05 Феликс Бух V обретение себя ранние мозаики

Артём Киракосов

Феликс БУХ
(03 05 1948 г.р., Москва)
КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
к 50-летию творческого пути художника

V
обретение себя: ранняя мелкомодульная „римская“ станковая мозаика 1992 — 1997
| фотосъёмка 09 07 2024 |

01. "Рыба"; 1992; мелкомодульная „римская“ станковая мозаика; авторская деревянная панель, металлическая сетка, раствор (цемент, песок, клей "пва"), природный камень, смальта, позолота, лак для позолоты, специальный молоток для колки мозаики ("мартеллина"), специальная наковальня для колки мозаики ("харди"), пинцеты, шпатели, кисти; авторская подвеска; 14,8 х 21,2 х 03,2 см
02. "Женский портрет"; 1995; мелкомодульная „римская“ станковая мозаика; авторская деревянная панель, металлическая сетка, раствор (цемент, песок, клей "пва"), природный камень, смальта, позолота, лак для позолоты, специальный молоток для колки элементов мозаики ("мартеллина"), специальная наковальня для колки элементов мозаики ("харди"), пинцеты, шпатели, кисти; авторская подвеска; 19,5 х 16,6 х 03,2 см
03. "Охота"; 1994; мелкомодульная „римская“ станковая мозаика; авторская армированная бетонная панель (металлическая сетка, цемент, песок, клей "пва"), вмонтированная в тонированные и позолоченные широкую авторскую деревянную обкладку и раму с тонированным оргалитовым задником; природный камень, смальта, позолота, лак для позолоты, специальный молоток для колки элементов мозаики ("мартеллина"), специальная наковальня для колки элементов мозаики ("харди"), пинцеты, шпатели, кисти; авторская подвеска; 42,2 х 52,4 х 04,2 см
04. "Фараон"; 1995 — 1997; мелкомодульная „римская“ станковая мозаика; авторская армированная бетонная панель (металлическая сетка, цемент, песок, клей "пва") на толстом листе фанеры, вмонтированная в тонированную позолоченные широкую авторскую деревянную обкладку; природный камень, смальта, позолота, лак для позолоты, специальный молоток для колки элементов мозаики ("мартеллина"), специальная наковальня для колки элементов мозаики ("харди"), пинцеты, шпатели, кисти; авторская подвеска; 56,7 х 27,8 х 02,7 см
05. "Король"; 1992; мелкомодульная „римская“ станковая мозаика; авторская армированная бетонная панель (металлическая сетка, цемент, песок, клей "пва"), вмонтированная в тонированную авторскую деревянную обкладку с оргалитовым задником; природный камень, смальта, специальный молоток для колки элементов мозаики ("мартеллина"), специальная наковальня для колки элементов мозаики ("харди"), пинцеты, шпатели, кисти; авторская подвеска; 46,7 х 28,6 х 03,2 см
06. "Верблюд"; 1992; мелкомодульная „римская“ станковая мозаика; авторская армированная бетонная панель (металлическая сетка, цемент, песок, клей "пва"), смонтированная  на неправильной формы металлическую обкладку (широкий "уголок"); природный камень, смальта, специальный молоток для колки элементов мозаики ("мартеллина"), специальная наковальня для колки элементов мозаики ("харди"), пинцеты, шпатели, кисти; авторская подвеска; 41,0 х 32,3 х 03,4 см


V НЕПРЕВЗОЙДЁННЫЕ ШЕДЕВРЫ РАННИХ СТАНКОВЫХ МОЗАИЧНЫХ МИНИАТЮР

После Путча августа 1991 отчаявшийся Художник отправляется в Америку, покорив её, мучимый ностальгией, возвращается. С мозаикой он соприкасается с 1970, работая в монументалистских группах. А вот неожиданно находит себя в миниатюре, тоже мозаичной, скорее интуитивно, поиском рук, который есть отражение биения его сердца, чем чем-ещё. Видим, что опыт "масла", живописи, приносит ему не мало страданий (не только в сюжетике это заметно), но он мучается материалом: подвижность красок его не сдерживает и не крылит, он не понимает, что с этим делать, как быть и обращаться? Темперамент скоро разбрасывает красочные пасты (щетинные флейцы, мастихины, руки) по всей территории произведения; и картина кончается, он их быстро завершает, загружая оргалиты и холсты в один присест до веса чемоданов; с нежными материалами Бух расправляется без запинки; а где ж процесс в его красе и услажденьях? Есть какая-то боль недосказанности, неудовлетворённости отсутствием чего-то не такого стремительного, а основательнее!
Работающие с Феликсом `старшие по искусству` всегда отпускали с "заказа" его по \ творить что-то своё, отечески и матерински к нему относясь, опекали, сочувственно.
Так, Лена Мунц, благословила как-то Феликса побродить по двору своей Мастерской, там было много брошенной смальты от других художников.
Первая авторская станковая мозаика Феликса, которую он (почему-то?) называет  "мелкомодульной „римской“", вероятно, по технике, так называемого, ``прямого набора`` и мелкого, собственно говоря, модуля тессер, «Рыба», 1992 (репродукция № 01). В ней сразу находится форма: миниатюра, авторская панель (дерево, позже бетон), как основа кладки, сочетание природного камня с смальтой, станкОвость, интерьерная предназначенность, малые размеры, камерная дневниковость, причудливый сюжет, отправная исходная точка меняется от учителей (Чернышов, Корноухов, Шиловская, Лукашевкер) на отталкивание от более древних канонов и традиций, использование обкладок, рам, подвески, как, собственно, для любых комнатных картин.
Не сразу даётся Феликсу понимание, как надо тесселировать камень, смальту. Что одинаковой площадью, размером не дашь глубины, пространства, будешь уплощать. Кладка грубоватая, неточная, наспех, неопрятно-неряшливая. Да и цвета смальты не изысканные совсем, самые простые, семафорные, орущие: жёлтый, красный, зелёный... (А что было в наличии, под рукой.) Как их укладывать в единый колорит, Художника не учили, он не справляется сам. Однако, Феликс активен, развивает найденное, укореняясь в станковой миниатюре, вырабатывает свои сценарии сказки, мифа, притчи, работает с историческими образцами \ образами Востока, Античности. А это залог успех — движение: «Женский портрет», 1995 (репродукция № 02)...
«Верблюд», 1992, «Король», 1992, «Охота», 1994, «Фараон», 1995 — 1997 (репродукции № 06, 05, 03, 04) , — непревзойдённые шедевры ранних станковых миниатюр Мастера! Они, безусловно, — наше национальное достояние, должны украсить ведущие музеи Страны.
Его подколка камней уже точная: он сходу учится направлением линий укладки тессер моделировать ход развития пространства, уменьшая до возможного минимума модуль, укладывая камни возможно плотно (справляется и получается), направляет при том же колере камней движение интереса & взора зрителя вглубь композиции. Наконец удаляет практически из обихода почти всю едкую дешёвую, пошло ярчАщую изображение, смальту. И приходит к базовому \ решающему в процентном соотношении к смальте использованию природных камней нежных земляных (охры, серые) оттенков цветов. Фоны Художник решает практически природным камнем, а горящую смальту использует лишь поджигая, акцентируя плоскость, площадь, вкраплениями, делая, как бы цветовую поверхность драгоценной, усыпанной цветами живыми. Бух блестяще находит приёмы работы с контуром, обводкой, каркасом изображения, насыщая его всполохами, взрывами цвета, да деформациями, сказал бы я "Шагализмами" (прости меня, Марк). Феликс понимает пальцами, как значим, особенно в искусстве мозаики, контур, он решающий! Безошибочно определяет баланс фона и элементов композиции, находит это равновесие. Его рисунок — певуч! (Ах, как хорошо, промолвишь про себя под длинный, всезнающий нос, что не засосала и не мяла его в ком, как нас, ‚;суриковщина‚; или ‚;строгановщина‚; [от которой отмыться?]!) Умело играет Мастер ещё и на разнице \ гранях \ границах блеска смальты и глухой матовости природных, известняковых пород, обратите внимание: здесь уж, в подборе "соседей", нет случайностей точно. Эти мозаичные станковые камерные панели становятся неподражаемо лихо-нежными, уникальными. Вы видели подобное? Мне думается, что Бух, конечно, художник-эстет. Человек рафинированный. Он высвобождается от многих, — мне подозрительно, давящих, — влияний близких. Думаю, что вот этими истинно возвышенными, вдохновенными мозаиками он войдёт в историю.
Но главное: весь трагизм и неудовлетворённость, что видели и который держал его в "масле", смыло на корню... Камень, что колет Художник, держит его в тонусе, норме; камень — это то камерное, личное, частное и честное, чем он задышит на долгие годы вперёд. Распил, резка, накол камней даны Феликсу, чтобы сковать в скорости создания произведения, чтоб он подумать, ровнёшенько задышав, успел: "сопротивление материала" ощутил!
Так Лукашевкер говорила Феликсу: „Рисуй пером, а не ручкой, чтобы, когда чернила заканчиваются, ты бы, обмакивая ручку в чернильницу, успевал подумать...“
Однако? — мне видится, что эти, первые, перечисленные выше шедевры мозаик Феликса — знак ещё и того, первовлюблённого, открытия, чувства, ни с чем не сравнимого, обретённого!
Появляется магия, эрос создания новых форм, как детей.
Обретение себя...

09 07 2024  — 13 07 2024
репродукция, фото Артёма Киракосова: Феликс Бух 04. "Фараон"; 1995 — 1997; мелкомодульная „римская“ станковая мозаика; авторская армированная бетонная панель (металлическая сетка, цемент, песок, клей "пва") на толстом листе фанеры, вмонтированная в тонированную позолоченные широкую авторскую деревянную обкладку; природный камень, смальта, позолота, лак для позолоты, специальный молоток для колки элементов мозаики ("мартеллина"), специальная наковальня для колки элементов мозаики ("харди"), пинцеты, шпатели, кисти; авторская подвеска; 56,7 х 27,8 х 02,7 см
http://proza.ru/2024/07/13/263
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_54855
ФотоАльбом # 1678 для скачивания, папка 5:
https://disk.yandex.ru/d/vlKW0IyIi5iYaw
https://disk.yandex.ru/d/3VzUIa6wxpH-nQ
Каталог избранного из Мастерской художника лета 2024:
https://vk.com/album15993373_305845054


Рецензии