Леший в Мещере

 Куда уходит детство? Очевидно его поглощает поток времени и так устроено мирозданием! Вроде совсем недавно были мы молодыми и бац — вторая смена.
В бытность свою отроком, как правило летние каникулы я проводил у бабушек и дедушки в городке Сасово , который нынче числится на рязанщине.
А ведь  дед мой помнил, что родился он в Тамбовской губернии, а теперь все рязанские и далее ничего знать не хотят. А то что эта территория была в Мещерском княжестве и подавно знать не желают, как отказаться от земляка Евпатия Коловрата и Сергея Есенина, нет на это никто не пойдёт.
С пацанами мы все дни проводили на Цне. Как-то все было обыденно , а когда прошло много лет, то все вспоминаешь и запахи трав на лугах , которые в Московской области совсем другие, и друзей , которых уже нет, и рассказы бабушек и деда .
А какая окрошка была у бабушек! Так уже никто не приготовит. Да и деревенский квас кислый уже все забыли. В жару навернешь тазик окрошки и на весь день в луга, леса и реки.
Вечером после ужина жара шла на убыль и к деду Саше с бабушкой Сашей , приходили друзья из соседнего дома Карп и Липа. Садились они за стол под огромной липой и начинали травить байки. Когда дед называл Липу — Олимпиада Васильевна , я не понимал про какую олимпиаду он говорит...
Как всегда, от меня внука, были вопросы про детство дедушки и дед рассказывал много историй. В детстве летом он бывал у своих дедушки и бабушки в деревне Мордвиново, где у него были друзья ... Как же все повторяется в этом мире!
Начинал рассказывать байки дед, потом подхватывал эстафету Карп, а если они дегустировали деда домашнее вино,  то уже перебивая друг друга, вещали истории.
Дедушка:
" как то раз , идём мы с приятелем по лесу к Лешей поляне, смотрим — большущий муравейник, а из него медведя зад торчит. Мы тихо-тихо включили задний ход. Но пацаны-дураки были, не пройдя 100 метров увидели здоровую дубину,  шальная мысля пришла в голову обоим одновременно! Короче я покрепче был и энтой дубиной со всей силы медведя по заду и двинул. После этого мы с приятелем , что есть сил и прыти,  рванули назад, слава Богу медведь не преследовал. Придя домой , проговорились,  за что от деда я получил нагоняй, но хорошо при этом присутствовал дядя Леня, заядлый охотник. Он велел собираться и идти. По пути зашли в его хату , крытую как и большинство соломой,  дядя взял ружье, запряг лошадь и мы на телеге поехали показывать место в лесу. Вокурат ( в аккурат ) за пятой сенокосной поляной и был этот муравейник. Дядя Леня вскинул ружье и стал всматриваться в следы. Медведь, как оказалось, побежал в противоположную от нас сторону. Идя по следу , через некоторое расстояние обнаружили помет медвежий, через некоторое расстояние ещё и ещё,  а метров через триста и сам топтыгин замертво валялся. Вот тебе и хозяин леса, во как насмерть перепугался..."
Дед Карп продолжал.
" это что , вот помню в 41-м осенью везу я генерала на Эмке по лесной дороге. Вдруг под колеса выскакивает волк и мы его сбиваем,  не успел я даже на тормоз нажать. Выходим из машины — готов волчара! Волчонок небольшой метров на пять, без хвоста ежели мерить. Ну так не бросать же его , пойдёт на шкуру снять.
Короче взяли мы его с генералом , за руки за ноги , тобишь за лапы , и закинули в Эмку на заднее седение, а генерал сел спереди рядом со мной.
Едем мы дальше, смотрю боковым здением , генерал мой сползать стал, как то вниз. Посмотрел в зеркало, а волчок то очнулся и интерес к нам не здоровый начал проявлять.
Проявил я смекалку, крикнул генералу — держись! и нажал на тормоза. Эмка встала как вкопанная! Волчок пролетел между нами и ударился об лобовое стекло. Мы не сговариваясь выпрыгнули из машины и захлопнули двери..."
 Выходил другой сосед, без ноги вернувшийся с войны и на культе-протезе, начинал косить траву за забором. Дед тоже вернулся с ВОВ инвалидом и вспоминал, как поднял взвод в контратаку у Ясной Поляны, как что-то теплое почувствовал по руке, глядь а ладонь с пальцами по земле волочится на жилах... После госпиталя вернулся домой, воздушная тревога, он схватил отца, дядю и в "бомбоубежище", заставляли тогда население рядом с домом траншею-укрытие рыть. Вышла бабушка и спокойно сказала: хватит по ямам лазать, картошка на плите поспела... Никто в Сасове не боялся в воздухе немецких самолётов,  все привыкли к ним.
После особой рюмочки самогона, одноногий сосед начинал орать что-то жене, и что бы скрасить обстановку, вступала Липа со своей скучнейшей историей про инвалидов:
"Один , якобы, знакомый потерял на войне ногу. Сначала упал духом, а потом один мастер сделал ему на оставшуюся ногу, башмак с роликом из подшипника под пяткой, а пальцы ног были свободные. Так тот начаучился , перебирая пальцами ног, ездить, да до того научился, что иногда мчал со скоростью курьерского поезда!"
Потом приходила бабка Акулина, которая ещё помнила царя-батюшку, я проговаривал частушку и ретировался:
" Акулина длинный нос, почём в городе овёс? Три копейки с пятачком—Акулина с гусачком."
Бабулька приносила карты, и все дедки и бабки начинали играть в непонятную для меня игру, ни очно, ни преф, ни покер, а что-то древнее и кто-то проигрывал, кто-то выигрывал и по рублю и более, а тогда для пенсионеров это были не шуточные деньги! Я всегда переживал за эту весёлую бабульку, с правильными и красивыми чертами лица , видно в молодости она была красавицей. Но ставя деньги на кон и блефуя, её щёки покрывались малиновыми пятнами и она проигрывала...
Тогда освещение в городке почти не было и когда с 1 августа начинал отчётливо виднеться Млечный путь и наша смертушка — галактика Андромеды на небесах, я понимал, что лето идёт на спад, и скоро в школу.
Но на следующий год я опять приеду к деду и бабушкам, приду к деду в мастерскую, дед сделает очередную метку на косяке двери, приложит линейку и запишет на сколько сантиметров я подрос. Потом я опять поеду на мопеде к понтонному мосту , перееду на другой берег цны в Мамаеву рощу, которая теперь Пионерская, дождавшись между взлетами и посадками учебных самолётов , под крик в матюгальник, проедусь по взлетно-посадочной полосе лётного училища, порыбачу в зоне отдыха на прудах, далее поеду на Мордвиново, Вялсы, Аргу до Чёрного озера, где ранней весной летают парусники Поликсены и так будет всегда!

 Теперь эти летние вечера вспоминаются , как что-то далекое, теплое и родное.
Бабушка знала, что я с друзьями непременно отправлюсь на мопедах в тот лес, поискать большой муравейник и стала предупреждать, что там живёт Леший, высокий волосатый мужик, и чтобы мы обходили стороной этот лес и Лешую поляну. Конечно я просто смеялся над этим, ведь после страшилок - баек пацанов , типа каната около кладбища, который взяв в руки уже не оторвать и тянет, как тягун в море , этот канат тебя на кладбище; или про автобус, который людей прессом давит на кровь , мясо, кости...

 Прошло много лет , нет ни деда , ни бабушек...
Уже остались островки леса от того Большого "Ценского" , Чёрного леса, который упоминается ещё при набеге хана Бату на Русь.
Читая писцовые книги Шацка, он же Мещерский уезд, которые опубликовал Игорь Петрович Алябьев, обратил внимание на описание Берестянок, что рядом с Мордвиново:
"... пашни перелогом и лесом поросло, середние земли, и с отхожею Лешею поляною шездесят шесть чети в поле, а в дву по тому ж; сена в Кулигине поляне десять копен, да по обе стороны реки Цны от Усеиново врага по Лешинское устье, да от гати от мостища от слобоцково до Сасовского устья сто дватцать пять копен; лес болотной большой."
Как то сразу и не обратил внимания, ну Мостище — это сейчас район Сасова—Ушаково , устье Сасовки — это место впадения речки в речку Алешню, которая у местных Пугасом зовётся,  Лешинское устье— место впадения Алешни в Цну, ну а Лешая поляна , подумал по-Алешни рядом.
Каково же было моё удивление, когда эта поляна оказалась не связана с названием речки Алешни и находилась за Цною в лесу.
В описании к планам генерального межевания в РГАДА участок за номером 366 , числится по межеванию 1803г. , как "Леший Поляны пустоши капитан порутчика Петра Осипова сына Чихачеваа ныне детей его с протчими ".
По межеванию 1784г., и утверждённой межи 1852г. перечислены все дольщики " Лешой Поляны " . Из них небезынтересен владелец 2-й части : владения " коллежскаго ассесора Якова Дмитриева Мамаева ". Этот персонаж имел ещё и паром и рощу одноимённую,  которая теперь Пионерская.

Сасово известно по большому числу памятников и арт объектов.
Теперь есть повод поставить памятник Снежному человеку , ведь вполне может быть,  жил в Средние века Етти , а по русски просто Леший в наших местах...


Рецензии