаю царствовать ни на небесах, ни в преисподней, не нужны мне ни почёт ни уважение, ни тайные знания, ни мистические силы и даже освобождение, если ради этого придётся позабыть Твои стопы!
Как птенцы ждут когда мать прилетит к ним с пищей, как телята ждут когда их отвяжут и пустят пить материнского молока, как верная жена тоскует по вниманию мужа, так и я томлюсь в ожидании когда освобожусь от этой ненавистной мне распадающейся плоти и припаду к Твоим милым сердцу стопам!
Из жизни в жизнь я скитаюсь в бренном мире обманутый Твоей ворожащей силою, обзавожусь жёнами, детьми, жилищами, считаю их своим имуществом, пожинаю плоды своих дел.
Устал я Господи влачить такую жизнь и ныне прошу освободить меня с именем Твоим святым на устах!

Я познакомился с Премананда бабой осенью 1997 года во Вриндаване, к тому времени он был уже совсем старенький дедушка, примерно 85-90 лет.
Жил он в старом Храме рядом с рекой Ямуной, который достался ему от его духовного учителя Кишори махараджа.
Там же в это самое время на территории храма проживали художники и скульпторы из Европы, Америки, Казахстана и России, а также мой товарищ Бхагавата, он и поведал мне эту маленькую историю.
В начале девяностых годов два молодых саньяси(монаха), ученики нашего парам Гуру, Шрилы Прабхупады, пришли как-то к Премананде бабе.
Один из них спросил у бабаджи сколько кругов Маха Мантры тот повторяет на чётках.
Баба посмотрел на него ласково, улыбнулся и ответил: "Сынок, это ты свои круги повторяешь на чётках, а моё сердце послушай, как бьется: Харе Кришна Харе Кришна".
Я подружился с бабаджи и ходил к нему лет пять или шесть до самой его смерти, он мне рассказывал про свою нелёгкую непростую жизнь, как он при англичанах несколько лет сидел в тюрьме, про освободительное движение Ганди, про то как он 1953 году приезжал в Россию с группой индийских бизнесменов и политиков, о его встречи с Хрущевым, про свою семью, про своих десятерых детей, про своего гуру, про то как он в 46 лет предался Господу, как ушел из дома в 66 лет к своему духовному учителю, оставив семью, детей, имущество, свой пост, своё особое положение во Врадже. 
Премананда баба был кроток, доступен и прост, несмотря на то что он был очень известным и уважаемым человеком во всём Врадже.
После ухода англичан Ганди поставил его мэром Матхуры и Вриндавана, но жил он сознанием Бога, а не старым временем, прошлые победы, заслуги, свершения, достижения никаким образом не беспокоили его.
От бабы я впервые узнал о том, что есть две стадии повторения святого имени:
обычное повторение – “намавиграха”, когда душа, предавшаяся Богу, непосредственно прилагает усилия повторяя святое имя Господа на чётках или в киртане (совместном воспевании имён Бога),
и “намашрая”, когда святое имя, покоренное искренностью, упорством, кротостью, любовью предавшейся Господу души, поселяется в его сердце и само уже слёзно взывает, кричит, поёт, плачет, без приложения каких-либо усилий со стороны раба Божьего.
Многие годы можно внимательно повторять святые имена Господа на чётках, при этом считаться учёным брахманом, скрупулезно изучающим священные писания, занимать какое-то особое положение в обществе, в храме, совершать суровые аскезы, принимать учеников, раздавать наставления и благословения, но сердце при всём этом будет закрыто для милости святого имени.
Богу вообще наплевать на наши посты, награды, заслуги, пьедесталы, на выданные нам мандаты, дипломы, почётные грамоты, на особое положение в духовной иерархии, Он принимает лишь жертву души, её безусловную преданность, её решительность, её веру, её беззаветный подвиг.
Святое имя Господа – надмирный мост через вечность, между малым и Великим, между ограниченным и Безграничным, между нуждающимся в милости и Раздающим милость, между крошечной душой и Всемогущим Богом, позволяющий конечному и ограниченному достичь Бесконечного, Безмерного, Бездонного, Незыблемого и Непознаваемого.
Предание души святому имени Господа не теоретическая деятельность, а индивидуальный, жертвенный, личностный, каждодневный, ежеминутный, практический процесс.
Святое имя живое, чувствующее, откликающееся, завладевающее, оно жаждет, умоляет, настаивает, требует предания вечной частички сознания и это выбор души жить внешним или внутренним, играть многие годы роль распределяющего, наставника, уполномоченного Богом, старшего преданного или отдать без остатка свою жизнь, своё сердце Господу.
Полумер не может быть на этом пути, ты или здесь, или там, или ты идёшь, бежишь, рвёшься к навстречу Богу с Его святым именем на устах или остаешься здесь, на этой стороне неудержимой реки времени и смерти, в царстве боли, лжи, лицемерия, самовозвеличивания и обмана.
Как огурец, что бросают в банку с солённой водой и он через некоторое время просаливается весь, так и святое имя Господа в процессе предания души ему, пропитывает каждую клеточку сознания, ума, тела, сердца, помыслов своего раба.
Так, завладев однажды жизнью своего преданного, святое имя постепенно выжжет оттуда главную причину существования души в царстве смерти - желание обладать!
Постепенно, шаг за шагом, вдох за вдохом, стежок за стежком святое имя начинает открывать предавшейся ему искорке сознания всё новые и новые грани своего безмерного могущества и сияющего великолепия.
В какой-то момент раб Божий внезапно обнаруживает, что святое имя зазвучит в его сердце и днём и ночью, и во сне и наяву, уже без его непосредственного участия, без приложения каких-либо усилий.
Сознание такого преданного разделится, одна его часть будет жить обычной жизнью: есть, пить, дышать, двигаться, справлять потребности тела, общаться, действовать, а другая постоянно, беспрерывно, непрестанно воспевать святые имена Бога.
И однажды волны Божественной любви уже не смогут сдерживать себя, они вырвутся из сердца раба Божьего и до основания затопят всё его существо.
Душа, отдавшаяся на милость святого имени, внезапно обнаружит, что смотрит на мир через призму ослепительного сияния, исходящего от имени Господа.
Неожиданно внешний мир поблекнет для неё, угаснет, перестанет манить, его пленительные образы уже навсегда потеряют былое очарование, привлекательность и всяческий смысл. 
Уже не нужно будет нуждаться во внешних точках опоры, прилагать усилия для воспевания святого имени, считать количество кругов на чётках, обуздывать ум и чувства, внешние условности постепенно растворятся, убегут и бесследно исчезнут в небытии.
Лучезарная душа перестает зависеть от внешних обстоятельств, от потребностей тела, еды, сна, общения с внешним миром.
Как влюбленные, что после долгой разлуки безудержно стремятся к друг другу и взявшись за руки смотрят прямо в глаза, так и святое имя Господа, обратившись в бездонное озеро любви, уже само рвётся на встречу отдавшейся на его милость душе и зазвучит в его сердце нескончаемой песнью бессмертия: «Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе!»
Так в сердце раба Божьего проснётся любовное влечение к Похитителю его жизни и однажды, когда любовь переполнит всё его существо, из глаз его непрерывным потоком польются слёзы и ум, своенравный и необузданный, вдруг потеряет свои силы и беспомощно растворится в неизмеримом океане любви.
Господь в виде Своего святого имени полностью завладеет сознанием души, её помыслами, её желаниями, её устремлениями, самой её жизнью и тогда предавшаяся Богу душа воздвигнет главный храм своей жизни, храм своего оголённого сердца, куда войдет Господь и уже навсегда останется в нём!
Такая душа сама станет подобная свету и на этом завершится её деятельность в здешнем мире,
Её тело, лишённое опеки хозяина, ещё некоторое время будет находиться в земных пределах, создавать некую видимость движения и существования, но обнажённая душа, сокрытая за этой телесной оболочкой, уже навсегда вырвется из мира страданий, сомнений и грёз, как вольная птица из ненавистных ей силков, и пронзая стратосферу устремится на встречу неистовой Любви.

Шримад Бхагаватам книга 3, глава 4
Удхава: Дрожь пробежала по моему телу, слёзы подкатили к горлу и стоял я пред милостивым Своим Господином не в силах пошевельнуться или вымолвить слова.
Когда же дар речи вернулся ко мне, я сказал Кришне, что не желаю даров, коими Он награждает благочестивых праведников, ни богатств, ни уважения, ни власти, ни чувственных удовольствий.
Всё, чего жаждет сердце моё, быть слугой, подле Его милостивых стоп и никогда не расставаться с Ним.

Евангелие от Матфея 7, стихи 13-14
Входите через узкие врата. Путь, ведущий к погибели, широк, ворота просторны, и многие идут по этому пути; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.


Рецензии