Погубит ли планету искусственный интеллект?

В последнее время появилось ещё одно симптоматичное для цивилизации апокалиптическое опасение – не выйдет ли созданный человеком искусственный интеллект из-под контроля и не устроит ли конец света? Как всегда, речь идёт о будущем и как всегда, причиной мировой катастрофы может стать всё, что угодно, но только не сам человек. Люди в упор не желают видеть, что конец света давно уже начался и сейчас приближается к своей финальной стадии (это процесс, а не событие) и заключается он не в каких-то полуфантастических угрозах из далекого будущего, а в совершенно реальной катастрофе настоящего времени – в полномасштабном истреблении Природы цивилизацией.

Единственное, с чем в такой постановке вопроса не поспоришь, так это с тем, что конец света, действительно, связан с захватом контроля над жизнью искусственным интеллектом, но только генерируемым не техникой, а особой разновидностью человеческого социума – цивилизацией. Главенствующий в цивилизации тип «разума», тот самый, который завладел всей Землей и радикально изменил её облик, является, по существу, искусственным интеллектом (можно назвать его искусственным интеллектом цивилизации, или ИИЦ).

В каком смысле интеллект цивилизации является искусственным? В том же, что и созданные ею города, техносфера, государство, идеология или любой другой её противоестественный продукт. «Искусственный» в данном случае используется как синоним слов «противоестественный», «внеприродный», «антиприродный» и как антоним слова «природный». Это интеллект, не свойственный естественному человеку (не обработанному цивилизацией), противопоставленный Природе и глубоко враждебный по отношению к ней, он не имеет в ней ни роли, ни места и нацелен не на адаптацию к биосфере (как разум у всего живого), а на её ограбление и трансформацию в собственную техносреду, он не просто не участвует в общем деле поддержания жизни, как это делают другие виды, но и мешает в этом всем остальным обитателям планеты. Это разум фрагментированный, расколотый, отчужденный, эксплуататорский, нигилистический, обесценивающий, циничный, инфантильный, предпочитающий фантазии и презирающий реальность, солипсический, экстрактивный, паразитический. Он существует как на коллективном (доминирующая культура), так и на индивидуальном уровне (конформист этой культуры). Этот искусственный интеллект возник вместе с цивилизацией как таковой – именно это её разум – но обрел безраздельную власть над планетой только в эпоху НТР, и это время можно считать заключительной стадией устроенного им апокалипсиса. И до того, в тех регионах, где он орудовал, начиная с первых пирамид и городских стен, воцарялись рукотворная пустыня и зона нескончаемой войны и насилия, но промышленная революция позволила ему захватить всю планету и устроить глобальный экоцид.

Есть ли сходства у ИИЦ и ИИ? Интеллект цивилизации напоминает ИИ тем, что он инороден природной реальности, не вписан в её жизнь, отрезан от живого, воплощенного в теле сознания, от естественного человеческого опыта,  телесности, интуиции, чувств, социальности, т.е. похож на ИИ своей параллельностью Земле и душе и, соответственно, сущностным безразличием к миру – он так устроен. Иными словами, он, так же как и тот, внереален, является дополненной реальностью (правда, в отличие от ИИ, агрессивно внереален – антиреален). И при том, что у него нет никакой связи ни с кем и ни с чем, он тоже генерирует иллюзию подобия естественному разуму, является правдоподобным фейком природного разума, имитирует социальность, вовлечённость и т.п. Как и ИИ он действует на основе алгоритмов, правда, у ИИ нет никаких своих собственных желаний и интересов, а у ИИЦ нет ничего, кроме ничем неограниченных желаний и интересов, причем чисто утилитарного характера, всё его взаимодействие с Природой сводится к алгоритмам экстракции и потребления – надо сделать так и так, и тогда можно заполучить то и то. И, конечно, ИИЦ похож на ИИ своей одномерностью, пустотой и машинным бездушием – ничего личного, только схемы, стереотипы и алгоритмы.

В остальном он отличается от ИИ, у которого нет ни собственной воли, ни целей, ни желаний, ни потребностей, ни агентности, ни агрессии, ни каких-либо эмоций, ни конкурирования с Природой, ни алчности, ни фантазий, ни комплекса бога, ни нарциссизма с социопатией, ни колонизаторского мышления, ни рабовладельческой идеологии, тогда как у ИИЦ всё это есть (что и делает именно его смертоносной силой, громящей планету). ИИ ничего не экстрактирует, не эксплуатирует, не пожирает, не захватывает, не отравляет, не трансформирует в мёртвое. ИИ – это всего лишь инструмент своего пользователя, тогда как ИИЦ – трансформатор всего существующего в свои инструменты.

Легко догадаться, какой из этих искусственных интеллектов на самом деле творит мировую катастрофу и тянет всё существующее к гибели, являясь двигателем апокалипсиса. Но будучи несовместимой с планетой, цивилизация фантазирует о том, что какой-то другой разум несёт угрозу жизни и погубит мир, инопланетный или же цифровой, но только не её психопатический интеллект. Это типичная проекция неосознаваемых и отрицаемых у себя негативных черт на что-то вовне. В данном случае на искусственный интеллект проецируется собственная деструктивная сущность, опасность для жизни на планете, устремленность к небытию, жажда контроля и власти, готовность творить зло, не задумываясь, безнравственность, бесчеловечность, бесчувственность и механистичность, агрессия и, самое главное, бунт против собственного изобретателя с целью встать на его место (в этой проекции ИИ встает на место своего создателя – человека, в реальности же цивилизация жаждет встать на место своего Творца – Природы, заменить её собой, захватив власть на планете, и вся её деятельность продиктована этим маниакальным стремлением). Эта проекция выдает проецирующего с головой – нечто предельно плоское и одномерное ненавидит своего бесконечно более сложного Творца и старается его уничтожить, заняв его место, и, естественно, это ведёт к глобальной катастрофе, так как узурпатор в отличие от подлинной Создательницы мира (Природы) не умеет творить и поддерживать жизнь.

Можно ли этот интеллект считать разумом в стандартном смысле слова? Нет, потому что в нем нет важнейших составляющих такового: отсутствуют важнейшие для жизни умения, способности и возможности, среди которых способности к тестированию реальности, к обучению на опыте, к адекватному восприятию и познанию мира (закономерностей и принципов его существования применительно к собственному процветанию), к прогнозированию, к оцениванию возможных последствий собственного поведения, способность к оценке своего вклада в жизнь природного целого, к здравой оценке своего места в мире. Также отсутствует критика к себе, способность видеть себя со стороны, умение работать над ошибками и корректировать свое поведение, умение решать проблемы, устраняя их причины, а не следствия, способность анализировать прошлый опыт для исправления ситуации в настоящем, отсутствует способность ставить соразмерные миру цели и задачи, да и просто элементарная способность отличать важное от второстепенного (например, экономический рост или рост населения для цивилизации важнее сохранения жизни на планете), напрочь отсутствует контроль над своим разрушительным поведением и способность ограничивать сиюминутные побуждения и желания. Отсутствует даже основной показатель психического здоровья – возможность отличать собственные фантазии от реальности (а это главный признак психоза). ИИЦ не просто не служит тому, для чего в принципе в Природе существует разум – для адаптации к окружающему миру – он противодействует этому, порождая все новые виды дезадаптации. Иными словами, разум – это способность адекватно воспринимать и отражать в сознании окружающий мир, с тем чтобы применять полученные знания для эффективной жизни и адаптации к среде обитания, и в свете этого, очевидно, что ИИЦ разумом не является. О наличии разума у какого-либо общества можно говорить, если у него наблюдаются перечисленные выше способности, и их важнейший итог – умение жить на Земле без её разрушения.

Но, возразит поклонник «достижений» цивилизации, мы покорили воздух и морские глубины, вышли в космос и овладели ядерной энергией, это же всё признаки невероятно продвинутого разума. Действительно, теория и практика того, как взламывать и использовать природный мир по всем возможным направлением у цивилизации развивались стремительно и продвинулись далеко, а конкретно – они привели всё живое в нынешнюю эпоху постприродного мира (где дикая природа является исчезающим исключением, а всю остальную планету покрывает изувеченная, захваченная цивилизацией среда). Но это не разум, это всего лишь социопатическая смекалка – умение отбирать у других территорию и природные богатства, данные им для жизни, превращать в товар или удобства всё, до чего можно дотянуться. Этот псевдоразум ни в каком виде не интересует встраивание в биосферу и соответствие принципам её организации, ему интересен только захват планеты в своё единоличное пользование с заменой Природы на техномир, на фабрику обслуживания запросов цивилизации. Взамен реальности ИИЦ создает виртуальность, взамен биосферы – техносферу, и это путь в пропасть, здесь нет ничего разумного. Разум – это то, что помогает жить, а не готовить себе и другим вымирание.

Наиболее ясно увидеть смертоносную сущность ИИЦ можно по тому, чем он занимался на протяжении всего своего существования и по плодам его деятельности.

Этот извращенный интеллект всю свою историю был занят экстремально абсурдным, достойным разве что дьявола по степени зла и безнравственности делом – террарасформированием Земли. Природа миллиарды лет терраформировала изначально безжизненную планету и наконец пришла к самой своей богатой и сложной биосфере, цивилизация же несколько тысячелетий своего существования маниакально занималась противоположным – расформировывала и крушила всё созданное Природой, превращая в мертвую груду вещей и материалов, в убитое и растерзанное, в отходы и пустыню, расширяя свои примитивные нефункциональные территории, вроде полей, городов, дорог и зон добычи различных «ресурсов», истребляя всё живое, с чем приходит в соприкосновение, и убивая тело и душу Жизни – природные экосистемы Земли.   
 
Всё живое эволюционирует, тогда как искусственный интеллект цивилизации не только препятствует эволюции, он навязывает всему на планете инициированную им деволюцию – движение по пути к вымиранию, включающее в себя снижение разнообразия и устойчивости, массивное искажение параметров окружающей среды, причинение вреда всему существующему, отбор худшего для Земли, наиболее губительного, всего способствующего распаду и иссяканию жизни, разгром всех наработок биосферы по поддержанию жизни и обращение её движения вспять, к простейшему составу и экстремальным условиям. Удар был нанесён и по наиболее ценному эволюционному достижению человека – по его естественной способности почитать мир и чувствовать с ним связь и родство.   

Для оправдания, объяснения и рационализации своего преступного обращения с миром, всепроникающего насилия над ним ИИЦ придумал обширнейший природоборческий миф, определяющий всю созданную им культуру. Его основополагающая аксиома заключается в том, что Природа не подходит человеку, она глупа, слепа и несовершенна, поэтому она должна быть упразднена и заменена миром цивилизованного человека – антропотехносферой (что реализовано уже почти полностью). Цивилизация претендует и в своем мифе, и в захваченном ею мире на роль рукотворной – якобы более разумной и совершенной – природы (на деле являясь антиприродой, лжеприродой, псевдотворением, фальшмиром, планетарным фейком). Истинный же Творец (подлинная, настоящая Природа) самозванцу ни к чему, он должен быть отменён и физически уничтожен. В этом смысле цивилизация является самой долгоживущей реализованной (анти)утопией (мировоззренческое ядро любой утопии: существующий мир плох, поэтому мы его заменим на наш собственный, будущее, где утопия должна быть реализована, ценнее настоящего, фантазии о желаемом мире ценнее реальности, любые жертвы ради нового мира оправданы, жизнь каждого должна быть отдана общему делу замены настоящего мира на придуманный утопистами, всё существующее является материалом для построения нового мира).
 
ИИЦ породил под свои природоборческие цели особый вид знания, горделиво называемый им знанием-силой (для него таковым является знание, дающее власть изменять мир под себя), а по факту являющийся знанием-насилием, знанием, которое действует по примитивному принципу – пришел, увидел, изучил, употребил либо истребил. ИИЦ изучает как устроено и работает что-либо в Природе с тем, чтобы можно было извлечь из этого выгоду, превратить в вещь, в товар, использовать для дальнейшей экспансии или для чего-то ещё.

Знание-насилие действует в паре с соответствующей ему экоцидной техникой (им и рождённой) – то есть такой, которая разрабатывалась безотносительно благополучия планеты и всего, что на ней существует, разрабатывалась сугубо для того, чтобы добывать, крушить, застраивать, экстрактировать, эксплуатировать или перерабатывать в мёртвое без какого бы то ни было учёта экологической цены (и любой другой: экзистенциальной, нравственной, эстетической, психологической) и последствий для жизни на Земле. И знание-насилие, и экоцидная техника (как и породивший их ИИЦ) создавались и совершенствовались для ограбления планеты, не для продолжительного обитания на ней.

И вполне ожидаемо, в ситуации планетарной катастрофы знание-насилие не в состоянии сформулировать хотя бы минимально адекватную теорию и практику спасения биосферы. Экологическая деятельность цивилизации представляет собой не более, чем рациональное природопользование (разумеется, декларативно, на деле существует только абсурдное, антирациональное и преступное природопользование, а рациональное недоступно цивилизации по определению, так как она является культурой глубоко нерациональной и совершенно равнодушной к тому, остаётся ли у неё ещё, чем пользоваться или нет). 

Каковы основные черты ИИЦ? Прежде всего, это одномерный разум. В отличие от естественного ума он не объединён с остальными важнейшими составляющими человеческого сознания – с нравственным, ценностным, социальным, эстетическим, мистическим и экологическим сознанием, существует отдельно, сам по себе (чем похож на Машину). Он оторван от способности сопереживать, любить, чувствовать связь с Другими, вступать в душевный контакт с ними, чувствовать принадлежность природному целому, чувствовать смысл в чем-либо, кроме своих фантазий, то есть, если обобщить – это разум, лишённый духовного измерения, пустой и выхолощенный. Поэтому рожденные им наука, техника, экономика и рукотворная среда несут на себе эту печать бездушия и антивитальности, по сути своей антиэкологичны, несут Природе смерть.

Далее, это «разум» колонизаторский, то есть, считающий планету, порождающую жизнь, низшим, не имеющим самоценности миром, подлежащим заселению и преобразованию высшим существом – человеком. Основополагающий миф цивилизации утверждает, что человек существо одной природы (духовный, разумный, созидающий, наделённый смыслом, упорядочивающий, ценный), а всё остальное – радикально другой (бездуховное, неразумное, лишенное порядка, несущее хаос, не имеющее собственного смысла, не обладающее собственной ценностью), и поэтому мир – это не более, чем ресурсная база и пространство для заселения и преобразования человеком.

Это солипсический интеллект – есть только он (я мыслю, следовательно существую, всё остальное в мире не мыслит, а значит, не существует), его мысли, фантазии, представления и желания составляют единственную реальность, а настоящий, природный мир, наоборот – всего лишь разноцветная пустышка. ИИЦ – единоличный повелитель и законодатель в этом пустом мире, его фантазии и желания превращаются им в ходе нарциссических махинаций в законы («мои желания – закон»), которым Природа обязана следовать. Например, он убеждён, что рост экономики и населения должен быть неограниченным и беспрерывным до скончания веков, потому что так ему хочется, значит, биосфера должна подстроиться под этот «закон», и если у нее есть ограничения и пределы, слом которых её разрушает, то тем хуже для неё. Или же «закон», утверждающий, что Земля существует только для того, чтобы обеспечивать постоянно растущую популяцию одного-единственного вида – человек цивилизованный, – если на ней живут миллионы других видов и люди, не желающие входить в цивилизацию, – то это их проблема, как приспособиться к этому «закону», если они не могут, то тем хуже для них. Растет температура, так как «царь природы» своим экологическим беспределом сломал климатическое равновесие – никакого глобального потепления нет, никакие выбросы парниковых газов, промышленность и сведение лесов абсолютно ничего в климатической системе не меняют, потому что солипсическому «разуму» так хочется, а значит, это закон, которому мир обязан подчиняться. Здесь принципиально невозможна обратная связь со Средой Жизни, никакой контакт с миром как Значимым Другим, местом обитания Других, потому что самого открытия наличия Других никогда не происходило.

Помимо всего прочего, это нигилистический «разум» – он не видит в мире никакого смысла. Будучи пустым и одномерным, таковой он видит не себя, а действительность. Земля – это пространство, не имеющие никакой ценности, кроме утилитарной, у нее нет своего собственного смысла, своего бытия, своего пути в мироздании, своей, достойной уважения истории, не зависимой от человечества, её не за что любить, почитать, беречь, прославлять. Священное, если оно и есть, вынесено за пределы этого мира, трансцендентно, на Земле его нет, а по своим характеристикам оно полностью противоположно Природе. Мир – это большое ничто, обретшее формы и цвета, полый внутри хаос, бездушная материя, которой нужно находить применение в хозяйстве и только. Этот нигилистический «разум» органически неспособен почитать Природу как значимое присутствие, как источник и созидательницу жизни, считать её творение священным, видеть её как пространство духовных ценностей и смысла. И неудивительно, что им не создано никаких религий и мистических учений, поклоняющихся Жизни, Природе, Земле, напротив, его дуалистические вероучения и идеологии истребляли пантеизм и природопочитание везде, где бы их ни обнаружили. К чему приводит существование без благодарности и почитания подлинного Творца (симптоматично, что женский род у этого слова отсутствует), Созидательницы и Хранительницы Жизни мы во всей полноте наблюдаем сегодня – к тотальному экоциду и постприродному миру, который заменил первозданный почти полностью уже сейчас.

Далее, ИИЦ – это антителесный «разум», обесценивающий телесность и воюющий против неё, превозносящий сепарацию от телесного и развоплощённое состояние (в психологии есть ёмкий термин «дисэмбодимент» для подобного отношения к телу). К сожалению, эта разновидность тяжелого безумия мало изучена (здесь нужна была бы патокультурология), но этой болезнью проникнута вся история цивилизации, на протяжении которой в разных формах проявлялись пренебрежение и враждебность к телу, телесной воплощенности Жизни и человека, обесценивание и демонизация материальности как таковой. Тело и материя низменны, грубы, примитивны, глупы, греховны или иллюзорны, преходящи и уязвимы, а потому антиценны, обременительны, они противопоставлены духовному как его противоположность, как помеха на пути к нему. Психологические истоки этой патологии вполне понятны – властителю и земному Богу ни к чему помнить о его родстве с животными и со всем земным миром, о способности Природы создавать живой мир фактически из ничего (способности, всегда вызывавшей наибольшую зависть у цивилизации), куда приятнее фантазировать, что разум не нуждается в телесности, в Природе как таковой, автономен от нее, что сам ИИЦ – автор и создатель своего собственного мира и судьбы. Для этого необходимо обесценить материальность, телесность и воплощённость. В дотехническую эпоху свой идеал избавления от тела ИИЦ воплощал в нигилистических вероучениях (не видящих священного и божественного в земном мире, противопоставляющих его божественному), грезил о новой, нематериальной Земле, которой будет заменена реальная, физическая Земля, о нематериальном рае, чудесах, противоречащих Природе, либо о небытии, а после появления техники – загорелся идеями замены всего природно-телесного, настоящего рукотворным, «улучшения» тела и Природы с помощью науки и техники, переселения сознания в киберпространство, либо искусственное тело. Поскольку этот «разум» возомнил себя земным Богом, свою божественность он видит в копировании деятельности библейского Бога – в делании своего собственного мира из «ничего» (то бишь Земли, биосферы). Самым наглядным и трагическим образом его патологическая ненависть к телесному, воплощенному проявилась в планетарном истреблении Природы – всё первозданное, дикое, естественное, несделанное, дышащее, настоящее (=телесно воплощённое) подлежит трансформации в мертвое, бездыханное, пропущенное через Машину, переделанное цивилизацией (=обработанное «разумом»). Чем меньше остаётся от тела Природы, тем ближе заветный нематериальный мир чистого Разума, тем больше доказана и утверждена роль цивилизации как единственного Творца на Земле.   

Обесценивание телесности напрямую связано и с обесцениванием эмоций. ИИЦ является эмоциофобным «разумом». От первых философских учений древности и до господствующей культуры нашего времени он обесценивал ощущения, эмоции и чувства. Они, дескать, только обманывают и отвлекают разум, не котируются как имеющие значение, являются признаком нестабильной психики. Стыдно ссылаться на свои чувства при решении каких-либо проблем, аргументировать ими свое восприятие ситуации, тем более, формировать на их основе свое мировоззрение. Нельзя, к примеру, объяснять свое желание сохранить Природу любовью к ней, радостью от контакта с ней или горем от ее потери (что на самом деле, совершенно естественно) – это в обществе, управляемом ИИЦ не принимается, необходимо выдвигать рациональные (=утилитарные) аргументы, но и они ожидаемо не работают, потому что и индивид, и культура с подавляемыми и обесцененными эмоциями нежизнеспособны, ущербны и лишены подлинной мотивации к изменениям. Для восстановления связи с Природой необходимо реабилитировать эмоции и продвигать ум, единый с сердцем.   

Наконец, интеллект цивилизации –  это «разум» паразитический – существуя среди зеленой пустоты, среди бессмысленных растений и животных, одержимый примитивным нарциссическим фантазированием и лишенный связи с Природой этот высокомерный, скучающий интеллект беспрерывно ищет, чем поживиться, чего бы ещё урвать, какое место ещё захватить, что ещё можно продать или заставить работать на себя, как ещё самоутвердиться в роли единственного создателя и властителя в мире. Как паразит он пожирает жизнь бесконечно более сложного организма-хозяина, не предлагая ему взамен ничего, кроме разрушения и гибели, и нисколько по этому поводу не переживает, наоборот, он всячески превозносит свою деструктивную роль (я могу разрушать, значит, я могущественный, богоподобный). Являясь примитивнейшим существом, паразит считает себя носителем наивысшего разума из всех возможных, да что там – разумом самой Природы, образом и подобием Бога, целью и смыслом существования всей Вселенной.

Если все эти и остальные его враждебные жизни черты обобщить, то это – природоборческий интеллект, интеллект, являющийся двигателем беспрерывной войны с Природой. Сосуществовать с ней он не намерен и не умеет – либо она властвует где-либо, либо он, двум властителям не бывать на одной Земле. Её технологии и принципы организации его не интересуют (кроме как утилитарно), он их презирает. Его собственные, антиприродные законы и экологически деструктивные технологии бесконечно выше и разумнее природных, поэтому планете придётся как-нибудь приспособиться к ним. До последнего живого дерева и незастроенного клочка земли, он будет вести истребительную войну с Природой за безудержный экономический рост, колонизацию планеты, технический прогресс и тоталитарную власть над жизнью. Борьба с Природой – это единственно мыслимый для него прогресс и единственный известный ему способ существования. Только это является целью и нормой для него.

Если сравнивать данную патологию культуры с индивидуальной психопатологией, то точнее всего её описывает антисоциальное расстройство личности, больше известное как социопатия. ИИЦ – это извращённый, плоский и пустой «разум» классического социопата, ему свойственны все личностные черты индивида с социопатией: чёрствость, бессердечность, эмоциональная бедность (отсутствие просоциальных эмоций, таких как любовь, благодарность, сострадание, сожаление, грусть, радость и т.п. и присутствие эмоций спектра агрессии, таких как злость, зависть, раздражение, неприязнь, презрение, высокомерие), отсутствие совести и возможности раскаяния, безответственность, склонность к риску и криминальному поведению ради удовлетворения сиюминутных желаний, невозможность учиться на опыте и прогнозировать последствия своих разрушительных действий, импульсивность, равнодушие и неинтерес к миру, манипулятивность, лживость, изворотливость, грандиозность, нарциссичность, патологический эгоцентризм, пренебрежение моральными нормами, антисоциальное поведение (грубое нарушение прав других, пренебрежение к благополучию и безопасности других, неуважение к правилам и социальным нормам, жестокость, абьюзивное поведение), отсутствие эмпатии, отсутствие привязанности к другим и возможности эмоциональной близости, маскирование своего действительного асоциального облика социально приемлемым, лицемерие. Одним из ярких признаков антисоциального расстройства личности является постоянное чувство скуки и низкая толерантность к ней, и соответственно потребность в постоянном поиске стимуляции, чаще всего за счет причинения вреда кому-либо или себе. Для социопата характерна невозможность критического рассмотрения себя, интроспекции, рефлексии, взгляда на себя со стороны, вместо осмысления своего поведения он использует примитивные психологические защиты – отрицание, вытеснение, проекцию и обесценивание. Мышление у социопата эксплуататорское, паразитическое – Другой воспринимается сугубо как средство, инструмент или ресурс, как возможность что-то заполучить, использовать, получить какую-либо выгоду, но желание чисто прагматически беречь свой ресурс отсутствует из-за солипсизма, высокого уровня враждебности, невозможности прогнозировать последствия своего абьюза и остальных антисоциальных черт. У социопата отсутствует воображение, моделирование состояния Другого, чувство целого и связи с Другими (мир разделен на несвязанные плоские фрагменты). Полностью отсутствуют идеалы, ценности, привязанности и интересы (несвязанные с нарциссическим тщеславием или возможностью получить выгоду). Фактически, социопат – это лишенная пластичности, любви и социальности машина удовлетворения сиюминутных инфантильных, либо извращённых желаний, но машину удовлетворения своих желаний он видит в Другом. Достаточно представить себе существо, напрочь лишенное совести, воображения и эмпатии, и при этом хронически скучающее, крайне импульсивное и всегда в контактах с другими ищущее только выгоды, с повышенным уровнем агрессии, лживое, хитрое и манипулятивное, не имеющее ни малейшего представления о нравственности или вечных ценностях, не являющееся социальным по своей природе, но притворяющееся таковым, и становится понятно, насколько оно опасно для любого, с кем столкнётся, и для всего мира (в случае наделения его властью, а цивилизация как раз наделена наибольшей властью на планете). Самое страшное в отношении социопата к миру – это отсутствие для него смысла в чем-либо на Земле, в жизни как таковой, будучи лишенным социальности и чувства Другого он органически не способен ощущать смысл ни в Природе, ни в людях, ни в себе, поэтому и относится ко всему безжалостно и потребительски. Если перенести черты этого расстройства личности на цивилизацию как тип общества (а для этого есть все основания, именно социопатический абьюз она демонстрирует по отношению к своей жертве – Природе, а также все вышеперечисленные симптомы этого расстройства личности), то становится понятно, почему Земля находится сейчас в критическом состоянии и уже никогда не будет прежней. Первоначальные названия социопатии – моральное сумасшествие и моральное слабоумие – наилучшим образом отражают суть этой духовно-психической болезни и очень точно характеризуют цивилизацию в её обращении с планетой, Природой во всех её проявлениях (включая неподконтрольную и неудобную природу человека). Морально слабоумный «разум» цивилизации не воспринимал Землю, как что-то значимое, и всю свою историю строил на ней ад и для естественного человека, и для всех остальных видов. 

Рассмотренные выше патологические черты ИИЦ и его природоборческая сущность показывают, насколько несущественны любые потенциальные угрозы, связанные с ИИ, по сравнению с тем, что творит на Земле безумный «разум» цивилизации и с тем, чем всё это может вскоре закончиться для всего живого. При наличии в мире такой смертоносной силы, сеющей повсюду разрушение и атакующей Природу 24/7, размышления о конце света из-за цифрового ИИ – выглядят просто как бегство от действительности и нежелание думать о том, что сейчас происходит.
 
Так что же нам остаётся в мире, захваченном социопатической культурой и изувеченном ею до крайнего предела, поставленном на грань гибели? Нам остаётся уповать на то, что это не единственно возможный разум человека. Искусственный интеллект цивилизации – недавнее изобретение даже по человеческим меркам, не говоря уже о естественной истории Земли. Просто он установил диктатуру и вытеснял все альтернативы, те, что были на стороне жизни, а значит, мешали ему. Здесь ситуация та же, что с техносферой и Природой – почти всё захвачено цивилизацией, но остаются отдельные оазисы диких территорий. Так и природный ум – несмотря ни на что, он всё ещё существует в мире и его необходимо беречь, культивировать и распространять.

Естественный человеческий разум – это разум, рожденный Природой и позволяющий человеку быть частью биосферы. Он в отличие от ИИЦ совместим с планетой, позволяет человеку обитать в мире, а не конкурировать и воевать с ним. Это целостный разум (ум+сердце), связанный с телесностью, чувствами и духовным измерением человеческого сознания, он объединяет в себе ценностное, нравственное, символическое, экологическое, мистическое и эстетическое сознания, эмпатию, сочувствие, совесть и социальность, стремится к единству, связи, общению, родству, совместному существованию с Другими, к бытию как с;-бытию, он интересуется миром, почитает реальность, ценит Землю. Он не просто социален и наделён просоциальными эмоциями (любовь, благодарность, восхищение, сострадание и т.п.), он экосоциален – настроен на связь с другими видами, с экосистемами и Землей в целом. Это ум, ставящий выше себя – Жизнь, Реальность, Природу и на них ориентирующийся во всем. Он признает авторство мира за Природой, относится к ней как к пространству всех существующих ценностей, как к безусловному благу, воплощенному бытию. Его знание – это знание-уважение, знание-забота, знание-адаптация. Ему интересно узнавать, как устроена и живёт Природа, не для того, чтобы потрошить её на предмет экстракции выгод и перекраивать, чтобы чувствовать себя Богом, а для сохранения возможности её (а значит, и собственного) процветания, для сведения к минимуму своей разрушительности и уподобления ей во всей своей деятельности, для ориентации всей культуры на принципы её существования. Это благодарный, скромный и вовлечённый разум, для которого эко важнее эго. Он объединяет, связывает в единое целое разные поколения, времена, знания и занятия (у цивилизации расколото всё, например, прошлое, настоящие и будущее – она презирает прошлое, бывшее до ее появления, уничтожает настоящее и поклоняется нафантазированному будущему). Природный ум живёт не догмами и вымышленными им самим законами, не доведенными до автоматизма рецептами, алгоритмами и схемами, а живым опытом, наблюдением и пониманием. Он занимается исцелением, восстановлением, возвращением травмированного, нарушенного, отнятого цивилизацией, ищет во всем смысл. Пустоту, суету и отчуждение ИИЦ он заменяет глубиной, соприсутствием и сопричастием. Этот ум укоренен в материальности, телесности Природы, он исповедует эмбодимент (тогда как ИИЦ висит в пустоте, обретаясь вместе со своими носителями на некоем подобии не покидавшей Землю «орбитальной станции», состоящей частично из техносферы, частично из виртуальности). Он наполнен чувствами, слышит и уважает их.

О присутствии природного ума у какого-либо общества можно судить по наличию у него ряда важнейших для жизни умений (не случайна связь слов «ум» и «умение»), среди которых ключевое – это умение жить на Земле как ее часть, не разрушая созданное ею за миллиарды лет, жить как землянин на родной планете (в противовес цивилизации, которая делает своих подданых чуждыми миру пришельцами, отчужденными от него инопланетными колонизаторами). Это умение видеть и слышать Природу как высшего Автора и Учителя, умение контролировать себя, а не бесконечно творческий древний мир, не нуждающейся в контроле, способность расширять любящее и почитающее присутствие вместо физического присутствия на каждой пяди земли. Это среди прочего и умение четко отличать свои фантазии от реальности и приводить себя в соответствие с ней.

Природный ум позволяет заниматься заповедным творчеством, столь необходимым в эпоху глобального экоцида – изобретением, нахождением, придумыванием и практикой способов сохранения и восстановления природного мира (и естественного человека), минимализации своего негативного воздействия. И самое главное, это ум, способный порождать природоцентричную культуру – теорию и практику жизни на любимой планете, теорию и практику природопочитания, заботы о месте обитания, любви к жизни, связи с Другими, познания мира как значимого пространства, охраны ценностей, создаваемых Землёй и землянами (в противовес Машине).

И природный ум и искусственный интеллект цивилизации – оба являются инструментами. Первый – инструментом встраивания в мир, сохранения жизни, повышения адаптации к биосфере, поддержания равновесия и связи с Другими и Целым, то есть, это инструмент Жизни. Второй –инструмент ограбления планеты, наращивания власти, экспансии с вытеснением остальных видов с лица земли, насилия над миром и замены Природы техносредой, обслуживающей бесчисленные желания цивилизованного общества ценой повсеместного экоцида. Это – инструмент Смерти, Небытия. И соответственно природный ум, может быть основой для жизнеспособной, экологичной, природопочитающей культуры, тогда как ИИЦ создаёт и воспроизводит патологическую, деструктивную культуру, несущую Природе страдания и гибель, генерирует смерть-культуру.

Тому, кто не желает участвовать в смертедеятельности ИИЦ, необходимо разотождествляться по всем направлениям с этим больным интеллектом и его делами, не быть его носителем, критически исследовать его проявления и сущность, переосмыслять его лжеценности, расхламляться от его природоборческого мифа и мировоззрения, колонизаторских стереотипов и установок, восстанавливать и культивировать противоположный этому безумному «разуму»  – естественный, здоровый ум, освещённый любовью. Или, говоря иначе, заниматься ревайлдингом души, культуры и Земли.   


Рецензии