Правила самообразования
(на основе автодидактики В.А. Куринского)
I) Ничего не запоминать «в лоб»
Почему? Потому что память отказывается работать, когда стараешься запоминать «в лоб».
II) Делать только то, что интересно
Процесс обучения должен основываться на интересе, но человек должен сам создавать (актуализировать) этот интерес при помощи:
1) Дробления учебного материала.
Под «дроблением материала» понимается, например:
а) просмотр и изучение содержания (оглавления) учебника;
б) прочтение введения (предисловия) и заключения (послесловия) к книге, аннотации к учебнику;
в) пролистывание (просмотр) учебника (книги) с прочтением отрывков, которые покажутся интересными;
г) просмотр таблиц, схем, графиков, иллюстраций, ссылок (сносок), примечаний, приложений, дополнений и т.п.
Ближайший пример-аналогия создания интереса - ломание игрушки ребенком для увеличения объектов интереса.
2) Занятия как минимум 3 (тремя) учебными объектами (а для этого нужно иметь как можно больше учебного материала, но после появления сети «Интернет» в этом нет никакой проблемы).
Рекомендуется переключаться на другой объект «на пике интереса», «в самый интересный момент». Однако возникает закономерный вопрос: «А как определить этот «самый» интересный момент? Как определить «пик» интереса?» Может быть, если я продолжу заниматься дальше, мне станет еще интереснее. А может быть и наоборот - интерес пропадет, я сам доведу эмоцию интереса до выгорания.
На наш взгляд, чтобы избежать подобной ситуации необходимо переключаться на другой объект в самый первый момент, как только изучаемый материал станет интересным; сразу же, как только появится интерес. Тогда всегда будет желание вернуться к изучаемому материалу.
Не нужно надеяться, что «дальше станет еще интереснее». А если интереснее не станет? Продолжая заниматься учебным материалом, вы можете довести эмоцию интереса до выгорания.
Вероятно, что здесь в основе лежит т.н. «эффект Зейгарник», согласно которому незавершенные, прерванные действия, задания, задачи запоминаются лучше, чем завершенные.
III) Стараться заменять умственную работу физической
«…не истязая себя тем, что я что-то не запомнил, что я - глупый бездарь, у которого все равно никогда ничего не выйдет, попытаюсь, немножко поднапрягшись, что-то воспроизвести из того материала, который знаю, и, если после двух-трех попыток все-таки не удалось вспомнить то, что надо было вспомнить, переключусь и заменю умственную работу на физическую, заменю муки человека, который себя истязает, на... долгий путь к словарю, к справочнику, к энциклопедии. Показываю, как это делается. Шепотом: «Бездарь, бездарь, бездарь» (в это время уже надо идти). Иду - бег трусцой. Тянусь (словарь на самой высокой полке). Не достаю. Несу стул. Влезаю. Смотрю: «table» - «стол». О, как просто! - вспомнил, поставил, не выписывая. Отнес на место стул. Побежал обратно. Сел. И ... забыл. Слушайте, какой прекрасный повод еще раз пробежаться! Побежал, взял. Хорошо! В конце концов организм начнет сомневаться в целесообразности своей лени. Семь раз достаточно, чтобы запомнилось, поверьте» (Куринский В.А. Постпсихологическая автодидактика: в 2 частях. - Ч. 1: Лекции. - Киев, 2006. - С. 71-72).
IV) Прав тот, кто смотрит в словарь до тысячи раз в день.
Термин «словарь» нужно понимать расширительно: не только двуязычные словари, но и толковые словари, справочники, энциклопедии.
V) Запоминать не надо, но любое восприятие должно быть максимально полным
VI) Не добиваться сразу полного усвоения и совершенного знания
Не существует человека, который, не зная последующего звена, создал бы для себя совершенную модель звена предыдущего. Другими словами, никогда никому не удавалось добиться полного и совершенного знания фрагмента, предшествующего чему-то дальнейшему, если он этого дальнейшего не знает. Абсурдно требовать от себя полного и совершенного знания, прежде чем ты раз пять не вернулся к этому фрагменту после того, как пошел немножко, шагов на пять-десять, вперед, а еще лучше, когда прошел все в общем и возвращаешься к этому в третий, десятый раз.
VII) Стремиться к самонаблюдению
Стремиться к самонаблюдению - это значит не бороться с собой, а развивать себя, развивать приемы самонаблюдения. Поэтому в первую очередь нужно читать различные книги технологического характера, которые позволят быстро интроспективизироваться.
VIII) Усвоение предыдущего материала - необязательное условие для перехода к последующему, достаточность понимания
Бессмысленно добиваться сразу полного усвоения материала и совершенного знания. Неусвоение материала не должно быть тормозом для перехода к последующему, особенно когда речь идет о первом круге.
IX) Правило «творческих повторов»
Любой процесс обучения подразумевает повторение («зубрежку»). Но мозг противится воспринимать старый материал снова и снова, возникает чувство скуки. Обойти это можно, «обновив» материал, придав ему новую форму. Нужно повторять с разной скоростью, интонацией, громкостью, расставляя по-другому акценты, обращая внимание на другие детали.
Другой путь - осознание того, что т.н. «зубрежки» просто не существует, что ЛЮБОЙ единичный повтор является творческим, т.к. вы никогда не сможет повторить последующий элемент в точности, как предыдущий, он всегда будет чем-то отличаться, хоть в небольшой степени, но отличаться.
Свидетельство о публикации №224071300566