Часть-3 Петр Афонасьев Проспихин

   Каждый из живших в ПРОСПИХИНО хотя бы раз задумывался, почему деревню назвали ПРОСПИХИНО, когда и кто основал деревню, сказок и мифов до сих пор предостаточно, как говориться на то он и забор чтобы на нем писали, да вот не все то, что на заборе написано то самое и есть! На основании вышесказанного, опираясь на архивные документы, некогда имевшие законную силу юридических актов, предлагаю ОТНЫНЕ И НА ВЕКА обосновать ОФИЦИАЛЬНУЮ ВЕРСИЮ о том…. КОГДА и самое главное КТО, итак приступим…..
      
Документ первый

РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1357 л.446
      1702 году февраля в 4 день Кашины Шиверы Спаской пустыни со строителя со старца Иоакима Путилова с братЪею с челобитья их с печати что били челом на пашенных крЫстьян на Федку СыромолоВА на Петрушку Проспихина с товарыЩи в насильном (то есть незаконном) их владенье землЕЮ полтина. По смыслу старец Иоаким пожадничал и не заплатил 50 копеек сбора с печатной пошлины, т.е. сбора за поставку воеводской печати на челобитной о признании незаконным, владение землею крестьян Сыромолотова и Проспихина, живущих на как он считал землях КашиноШиверского монастыря.

Документ второй

РГАДА Фонд 342 Опись 1 Дело 101 Листы 80-83 оборот.
      
      Из челобитной в Енисейскую провинциальную канцелярию крестьян деревни Проспихиной от 30.10.1766. По поводу «земельного спора» с КашиноШиверским монастырем установлено, что….
      Данная на землю пашенному крестьянину Рыбинского острога Петру Афонасьеву Проспихину - дана по указу от 10 июля 1696 года (23 июля по новому стилю), дословно сказано следующее…….
-   а в 7204 - м году (в современном 1696 году) июля в 10 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всея Великая и Малая и Белая России Самодержца, Да по памяти из Енисейской судной избы Рыбинского острогу прикаЩику Якову Нифантьеву велено по челобитью в Енисeйcкoй приказной избе того Рыбинского острогу пашенного крестьянина Петрушки Афонасьева за выпашкою в Рыбинской деревне пашни и за сносом их домов от великих вод отвесТЬ ему на Тунгуске реке при Кашиной шивере у крестьян Фетки Сыромолотова (современное примечание Федора Осиповича Сыромолотова) с товарищи за данными им в лишке земли под двор и под огород и сенные покосы под ЦкоЦкой выпуск и под государеву десятинную пашню и под ево крестьянскую собинную хлебную пашню с пашенными крестьянами Феткою Осиповым да Никишкою Кырнаевым (современное примечание Никифором Ивановичем Кырнаевым) со всякими угодЬми в повал. ..."
       "Коя пороЖЖая земля по обыску околЪных сУседей русских и ясаШных иноверцОв показанным прикаЩиком Нифантьевым и осмотрена:
-   в урочищах, состоящих по Тунгуске реке на низ от Кежемки речки до Коды реки по еВо деда нашего челобитью и отведена под десятинную пашню четверть десятины с полчетью да под ево крестьянскую собственную пашню десятину с четью и с полчетью в поле да в двУ по тому ж, да под сенные покосы и под ЦкоЦкой выпуск 3 десятины, а под дворовое строение и под огород против проТчих крестьян отведена. И взятые на ту землю обыски от русских и иноземцов тако ж и от старца Иоакима от того прикащика Нифантьева в силу данной памяти в Енисейскую судную избу отосланы, и данная на ту землю ему деду нашему Петрушке дана, которая и ныне у нас имеетЦа."
      "И те предки наши так и мы именованные и по сей 1766 год жительство имели и пашню пахали и спору и челобитья ни от кого не происходило."
       Хотя споры, как видно из первого документа были, Кащиношиверский монастырь чуть ли не со дня своего основания  упорно пытался «ВЫЖИТЬ С ЗЕМЛИ» крестьян деревни Проспихинской и Сыромолотовской
      Чем завершилась судебная тяжба неизвестно. Старец Путилов до первой подушной переписи 1719-1721 года не дожил.
К 1720 году у монастыря остались бездомные вкладчики и единственный крестьянин с двором - Федор Попов.
      Фамилии Сыромолотов и Проспихин в подушной переписи 1720 года отсутствуют, но в деревне Усть-Кодинской записаны пашенные крестьяне Яков Никитин Кузнецов и Иван Петров Колпаков, дети которых называли себя потомками Петра Проспихина. Пашенный крестьянин Никифор Иванов Кырнаев был в то время еще записан в деревне Чадобской.
     В 3-ей 1763 года ревизии населения нашего региона еще встречались СЛЕДЫ крестьян или казаков Проспихиных в виде записей о бракосочетании…..
-   «Елистрат Павлов Кузнецов у Елистрата жена Ефросинья Осипова 50 лет взята Тасеевского острогу у казака Осипа Проспихина». Однако, в Тасеевском остроге Проспихиных в начале XVIII века точно не было.
-      Кежемской слободы деревни Барнаулева (Барноулева) острова (с 19 века Фроловой) -  умершего Кирила (примечание Карноухова) жена Анна Степанова дочь взята в замужество Енисейского ведомства деревни Проспихинской у крестьянина Степана Проспихина - ныне на лицо 46 лет по последней (3 ревизии 1763 года) 27 лет от роду.
в ИРБЕНСКОЙ деревне
-      Федор Давыдов БРЮХАНОВ - ныне на лицо не числиться (умре в 1767 году) по последней (3 ревизии 1763 года) 40 лет от роду.
 -      сын его Илья - ныне на лицо 30 лет по последней (3 ревизии 1763 года) 11 лет от роду.
-      у Ильи жена Олена (Алена) Емельянова - ныне на лицо 30 лет по последней (3 ревизии 1763 года) 11 лет от роду, взятая, того же присуду (присуда) Проспихиной деревни у крестьянина Проспихина
в ШИТКИНОЙ деревне
-      Федор Федоров БУРМАКИН - ныне на лицо 41 году по последней (3 ревизии 1763 года) 22 лет от роду.
-      сын его Семен - ныне на лицо 18 лет.
-      у Семена жена Марфа Васильева - ныне на лицо 19 лет, взятая, того же присуду (присуда) Балтуринской (Болтуринской) деревни у крестьянина Проспихина.
      То есть Проспихины еще существовали в середине 18 века, плодились и размножились.
      Не знаю, что уж там далее произошло с потомками Проспихиных по мужской линии, но в настоящее время люди с фамилией ПРОСПИХИН в наших, да и в не наших краях ВЫВЕЛИСЬ но нам на память остались названия деревень основанных Проспихиными и Сыромоловыми, и подтверждение их физического существования в архивных документов.


Рецензии