Прямое и аллегорическое толкование Библии
Прямое толкование предполагает уяснение истинного смысла, то есть, смысла, заложенного в текст автором.
Для выяснения истинного смысла используются различные способы толкования (буквальное, систематическое, историческое и т.д.). Все эти способы толкования – лишь разные пути к истинному смыслу. Они используются именно при прямом толковании.
Если текст содержит аллегорию, то её наличие в тексте и содержание аллегории устанавливается путём ПРЯМОГО толкования. Установление имеющейся в тексте аллегории, как и её объяснение, НЕ относятся к аллегорическому толкованию.
Аллегорическое же толкование предполагает поиск дополнительных смыслов сверх основного, истинного. Такое толкование Священного Писания – своего рода духовная поэзия. Его использовали, в частности, святители Василий Великий и Григорий Великий (Двоеслов). Аллегорическое толкование не отменяет и не изменяет подлинный смысл текста, не посягает на него, но пытается извлечь из текста ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ смыслы. Это, если можно так сказать, поиск второго, третьего дна. Первое и истинное толкование при этом толковании никуда не девается. Оно остаётся первым и истинным!
И прямое и аллегорическое толкование уважительно относятся к тексту, не отменяют, не изменяют, а раскрывают его содержание.
Совсем иная ситуация возникает, когда толкование относится к тексту неуважительно; когда оно не основывается на тексте и не прокладывает путь к его истинному смыслу. Такое толкование не является ни прямым (это очевидно), ни аллегорическим. Ибо аллегория, во-первых, не отменяет и не пытается подменить собой истинный смысл; во-вторых, бережно относится к тексту, основывается на нём.
Такое, не основанное на тексте толкование, является третьим видом толкования – искажающим толкованием, посягающим на богодухновенный текст Священного Писания. По сути, такое толкование – это изменение Священного Писания. Кто вправе изменять Священное Писание? Вселенские Соборы? Нет! Святые отцы, пусть даже в своём согласии? Также нет! Священное Писание не может изменять НИКТО.
Случаи искажающего толкования нужно выявлять и разоблачать. Одним из них является общеизвестное толкование главы 20 Откровения Иоанна Богослова. Оно сложилось исторически как полемический перегиб в условиях, когда Откровение еще не заняло своего места в библейском каноне.
Свидетельство о публикации №224071200791