Азбука жизни Глава 5 Часть 273 Продолжение Презент
http://proza.ru/2024/07/12/1368
- "Мама буквально сияет от моей раскованности. А у меня одно желание не быть скучной для зрителей. Не хочу их разочаровать.
- Вика, снова сложный вопрос. В нём больше любопытства или подвоха? «Скажите, как Вы относитесь к продаже Русской Аляски американцам?» Время уходит. Давай быстрее!
- А я сейчас постараюсь в ответе выразить все, чтобы подобные вопросы больше ни у кого не возникали. И сделаю это с юмором.
- Как можно отвечать на такой вопрос с «юмором»?
Олег, кажется, тоже расслабился.
- Я ждала этот вопрос, поэтому очень благодарна автору. Русскую Аляску продали американцам в 1867 году. Однако попытка продажи возникла значительно раньше. Впервые такое предложение американцы высказали Российскому правительству весной 1854 года в разгар Крымской войны, когда Россия несла тяжелейшие потери, уступая англо-французским войскам. Тогда поражение в войне казалось неизбежным, надвигался экономический кризис. Воспользовавшись катастрофическим положением страны, государственный секретарь Соединенных Штатов Марси и сенатор от Калифорнии Гвин в августе 1854 года предложили российскому представителю в Вашингтоне Стеклю продать Русскую Аляску. Тогда Петербург резко отказал, объясняя, что Россия никогда не торговала своей землей. Для Николая 1 продажа земли была немыслимой. Крымская война для России окончилась унизительным миром, заключенным 30 марта 1856 года в Париже. Никогда больше Россия не попадала в трагическую геополитическую и экономическую ситуацию, как во время Крымской войны.
- Вика, сбивчиво говоришь. В зале сидят образованные люди, могут знать прекрасно русский язык.
- Не отвлекай меня! Если знают хорошо наш язык, значит, они знакомы и с историей России.
Братик улыбается и спокойно ждет продолжения моих мыслей.
- А в 1866 году, когда вновь возник вопрос о продаже Аляски, не было никакого повода нарушать завет Николая 1: «где станет русская нога, оттуда уходить нельзя».Причины продавать Аляску у нас тогда не было. В то время у престола был Александр 2, и либеральные идеи, принимаемые императором, вступили в противоречие с принципами бескомпромиссности и жестокости во внешней и внутренней политике Российского государства.
Олег переводит достойно. В зале тишина. Все внимательно слушают. И я понимаю причину: канадцы тоже были зависимы от Великобритании и Америки, им ли не понять нашу боль.
Братик с грустью, молча, смотрит на меня. В зале снова аплодисменты, но все ждут продолжения ответа на вопрос. А мне этот ответ кажется бесконечным.
- Главным инициатором и сторонником продажи Русской Америки был князь Константин Николаевич. В марте 1857 года он пишет письмо вице-канцлеру Горчакову, доказывая, что продажа бы была своевременной, так как Соединенные Штаты, стремясь к нераздельному господству в Северной Америке, «возьмут у нас помянутые колонии, и мы не будем в состоянии воротить их». Горчаков был против этого безумия. В Вашингтон Стеклю он писал: «Лично я не имею ни малейшей уверенности в пользе для России отказываться от этих владений». Великий князь, однако, настаивал на продаже, утверждая, что лучше за колонии получить золото, чем не получить ничего. Горчаков продолжал утверждать, что продажа Русской Аляски противоречит интересам государства. И спор между ними разрешился неожиданно. В 1861году в Соединенных Штатах началась гражданская война между Севером и Югом, которая грозила развалить страну на маленькие разрозненные государства. В этой ситуации США было уже не до Аляски. Уже Америка всецело зависела от позиции России. И Россия, по сути, спасла США, которая неизбежно попала бы под контроль Англии, Франции и России. Стекль, в послании из Вашингтона 12 февраля 1862 года, убеждал российское Министерство иностранных дел: «Дезорганизация США, как державы, с нашей точки зрения, прискорбное событие. Американская Конференция была противовесом английскому могуществу, и в этом смысле существование ее являлось элементом мирового равновесия». Горчаков тогда поддержал Стекля. Раскол США у него вызвал «глубокое прискорбие».
Россия, выступая за целостность США, признала правительство демократического Севера не только морально. Когда осенью 1862 года французский император Наполеон 3 обратился к России с предложением объединиться с Англией и Францией, чтобы заставить Вашингтон снять блокаду с Атлантического побережья Юга, со стороны России последовал отказ. И летом 1863 года для предотвращения англо-французской интервенции в Америку, к берегам Соединенных Штатов были направлены две русские военные эскадры под командованием контр-адмиралов Попова и Лесовского. Эскадра Попова прошла через Тихий океан в Сан-Франциско, а эскадра Лесовского стояла на рейде у восточного побережья Соединенных Штатов.
Американский генерал Бердан тогда заявил, что именно Россия помешала Англии объявить войну Американской Конференции. Посланник США в Петербурге писал в своих мемуарах, что Россия была «нашим единственным другом в Европе, который уберег нас как единое национальное государство». Марк Твен тогда подписал обращение американского народа к Александру 2: «Америка обязана России во многих отношениях... Только безумец может вообразить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе враждебным высказыванием или действием...»
-Все? Лихо, сестричка, расставила акценты в истории.
- Переводи! Ты своим переводом сдерживаешь мои эмоции. Я сейчас продолжу на английском языке.
- Замечательно! Я тебе сам хотел предложить. Если возникнет необходимость, я буду рядом и помогу тебе.
Мне приятно, что Нина Андреевна после презентации ожила. Значит, тоже волновалась за меня, как и мама.
- Алексей Вениаминович, чему улыбаетесь?
- Вспомнил, как ты лишила возможности своего профессионала брата, продолжить исполнять роль переводчика.
- Согласись, Алексей, когда Вика заговорила на двух языках, зал проникся к ней большей симпатией.
- Нина Андреевна, я не мог с таким же очарованием передать те интонации её голоса, которые заметили в ней зрители.
- А зачем говорила не только на английском, но и на французском?
- Нина Андреевна, должны понимать, что рассказывать о франкоканадцах Вике было приятнее на французском языке.
- Олег, она преследовала более высокие цели.
- И какие цели, Алексей Вениаминович?
- Марина, ей нужна была реакция зрителей.
- Однако, Алексей Вениаминович, сестричка удивила меня познаниями в истории Канады.
- А в твоем удивлении, Олег, больше недооценки. И сегодня Вика лишний раз доказала, насколько вы все просмотрели её.
- Когда Олег оценивает мои познания, я сразу вспоминаю правые силы в России. Они любят подчеркивать свою образованность и интеллигентность, не догадываясь, что вызывают улыбку у настоящих интеллигентов.
- Вика,истинный интеллигент никогда не будет говорить о своей образованности.
- Алексей Вениаминович, не увлекайтесь! Она Вас сейчас заведёт в дебри экономики и политики России.
- Вот именно, братик, «дебри»! Нет у нас никакой экономики.
- Интересное начало разговора. Меня удивили твои познания в истории Урала. И даже не это, а то, как ты экономическое развитие Урала связала с историей.
- Хотите сказать, Алексей Вениаминович, что в моих ответах на интересные вопросы зрителей, не обнаружили тех дебрей, которые мы все наблюдаем сегодня в России?
- Молодец! Твои ответы меня покорили.
- Скорее, Вы были удовлетворены, как и Олег, не ожидая подобных ответов.
- Не обижайся, Вика! Я тебя до сегодняшней презентации еще не знал достаточно хорошо.
- Алексей Вениаминович, а я, наблюдая за ней в Сан-Франциско, когда она разговаривает об экономике с мужчинами, уже не удивляюсь.
- Верно, мама! И заслуга в этом, именно, этих милых мужчин. Я ими с детства образована. Много не понимала в юности, когда Головины и Свиридовы говорили о возможностях Урала, о его богатствах, но в подсознании оседала индустриальная уральская мощь. И о красоте Урала мне не трудно было сегодня говорить. На Южном Урале я знакомилась не только с красотами заповедных мест, но и с сельским хозяйством, его проблемами. Все это я с детства слышала от Ромашова Сергея Ивановича. А когда училась на экономическом факультете, все эти разговоры и воспоминания отражались уже в моём сознании объемно. Вот поэтому нет желания судить реформаторов: у них нет тех накопленных знаний, с которыми повезло мне. Поэтому реформаторов жаль от души, как и прискорбно, думать о том, что мой дедуля сейчас творит в Америке, а не в России. Как и Вас жалко с Ниной Андреевной. Ваше место в московском университете, а не в Торонто.
Нина Андреевна с грустью смотрит на меня, а Олег с Алексеем Вениаминовичем с симпатией.
- Вика, только сейчас начинаю понимать, почему ты в себе не ценишь уникальные качества. Твое видение меня, когда читаю твои книги, порою заводит в тупик.
- Откуда в этой «девочке» столько «нравственной силы»?
- Да, Вика!
- Алексей Вениаминович, а я сейчас попытаюсь объяснить. Продолжу тему богатого Урала. На презентации я сдерживала свои эмоции, боясь для незнакомой аудитории другой страны, со своим укладом, показаться хвастливой. Но Урал, в моем представлении, действительно удивительный край."
Я замолчала, посмотрев на Александра Андреевича. Он тоже удивлен, как его внученька могла уже в двадцать лет так отвечать на презентации. Но я, зная заранее, какие могли задать вопросы, пожалуй, впервые так серьёзно подготовилась.
- Пауза затянулась
- А ты отлично ответила на все времена тогда на презентации.
Франсуа нарушил молчание. Задала им тему для разговора. А я пойду спать после концерта, который меня сегодня вполне удовлетворил, как и эта презентация. Пока читала, чаще смотрела на Олега. Он сегодня остался доволен, что мы удачно её тогда записали.
http://proza.ru/2024/07/13/329
Свидетельство о публикации №224071300059
И как владеешь словом, чтоб слушателям передать всё, что хотят они услышать от тебя! С теплом!
Нина Радостная 13.07.2024 14:34 Заявить о нарушении