Папа Юра, который видел сквозь землю
Добрый всем день! А вы точно знаете, какая область начинается за Уралом? Я не о том, как она называется – Тюменская, конечно; я – о другом. Считать умеете? Представьте 26 триллионов 130 миллиардов рублей. Я вам помогу. 1 триллион бумажных денег – по объёму 3 самых мощных в мире самосвала БелАЗ; а вся сумма – целая колонна! Это доход нашей страны за 2023 год. Из них третья часть поступила от экспорта нефти и газа. Теперь внимание: больше половины этой нефти даёт Тюменская область. Газа тюменский север поставил 510 млрд. м3 в год, а следующая за ним по значимости Сахалинская область – 27 млрд. м3. Разницу чувствуете? Мощь региона ощущаете?
И это вас не удивляет! Потому что других времён в ХХI веке не было. Для начала напомню: половина области – непроходимые трясины. Надеюсь, по болоту вы не лазили? И не надо!!! Проглотит запросто, вместе с мечтами о будущем. А технику как сюда доставлять? Как работать? И кому только в голову пришло, что болота могут скрывать природные богатства?! Академик Иван Михайлович Губкин об этом сказал ещё в 1932 году. Его называли человеком, глядящим сквозь землю. Не поверили, но запомнили.
После войны страна вставала из руин. Имеющиеся месторождения нефти не решали проблем. Никто в мире не спешил нам помогать. И тогда правительство приняло решение – создать новую энергетическую базу в Западной Сибири. Помогали всей страной. Пять лет искали, бурили болота – бесполезно! Находили только горячие источники да редкие всплески нефти.
У вас лично не закончился бы энтузиазм в такой ситуации? К тому же авторитетные люди из Москвы выносили суровый приговор: нет в Западной Сибири ни нефти, ни газа! Уже потом у главного тюменского геолога Юрия Эрвье спрашивали:
– Ну, почему ты так был уверен, что нефть здесь есть?
– Не знаю – шестое чувство подсказало.
Видимо, тоже умел «видеть сквозь землю». А рядом были единомышленники, которые в принципе не умеют отступать – фронтовики и подросшие дети войны. Два удивительных поколения советских людей! Кто они? Я хочу представить только пятерых. Заметьте – ни один из них в списке сегодняшних миллиардеров от нефти и газа не числится (скорее наоборот).
Итак, поехали! 1953 год – наконец-то первая победа! В Берёзово забил самый мощный фонтан газа в мире! Правительство решило сосредоточить силы на разработке газовых месторождений в Тюменском регионе, а поиск нефти прекратить – бесперспективно!
И опять не сдался Эрвье. И его команда. Снова поиск, часто на собственный страх и риск. Наконец свершилось! 1960 год – забил фонтан нефти на Шаиме в промышленном объёме. Потом «заговорил» Мегион, Усть-Балык… И наступило 22 июня 1965 года – фонтан мощностью более тысячи тонн нефти в сутки на озере Самотлор!.. Эрвье наполнил нефтью две канистры и рванул в Москву. Скоро одна из канистр стояла в кабинете Председателя нефтяного комитета, вторая – у профессора, год назад подписавшего заключение, что на Самотлоре нет нефти…" Самотлор стал шестым по величине месторождением нефти в мире.
На центральной улице в Тюмени у камня стоит геолог, отлитый из металла, в грубом свитере и болотных сапогах. Под его руководством было открыто 250 тюменских месторождений нефти и газа. Это Эрвье, француз по национальности, но русский в душе. Каким человеком и руководителем нужно быть, чтобы тысячи суровых мужиков-геологов, раскиданных по сибирской тайне, называли его с почтением «папа Юра».
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №224071300479