Коллективизм
Возьмём для примера детскую коммуну имени Феликса Дзержинского,
возглавляемую Антоном Семёновичем Макаренко.
Коммуна поразительным образом отличается от существовавших в то время детских домов, отличается в лучшую сторону.
В детских домах дети на положении обучаемых, на положении воспитуемых, под управлением всевластных педагогов-воспитателей, детские коллективы слабы либо вообще отсутствуют.
А в детской коммуне - все важнейшие решения принимаются самими коммунарами, даже заведующий коммуны, если он по какому-либо вопросу не согласен с решением совета командиров, может его изменить лишь только апеллируя к высшему органу управления коммуны - общему собранию.
И вот что говорит Макаренко о пополнении коммуны новенькими, "завербованными" из детских домов: " Оглушённые шумом строительства, чистотой и порядком внутри коммуны, самим видом раскалённого в работе нашего коллектива, они смирёхонько усаживаются на стульях и вытаращенными глазами рассматривают всё окружающее. Нужен опытный глаз, чтобы в каждом измятом, бледном и неподвижном лице увидеть будущего настоящего коммунара." (А.С. Макаренко "Марш тридцатого года")
В Коммуне имени Дзержинского не только школа, но и рабфак, сознательная дисциплина, коллективные цели развития, самоуправление и самоокупаемость на основе собственного производства.
А в детских домах вербовочные комиссии коммунаров обнаружили "и полное отсутствие дисциплины, и потребительские тенденции, и везде нашли плохую грамотность и слабую культуру быта..." (А.С. Макаренко)
Хорошая, между прочим, иллюстрация к вопросу должна-ли "каждая кухарка учиться управлять государством?"
В.И. Ленин размышлял о возможности и целесообразности ""отмирания" всякого чиновничества" на основе крупного производства, о необходимости постепенного создания "порядка, не похожего на наёмное рабство,- такого порядка, когда всё более упрощающиеся функции надсмотра и отчётности будут выполняться всеми по очереди, будут затем становиться привычкой и, наконец, отпадут, как особые функции особого слоя людей..." (В.И. Ленин "Государство и революция")
А это рассуждения А.С. Макаренко о практическом опыте самоуправления коммуны: "Вообще говоря, в коммуне выработалась очень сложная и хитрая механика внутренних отношений. Механика и стиль наших отношений инстинктивно усваиваются каждым коммунаром. Благодаря этому нам удаётся избегать какого бы то ни было раскола коллектива, вражды, недовольства, зависти и сплетен. И вся мудрость этих отношений, в глазах коммунаров, концентрируется в переменности состава совета командиров, в котором уже побывала половина коммунаров и обязательно побывают остальные." (А.С. Макаренко "Марш тридцатого года")
Итак, каждый член коллектива какого бы то ни было объединения людей, от производственного или бытового до государства включительно, так или иначе, должен стремиться быть компетентным в вопросах его управления.
Такое его отношение постольку важно и имеет для него значение, поскольку он считает себя частью данного коллектива, поскольку это объединение выражает его интересы.
К чему приводит отчуждение "кухарок" от управления социалистическим государством, можно увидеть при рассмотрении судьбы СССР, от появления, снискавших "всенародную поддержку", высокопоставленных проходимцев в коммунистической партии до многообещающих младореформаторов, шарлатанов-целителей, с их потрясающими, социо-дробительными, рецептами "шоковой терапии".
Спрашивается, каким должен быть подлинный, полноценный коллективизм?
Разумеется, что эффективность того или иного объединения людей наглядно демонстрируют результаты их работы, получаемая от совместных усилий выгода.
Но выгода отдельного коллектива, при рассмотрении "в большем масштабе" совместной деятельности, может быть, вовсе даже, и невыгодна по отношению к интересам общественного развития.
Настоящий коллективизм - это не просто узкие, либо, пусть даже и широкие, групповые интересы, это обязательно по настоящему значимые общественные интересы, до всемирных, общечеловеческих интересов и целей включительно.
Коллективизм в крупной корпорации - более высокая ступенька в развитии общественного характера производства, по сравнению с частным управлением собственников, но по настоящему действенным явлением социализации корпоративный коллективизм быть не может.
Генетические пороки капиталистической системы вылезают наружу при всяческих попытках скрыть противоречивые корыстные интересы за обветшавшей ширмой корпоративной солидарности.
Солидарность, напряжённым трудом зарабатывающих на жизнь, трудящихся и, преуспевающих, извлекающих из их труда прибыль, приобретающих дворцы и яхты, стяжателей-буржуа мало чего стоит.
Можно какое-то время, подогревая корыстно-эгоистические интересы людей, подавляя их страхом безработицы или всесилием начальства, воодушевляя патриотическими лозунгами и раскалывая их по национальному, религиозному или какому-то иному признаку, искусственно повышать цену такой солидарности.
Но невозможно делать это с постоянством до бесконечности.
"Капиталистическая солидарность" угнетателей и угнетённых берёт на вооружение и использует всё то, что социалистический коллективизм воспринимает как нечто архаическое, как пережитки прошлого, от чего он стремится поскорее избавиться.
В детской коммуне имени Феликса Джержинского редкие случаи кражи, противопоставления себя коллективу, воспринимались очень болезненно, уличённые в обворовывании своих товарищей выводились на общее обозрение, и отвечали перед всем собранием коммунаров.
Вот так же и наш, ещё неопытный, пока ещё слабый и беспомощный настоящий коллективизм,- ещё наберётся уверенности и сил, и обязательно однажды выведет всех изолгавшихся, проворовавшихся на середину.
Свидетельство о публикации №224071301288
Соединение разделяющими эгоизмами, общими целями, общими интересами является шайкой.
Владимир Локтев 19.09.2024 16:18 Заявить о нарушении
Виктор Ушаков 19.09.2024 19:03 Заявить о нарушении