Лермонтов. Часть пятая
В истории русской литературы есть много имен, обессмертивших её в Отечестве и в Мировой литературе. Среди них особняком стоят две личности творцов классической русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. С их именами и произведениями начинается наше осознанное детство, юность. Они живут рядом с нами на протяжении всей взрослой и стареющей жизни. В их произведениях есть ответы на все жизненно важные вопросы, возникающие у нас по мере осмысления уходящей жизни. Беря в руки томик с их стихами, прозой или перепиской с друзьями в то далекое время, мы находим сокровенные мысли этих гениальных соотечественников. Да, Лермонтова не устраивала николаевская Россия 30 х годов XIX века.
В творчестве Михаила Лермонтова достаточно много социально значимых произведений, в которых автор дает оценку обществу и проводит анализ, направленный на то, чтобы понять – что именно ожидает людей в будущем. Этот вопрос являлся для Лермонтова своеобразным краеугольным камнем, и попытки найти на него ответ нашли свое отражение не только в прозе, но и в поэзии. Одним из таких произведений является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, которое представляет собой смесь элегии и сатиры, на которые пришлась его творческая зрелость.
Дума
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем незнанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию – презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, боялся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Первые строчки стихотворения свидетельствуют о том, что Лермонтов довольно скептически воспринимает действующий общественно-социальный строй, который не оставляет людям права выбора. Поэтому их «грядущее – иль пусто, иль темно». Поэт объясняет подобную точку зрения тем, что у представителей его поколения отсутствуют цели и стремления, поэтому их ждет весьма незавидная участь – «в бездействии состариться», так и не сумев применить академические знания, полученные в процессе учебы. Здесь кроется намек на восстание декабристов, которое отбило охоту у их потомков искушать судьбу и пытаться что-либо изменить.
Что же питало лермонтовскую любовь к отчизне?
Может быть, ее славное героическое прошлое? Лермонтова, как и Пушкина, восхищали мужество, стойкость, патриотизм русского народа, отстоявшего свободу родной страны в грозные годы Отечественной войны 1812 года. Самому яркому героическому событию этой войны, которая была для Лермонтова уже историей, он посвятил замечательное стихотворение “Бородино”. Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить жизнь своего отечества к лучшему.
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Да что говорить про нас, ныне живущих, если Лев Николаевич Толстой, прочитав стихотворение Лермонтова «Бородино», был потрясен силой реализма, красоты изложения событий Отечественной войны 1812 года, решил написать историческую эпопею – роман «Война и мир». Вот пример жизнеутверждающей высокой Поэзии. Она покоряет нас простотой изложения великих жизненных начал, окружающих наше пребывание в суровом реализме повседневности. Раз соприкоснувшись с поэзией Лермонтова, она захватывает нас и не отпускает изящностью и самобытностью изложения! Она легко воспринимается, дышит полнотой знания о предмете изложения, в его строках нет ничего лишнего, смысл задуманного прост и понятен нам. Хочется вновь и вновь, взять в руки заветный томик его стихов и погрузится в реальный мир красоты истинно русской природы, её полей безбрежных, души русского народа.
М. Ю. Лермонтов горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности и бунтарстве. Так, в ранней своей поэме "Последний сын вольности" он воспевает гордого славянина, вызвавшего на бой варяжского пришельца Рюрика. Любовь к Родине чувствуется во многих стихах поэта. В "Тучах" он говорит, что ему жаль уезжать "с милого севера". Но эту любовь Михаил Юрьевич понимает иначе, чем представители светского общества. Он не объединяет родину с теми, кто держит народ в рабстве и невежестве, с самодержавием. Я считаю, что лучше всего патриотические мотивы у Лермонтова выражены в стихотворении "Родина".
Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
В стихотворении “Родина” Лермонтов все-таки говорит о том, что эта “слава, купленная кровью”, не может дать ему “отрадного мечтанья”. Но почему же это стихотворение наполнено каким-то светлым, пушкинским настроением? Здесь нет характерного для Лермонтова мятежного гневного духа. Все тихо, просто, мирно. Даже стихотворный ритм здесь придает произведению плавность, замедленность и величавость. В начале стихотворения Лермонтов говорит о своей “странной” любви к отчизне. Эта странность заключается в том, что он ненавидит самодержавно-крепостническую Россию, страну “голубых мундиров”, и всей душой любит народ России, ее неброскую, но прелестную природу. В “Родине” поэт рисует Россию народную. Перед мысленным взором поэта предстают дорогие сердцу каждого русского человека картины.
Художник рисует здесь три последовательно сменяющихся образа-пейзажа: степь, лес и реку, которые типичны для русского фольклора. Ведь в народных песнях степь всегда широкая, привольная. Своей необъятностью, беспредельностью привлекает она поэта. Образ богатырского, могучего леса усиливает впечатление мощи и размаха русской природы. Третий образ — река. В отличие от быстрых, стремительных горных речек Кавказа они величественны, спокойны, полноводны. Их силу Лермонтов подчеркивает сравнением с морями. Значит, величие, размах и ширь родной природы вызывает в поэте “отрадные мечтанья” о великом будущем России и ее народа. Эти размышления Лермонтова перекликаются с мыслями других великих писателей России — Гоголя и Чехова, которые видели в родной природе отражение национального духа своего народа. Горячей любовью к сельской, деревенской России проникнуто все лермонтовское стихотворение.
Тяжесть подневольного положения народа заставляет поэта с особой отрадой увидеть немногие “следы довольства и труда”, которые все-таки есть в крестьянской жизни. Он как бы ведет читателя за собой через лес и степи, по проселочной дороге к деревне, к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться удалой русской пляской “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. Его бесконечно радует искреннее народное веселье на празднике. Чувствуется горячее желание поэта увидеть русский народ счастливым и свободным. Только ее, народную Россию считает поэт своей настоящей родиной.
Таким образом, долгий творческий путь, отразивший часто противоречивые чувства поэта к Родине, приводит его к народному ее пониманию: истинный патриотизм не требует каких-то особых обстоятельств и часто вовсе не объясним.
http://proza.ru/2024/07/17/628
Свидетельство о публикации №224071401397
Вы бесконечно правы: роль Пушкина и Лермонтова переоценить трудно, "Они живут рядом с нами на протяжении всей взрослой и стареющей жизни".
Причиной такого отношения к поэтам можно назвать их гражданскую позицию. Для нас они всегда останутся поэтами народной России.
С уважением,
Нина Апенько 30.11.2024 19:01 Заявить о нарушении
Наталья Скорнякова 30.11.2024 20:15 Заявить о нарушении