Воспоминание о службе в армейке. Глава. 35 Мемуары

Глава. 35            «Чертог» для зэка.





Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя.

Николай Александрович Бердяев (06 (18) марта 1874 — 24 марта 1948) — русский религиозный и политический философ, социолог, представитель русского экзистенциализма и персонализма.




Приказом НКВД СССР № 043 (ноль впереди означает слово – «секретно» - прим. от авт.) от 28 февраля1939 года, на базе БАМЛАГа организовали Управление железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке во главе с Нафталием Френкелем.

Знаменитый БАМЛАГ прекратил своё существование. На его основе создали восемь железнодорожных лагерей: Западный, Южный, Амурский, Бурейский, Восточный, Юго - Восточный, а также Приморский и Нижне - Амурский. Эти восемь лагерей включали в себя: 39 отделений, 823 колонны, 80 лагпунктов, имеющих самостоятельный баланс.

Численность заключённых на тот период по разным данным составляла свыше 300 000 человек. Эта реструктуризация являлась не окончательной. В дальнейшем закрытая лагерная  система Дальнего Востока и Забайкалья, ещё много раз менялась и преобразовывалась, с передачей всё больших и больших полномочий.

Так приказом НКВД СССР за № 0014 (два ноля – совершенно секретно – прим. от авт.) от 04 января1940 года на базе железнодорожного отдела строительства НКВД на Дальнем Востоке, создали Главное управление, начальником которого стал всё тот же непотопляемый Н. А. Френкель. Управление главка из города Свободного переехало в Москву.

В числе многих в БАМЛАГе погибли: священномученик епископ - преподобномученик иеромонах - Косма, священномученик диакон - Сергий Астахов, священномученик иерей - Александр Абиссов, священномученик священник - Димитрий Легейдо. Там же погибли семитолог -  Соколов Михаил Николаевич, иеромонах - Елеазар, иерей Украинской православной церкви - Алексей Дмитриевич Усенко.

На сооружении БАМа в своё время трудились такие известные заключённые, как: писательница - Анастасия Цветаева, философ и инженер - Павел Флоренский, будущий маршал Советского Союза - Константин Рокоссовский, писатель - Юрий Домбровский и многие, многие другие.

Вот что пишет в своих воспоминаниях один из конвоиров зэков: «Мылись в бане. Чудо баня. Деревянный сарай, цементированный из нутра, но щелей можно отбавить с полсотни и ещё столько же останется. На полу слой грязи, большой котел вмазан в печку».

Вот, что пишет один их конвоиров ВОХР: «Вот отказчики. Они ничем не отличаются от всей массы и от людей. Так же переживают потерю Красного Знамени, как и все. Так же плачут тяжело и горько. Психика человека, отбывающего срок, психика тяжёлых дум, а также тяжёлого труда, плохих условий и надежд на будущее.

Вера в то, что и они станут свободны, психика крушений новых надежд, отчаяний и душевных потрясений. Надо на психику бить и надо тонко подойти и ласково. Ласка заключённому - второе солнце. Здесь соревнование грубое, здесь неполадка с учётом может вызвать даже убийство, побег и т. п.

Администрирование не поможет, наган и пуля тоже. Пуля только оборвёт жизнь, но это не выход. Зэка, умирая, может сделать много отрицательного. Раненый зэка – опасный зверь. Прибыли «огоньки» - малолетние преступники. Они - вшивые, грязные и раздетые. Нет бани, по причине того что нельзя перерасходовать 60 рублей.

Что выйдет по одной копейке на человека. Люди босы, раздеты, а на складе имеется всё. Не дают и таким, которые хотят и будут работать, ссылаясь на то, что промотают. Так не проматывают и не работают, а бегут.

Тут воровской коллектив и воровские обычаи и порядки, а бригадир - атаман, пахан и мама. Мама заправляет всем и всеми, мама бьёт, мама милует, мама не пускает на работу, а также мама кормит или заставляет голодать. Мама всё...

Мужчины держались особняком, редко вдвоём. Карты, выигрыш или проигрыш, чувство собственности ставится выше дружбы. Карты изготавливались в течение 10 минут. Поэтому хоть отбирай, хоть нет, результат один. Проигрывают всё.

Проигрывали склады. Значит, жди ограбления, проигрывали сказать начальству похабщину, проигрывали части своего тела, пальцы рук и ног и руки. Проиграв, рубят при всех палец или руку и бросают на стол со словами: «Пейте мою кровь, паразиты !».

Далее конвоир замечает: «В бараках голые нары, везде щели, снег на спящих, а дров нет... Скопище шевелящихся людей. Разумных, мыслящих и специалистов. Лохмотья грязь от грунта….

Ночь не спят, день на работе зачастую в худых ботинках, в лаптях без рукавиц в карьере, а на обед употребляют холодную пищу. Вечером в бараке снова холод, снова ночью бред. Поневоле вспомнишь дом и тепло. Поневоле все и вся станут вокруг виноваты…».

Лагерная администрация, не заботилась о зэка. Результат частые отказы работать и зэка правы - ведь они просят минимум, минимум который мы должны дать, обязаны и на это выделены средства. Дров катастрофически не хватало, и заключённые тысячами жгли шпалы.

Начальство или не хотело или не могло додуматься, что дрова необходимы и что шпалы обойдутся и обходятся дороже. Наверно всем, как и мне, служить на БАМе не хотелось. Вся дисциплина держалась на Ревтрибунале и на страхе. Заключённые  строили, летом с 08 часов утра до 12 часов ночи, зимой с 09 часов утра до 21 часа вечера.

Бежать из сети лагерей являлось практически невозможным, поскольку единственной дорогой, по которой можно сбежать, являлась Амуро - Якутская магистраль.  Но эту магистраль тут же перекрывали, а уйти болотами и марями очень сложно. Тем не менее, побеги случались, пойманных заключённых имели право расстреливать на месте».

Существуют легенды о том, что в качестве доказательства поимки беглеца, поймавшие должны принести и продемонстрировать его отрезанные уши. Рассекреченные архивные документы говорят о том, что в БАМЛАГе умерло: в 1933 - году – 4 768 заключённых; 1934 – ом году - 5 843; 1935 – ом году  - 6 952; 1936 – м году - 3 372; 1937 – м году - 2 306, а в 1938 - м году - 16 452 человек.

Если даже поверить в эти данные, то они впечатляют ! Лично я этим цифрам не верю. Поскольку данная книга не является научным трудом, я могу себе позволить такие высказывания, тем более для этого имеются косвенные подтверждения.

В некогда совершенно секретном документе подписанным начальником ГУЛАаГ НКВД СССР он обязывает начальников лагерей ГУЛАГа не выдавать справки родственникам умерших в лагерях заключённых, по ряду диагнозов.
 
Иными словами общественность и родственники не должны были знать, что заключённые в лагерях умирают от голода, недоедания или отвратительного питания.

Работы по строительству новой магистрали велись только на соединительном участке от станции БАМ на Транссибе в районе Сковородина и до Тынды, который открыли с большим опозданием - в октябре 1937 года.

В 1937 году начались работы по строительству второй соединительной части с Транссибом - линии Известковая - Ургал. Новый срок введения магистрали в эксплуатацию назначили на 1945 год. Всего за время существования Бамлага ряд участков создали с общей протяжённостью около 400 км.

Это участок Тахтамыгда - Тында протяженностью в 190 км., который завершили в конце 1937 года, а в 1941 году демонтировали. На участке Известковая – Ургал, работы начались в 1937 году, и в 1942 году линия с большими недоделками вступила в эксплуатацию, а в 1943 году – этот путь демонтировали.

В начале войны строительство участка БАМа от Ургала до Комсомольска законсервировали. К этому моменту уложили 123 км рельсовых путей. На участке Тайшет - Падун строительство началось в 1938 году и к 1941 году построили 70 км пути вместо 350 км плановых, а в концу 1941 года законсервировали.

Тогда же остановлено строительство на участке Комсомольск - Совгавань. Строительство между тем продолжалось. К началу Великой Отечественной войны вступили в строй железнодорожные пути: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, Бам – Тында, Известковая – Ургал.

К тому времени в Приангарье подготовили к эксплуатации трассу Тайшет – Чуна. Никто и предположить не мог, что через год уложенные с таким трудом рельсы исчезнут с насыпи. В тяжёлом сорок втором транспортная ситуация под Сталинградом стала критической: однопутки от Тихорецка и Лихой оказались в тылу врага. Дорога Поворино – Сталинград разрушена.

Требовалось срочное возведение рокады. Изыскание трассы и строительство поручили бамовцам. Возглавил работы Фёдор Гвоздевский. Строительство рокады началось в феврале. Шло оно под непрерывными бомбежками, в условиях постоянных пожаров и разрушений. Не хватило рельсов.



Продолжение следует …


Рецензии
Здравия, Сергей! "...надежд на будущее... Прав зоркий конвоир - это было чем-то вроде огонька для мотыльков, бющихся в стекло.
Когда-то изучал статистику по смертным казням за всю историю Руси-России. Долго копал в разных источниках. И был очень удивлён - всё прошлое не шло ни в какое сравнение с эпохой первых десятилетий советской власти. Умученные в лагерях священники наверняка бы сказали - это было время воплощённых бесов.
А что - очень даже может быть...
с уважением

Владимир Радимиров   06.11.2024 13:27     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир !

Мы до сих пор не знаем точных данных погибших в кровавых жерновах сталинских репрессий. Эти материалы до сих пор хранятся на пыльных полков многочисленных архивов и когда увидят свет неизвестно.

Спасибо за прочтение.

С теплом ...

Сергей Никитин7   10.11.2024 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.