Христианство и коммунизм

Христианство и коммунизм. Учение Христа и учение Маркса. В классическом понимании эти концепции считаются противоборствующими. Как два различных полюса. И сторонники марксизма, и сторонники ортодоксального христианства заявляют, что противное учение совершенно враждебно, а всякую попытку найти точки соприкосновения отвергают на корню.

Сразу оговорюсь, я не собираюсь в своей статье что-то развенчивать, равно, как и к чему-то призывать. Быть ли атеистом-материалистом, быть ли верующим, это дело каждого. Я лишь хочу понять, могу ли быть точки соприкосновения между христианством и коммунизмом, или это совершенно несочетаемые понятия. Решение же принимать будет каждый сам. Ибо это личный выбор каждого человека.

Чаще всего коммунисты ссылаются на основоположников идеи коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса, а также основателя марксизма-ленинизма В. И. Ленина, которые прямо говорят, что христианство, как и любая религия является одним из средств угнетения пролетариата классом буржуазии.

«Религия есть один из видов духовного гнёта, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живёт чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.»

ПСС В. И. Ленина, 12 том, стр 143. «СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ»

Да, религия, как средство подчинения угнетённых масс действительно весьма эффективна. Вспомним про тысячелетнее правление римско-католической церкви, тезис о «Божественном праве королей», с подачи которого и объяснялась легитимность всех монархов и феодалов по умолчанию, в праве управлять массами, а также их полная свобода действий и неподсудность «простому» люду. На Руси ситуация была ничем не лучше. «Как месяц берет свой свет от солнца, так царь принимает посвящение, помазание и венчание от архиерея, от него берет истиннейшую силу и власть», говорил патриарх Никон, ставя себя выше даже царя. Получил распространение и тезис о том, что «царь помазанник Божий». То есть перефразированный «Dieu et mon droit» («Бог и моё право»).

«Христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически-революционным духом.»

ПСС В. И. Ленина. «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ» стр 21.

Согласно Священному Писанию, Бог создал человека «по образу и подобию своему», а людей в Ветхом завете изначально называли «Сыны человеческие» (до книги пророка Даниила). Ангелов же называли «Сынами Божьими» (апокрифическая книга Еноха). Но затем, вдруг, согласно толкованию средневековых священников, человека стали называть «рабом Божьим», со всеми вытекающими последствиями. Библия же долгое время оставалась запретной для самостоятельного чтения. Для масс (точнее для тех, кто умел читать) выпустили Библию короля Якова, крайне отцензурированную и урезанную, на даже её читать полагалось по благословлению священника.

Меж тем против такого подхода выступили многие реформаторы церкви, в частности протестанты, что вылилось в ряд кровавых войн, разразившихся во всей Европе Нового времени и многие из них, в итоге, вынуждены были бежать за океан. Маркс довольно высоко отзывался об общинах первых переселенцев Северной Америки, в основном из пилигримов и протестантов, бежавших от угнетения римской церкви в Новый Свет, но ровно до того момента, когда начался американский империализм.

При этом религия и вера, на мой взгляд, это далеко не одинаковые понятия. Религия – это культ, со всеми вытекающими последствиями. Вера – это внутреннее состояние человека, его стойкое убеждение, при котором, человек признаёт некую Истину (наличие Творца, Высших сил, Высшего разума), вне зависимости от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры.

«Для того, кто верует, нет вопросов, а для того, кто не верует, нет ответов.»

Авва Исарий.

Что-же говорят сторонники религии? Они также утверждают, что якобы христианство и коммунизм аксиоматически несовместимы. Говорят, что Христос, якобы поддерживал частную (не путать с личной) собственность, при этом забывают указать «крошечный» факт, ряд историков рассматривают раннехристианскую церковь, описанную в Деяниях Апостолов (в частности, в слове omnia sunt communia, упоминаемом в Деяниях 2:44-45 и Деяниях 4:32-35), как раннюю форму коммунизма.

Omnia sunt communia – в переводе с латыни «все должно быть общим» или просто «все общее». Слово «Коммунизм» также происходит от слова «Коммуна», «Община», тут стоит пояснить, что говорится это не об обобществлении всего и вся, вплоть до обобществления женщин и предметов бытового обихода как противники коммунизма и социализма говорили в 20-е годы XX-го века, а об обществе, где все равны, где каждый вносит свою лепту в общее дело и получает за это место в коммуне и её защиту. Весьма похоже на лозунг: «Каждому по потребностям, от каждого по способностям» и «Кто не работает, тот не ест».

Надо сказать, что последнее изречение принадлежит не только Ленину, который его упоминал в своих трудах, а ещё апостолу Павлу, хотя в несколько иной формулировке, «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.» (2 Фес. 3:10).

Более того, леность один из семи смертных грехов, за который нет прощения. То есть человек не попадает в Царствие Небесное, по версии Священного Писания, по понятиям сторонников коммуны, человек не вносящий свою лепту в коммуну, изгоняется из неё.

Так получается, что человек либо материалист, коммунист, прогрессевист, либо верующий, идеалист, и не может быть никакого компромисса, и даже попытки поразмыслить над этим? Или это всё ересь по умолчанию? Но это радикальная позиция сторонников марксистского догматизма, кстати такую же позицию, занимают и их оппоненты, сторонники религиозного догматизма. Это радикализм. Который априори плох и вреден всегда.

Не вступая в прения и не пытаясь не коим образом развенчать таких выдающихся мыслителей, как К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, всё же позволю себе несколько уточнений. Во-первых, и Маркс, и Энгельс были, в большей степени, теоретиками, а Ленин не имел того исторического опыта, который есть у нас, на данный момент. Догматизм же, который исповедуют многие сторонники марксизма не хорош в том, что любая идея должна корректироваться на практике. Сам Ленин говорил об этом: «Не стоит делать иконы из создателей марксизма, их нужно изучать, а не поклоняться им». То бишь прямо выступал против догматизации марксистского учения.

Да и наука и материализм могут объяснить далеко не все, не только в мире, даже в собственном теле человека. Тут не могу не вспомнить Е. П. Блаватскую, вольно цитируя которую скажу: «и наука, и церковь смотрят на мир сквозь окна, ограниченные рамками собственных догм, но мир нельзя познать полностью, глядя в окно.»

Что-же до материализма, то Елена Петровна говорила про него следующее:

«Так как теперь считается нефилософским искать первопричины, то ученые теперь занимаются разбором их физических следствий. Поэтому область научных исследований ограничена физической природой. И когда границы ее достигнуты, исследование должно остановиться, и их работа должна начаться сначала.  Несмотря на заслуженное ими уважение, они напоминают белку, крутящую свое колесо, ибо они обречены крутить свою «материю» снова и снова. Наука – великая мощь, и не нам, пигмеям, ставить ее под сомнение. Но сами «ученые» не более являются воплощением науки, чем люди нашей планеты являются самой планетой»

«Современная наука, пренебрегающая разгадкой истинного смысла Библии и позволяющая всему христианству продолжать верить в мертвую букву еврейского богословия, тем самым молчаливо становится сообщницей фанатичного духовенства. Она не имеет права высмеивать записи народа, который писал, не зная, что они получат такое странное истолкование в руках одной враждебной религии и что их священнейшие тексты обернутся против собственного народа, и что кости мертвых заглушат дух истины, – это грустная черта христианства!»

Е. П. Блаватская, РАЗОБЛАЧЁННАЯ ИЗИДА, стр 71, стр 525.

Да и нельзя, честно говоря, списать христианство, как неотъемлемую часть древней русской Цивилизации только на заблуждение, мракобесие и тому подобное, не получается. К тому-же, наша задача построить справедливое, бесклассовое общество. Но так, чтобы оно просуществовало не несколько десятков лет, а, значительно дольше. СССР, при всех его безусловных плюсах и социальных завоеваниях, не просуществовал и столетия. Поэтому безусловно опираясь на марксистско-ленинскую теорию, мы должны памятовать не только об его [СССР] успехах и достижениях, но и об его провалах и ошибках, так как намного лучше учиться на ошибках чужих, чем набивать свои. И не догматизировать учение Ленина, не делать из него икону.

Не все знают, что существует такое понятие, как Христианский коммунизм (политическое движение, разновидность религиозного коммунизма, основанная на христианской религии; политическая и теологическая теория, согласно которой основы коммунизма представлял ещё Иисус Христос, проповедуя своё учение как устройство идеального мира. Несмотря на то, что единой даты образования так называемого христианского коммунизма никто не называет, многие последователи этого движения убеждены, что его корни были заложены ещё во времена первых христиан и описаны в Деяниях святых апостолов. Отсюда следует, по мнению христианских коммунистов, что Апостолы были проповедниками не только самого христианства, но и христианского коммунизма.)

Христианские коммунисты часто цитируют Деяния апостолов, главы 2 и 4 как доказательство того, что первые христиане жили в коммунистическом обществе. Так, о равенстве народов говорят следующие стихи:

«И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?

Деяния 2:7-11

В Деяниях также упоминается об отрицании частной собственности:

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.»

Деяния 4:32

Это, кстати, сразу опровергает заявления деятелей церкви о том, что якобы Иисус Христос был «сторонником» частной собственности. Что-же до национализации, то христианские коммунисты не считаю это нарушением заповеди «Не укради», как трактуют Библию обычные христианские теологи, ведь капитализм, как раз и крадёт то, что должно принадлежать всем, а не немногим, «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.» (Деяния 2:7-11), то бишь те самые пресловутые средства производства с точки зрения марксистско-ленинского учения.

Подобной точки зрения придерживались и некоторые религиозные деятели. Например, Хьюлетт Джонсон, настоятель Кентерберийского собора и член Лейбористской партии Великобритании. Он приезжал в СССР и не обнаружил там никаких «гонений» на христиан, также в своих проповедях он всячески подчёркивал и убедительно доказывает, что капитализм и христианство несовместимы, а Советский народ, несмотря на всю свою атеистичность, реализовывал заповеди Христа и был ближе к Богу, хотя в массе не верил в Него, а просто жил в соответствии с «принципами коммунистической морали». Его книга «Христиане и коммунизм» публиковалась в СССР в 1957 г.

Можно принять факт существования Бога, как Творца, Высшего разума, как аксиому, с точки зрения аксиоматики, при этом обратиться к опыту стран, где сохранился социализм. Например, Куба.

Фидель Кастро, лидер Кубинской революции говорил: «Между христианством и коммунизмом в 10 000 раз больше общего, чем между христианством и капитализмом.»
 
«Марксизм – плод Евангелия. Без христианства, марксизм был бы невозможен, и пророки Ветхого завета – предшественники Маркса». Эрнесто Карденаль, никарагуанский священник, поэт, марксист, революционер. Был министром культуры в сандинистском правительстве с момента его основания в результате победы Сандинистской революции в 1979 году и до 1987 года, когда министерство было распущено из-за проблем с финансами. Его брат Фернандо руководил программой по ликвидации неграмотности и затем был назначен министром образования в том же правительстве. Благодаря инициативе братьев Карденаль читать и писать научились более полумиллиона никарагуанцев.

«Любовь к деньгам - корень всех видов зла».

Тимофею 6:10

Капитализм же в значительной степени основан на ростовщичестве, то есть предоставлении займов, под проценты, зачастую грабительские, которые рассматриваются как несправедливо обогащающие кредитора.

«Если ты дашь бедняку из Моего народа серебро взаймы, то не требуй процентов, как ростовщик».

Исх 22:25

«Не наживайся на ссудах, не бери лихвы; бойся Бога своего — пусть собрат твой живет у тебя. Не требуй с него проценты за ссуду, не начисляй проценты за пропитание».

Лев 25:36-37

Согласно марксизму, ростовщичество должно быть полностью уничтожено, как средство угнетения одного класса (пролетариев) другим (буржуазией), а все банки национализированы.

Тот же Хьюлетт Джонсон был близким другом Фиделя Кастро, тесно общался с Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем (по вопросам китайско-христианского богословия, некоторые приверженцы которого, в частности члены синкретического христианско-шенического теократического королевства, рассматриваются Коммунистической партией Китая как протокоммунисты), был награждён орденом «Трудового красного знамени» в СССР. Конечно, марксисты могут возразить, что это всё равно идёт, до определённого момента (касаемо духовных вопросов), в разрез с марксистской теорией. Но не стоит забывать, что СССР в данный момент не существует, а КНР и Куба не только не распались, а ещё и сохранили социализм. При этом КНР стала второй экономикой мира.

Так могут ли коммунизм и христианство сосуществовать вместе, или одно обязательно должно уничтожить другое?

На мой взгляд коммунизм и христианство вполне могут существовать вместе. Ведь в целом христианский коммунизм хоть и не совпадает с марксизмом в предпосылках его появления, но совершенно совпадает с ним в поставленных целях.


Рецензии
Аркадий Иванович, ваша статья очень ценная и познавательная.
Возьму на "вооружение'.
С уважением Павел

Дмитриев Павел 3   13.07.2024 04:46     Заявить о нарушении
Да, такую бы статью да в начале 1990-х годов !
-----
Вам , извините, - Поставлю копию здесь моего сообщения другим как актуальный момент :

====
Приветствую ! Галина ! - да и сама активность Ольги - в рекомендацыи кого-то другого - редка. Почтительна такая активность.

ОЛЬГА !
Вам, как активной авторессе, в т.ч. текстов о СССР (имея в виду и здесь Галину)
поставлю ссылку на комментарий комментатора ГОСТЬСТЬ сайта Ю.И.Мухина,
13 ноября 2024 07:26
http://www.ymuhin.ru/node/3162/nelzya-skryvat-fakt-slaboumiya#comment-1390153
где в комментарии приводится выписка
из Постановления Государствнной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15.марта 1996 года N 157- II ГД

кратко важное Вам там :
Юридически СССР - не отменён.

НЕ ОТМЕНЁН.!!!
------
Прошу Галину и Вас - эту выписку - а м.б. и пообшырнее текст - опубликовать на Прозе.
---

Георгий Сотула   14.11.2024 02:07   Заявить о нарушении