Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 38
Господь Саваоф
Саваоф в христианской традиции обозначает с разных языков Бог воинств. Это одно из имён Создателя. Как утверждают богословы, оно подчёркивает всемогущество, ставящее Его на пьедестал как владыку мира.
Если образы Новозаветной Троицы и Отечества ещё как-то ужились в неканоническом виде, то у образа Саваофа – одного, как думалось, не было шанса закрепиться в интерьерах храма, согласно известному определению Собора 1667 года о запрете изображать Бога-Отца.
Но вышло по-другому. Его образ, Бога-Отца, стал ритмично появляться в виде храмовых росписей и икон. И в дальнейшем этот образ облюбовал себе место под куполом храма, где обычно писался Господь Вседержитель или Собор архангелов.
Даже утверждение историков, что образ является результатом влияния католического Запада, который совершил проникновение в православную иконопись Руси, возможно, в 16-ом веке, не остановило распространение сюжета.
Обычно Бог-Отец изображён в виде седовласого старца с нимбом в виде треугольника, часто с золотистыми лучами за ним. Левой рукой Саваоф придерживает державу, а правая рука поднята в благословляющем жесте. Часто на груди у Бога-Отца изображают Святой Дух в образе голубя. Одежды бывают различного цвета, но в основном преобладают светлые тона.
Европейские художники достаточно много внимания уделили образу Бога-Отца. Можно вспомнить цикл картин о сотворении мира, в частном случае, картина Якопо Тинторетто 1550 года и фреска Рафаэля Санти начала 16-го века под общим названием «Сотворение животных».
Русские художники также отметились созданием образа Саваофа. В.М. Васнецов создал замечательный образ Бога-Отца, расписывая Владимирский собор в Киеве в 1896 году. М.В. Нестеров создал образ «Саваоф с Младенцем Иисусом и Духом Святым», 1912-1914 гг.
Изображения находятся:
Московская область, Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Собор Воскресения Христова (1658-1685 гг.).
Московская область, Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1692-1699 гг.).
Ярославская область, Огарково. Церковь Воскресения Христова (1799 г.). Остатки росписей конца 19-го века.
Вологодская область, Морозовица. Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (1659 г.).
Корректура М. Зуйкова
Фото автора
Русавкино, июль 2024 г.
Свидетельство о публикации №224071200349