Несколько вопросов К. Воннегуту
«На самом деле мы все ждем не дождемся конца света» (Курт Воннегут).
М. М. – Уважаемый мистер Воннегут, как Вы думаете: человек, посвятивший себя искусству, должен ставить перед собой какие-то цели, отвечать на вопросы, волнующие общество, или никому ничего не должен, и может лишь самовыражаться, не заботясь о том, поймут ли его люди?
К. В. – Я всегда говорю на своих выступлениях, что основная задача художника – сделать так, чтобы люди научились хотя бы немного радоваться жизни. А когда меня просят назвать художников, которые справились с этой задачей, я отвечаю: «Битлз».
М. М. – Вы считаете, что людям не свойственен оптимизм, и радоваться жизни их следует обучать?
К. В. – По-моему, самые высокоразвитые существа на Земле считают жизнь штукой обременительной и неудобной, если не хуже. Мы не будем вдаваться в крайности и вспоминать идеалистов, распятых на кресте. Но две женщины, сыгравшие важную роль в моей жизни, мама и старшая сестра Алиса, или Элли – обе теперь на Небесах, – ненавидели жизнь и никогда этого не скрывали.
М. М. – Возможно, это несчастное свойство только Ваших близких?
К. В. – Марк Твен, в свое время – самый смешной американский писатель, считал свою жизнь, как и жизнь всех остальных, настоящим кошмаром. Когда ему было за семьдесят, как мне сейчас, он написал: «С тех пор как я повзрослел, мне ни разу не захотелось вернуть к жизни кого-то из моих покойных друзей». Это он написал через несколько дней после внезапной смерти дочери Джин. Среди тех, кого Твен никогда бы не стал возвращать к жизни, были и Джин, и другая его дочь, Сьюзи, и любимая жена, и его лучший друг Генри Роджерс.
Вот что Твен думал о жизни, а ведь он не дожил до Первой мировой войны.
М. М. – Я могу его понять. Когда думаю о своих ушедших родных, мне кажется, что до многих событий, случившихся после их ухода, лучше не доживать.
К. В. – Жизнь – сущий кошмар, если послушать слова Иисуса из Нагорной проповеди «блаженны плачущие», «блаженны кроткие», «блаженны алчущие и жаждущие правды».
Генри Дэвид Торо сказал еще более определенно: «Для большинства людей слова «жизнь» и «отчаяние» значат одно и то же, только они об этом никому не рассказывают».
М. М. – Могу добавить высказывание знаменитого философа А. Шопенгауэра: «История, изображая жизнь народов, только и рассказывает нам про войны да возмущения: мирные годы только проскальзывают кое-когда только как краткие паузы, как антракты. Точно так же и жизнь каждого отдельного человека есть непрерывная борьба, и не только в переносном смысле – с нуждой или скукой, но и в прямом – с другими людьми. Он повсюду встречает супостатов, проводит жизнь в непрерывной борьбе и умирает с оружием в руках».
Все это так, но что из этого следует?
К. В. – Поэтому неудивительно, что мы отравляем воду и воздух, и землю и создаем все более мощные и изощренные машины Судного дня, способные уничтожить всю жизнь на планете. Давайте хотя бы раз в жизни не будем лукавить. Давайте признаемся честно: мы все ждем не дождемся, когда придет конец света.
М. М. – Думаю, ни один человек в здравом уме не желает не только конца света, но и вообще всех этих ужасов, которые творится ежедневно то здесь, то там. И тем не менее, человечество с ускорением катится в пропасть мировой войны.
А в Вашей стране вчера совершено покушение на кандидата в президенты Дональда Трампа. И к чему приведут ближайшие выборы в США, неизвестно.
К. В. – Пока у нас существуют такие вещи, как огнестрельное оружие – а в обращении оно не сложнее зажигалки, и стоит немногим дороже тостера, и еще неизвестно, в чьи руки оно попадет, и любой психопат может запросто взять пистолет и застрелить моего отца, или Фэтса (джазового пианиста Фэтса Уоллера), или Авраама Линкольна, или Джона Леннона, или Мартина Лютера Кинга, или женщину с детской коляской, – так вот, пока существуют такие вещи, всякому мало-мальски разумному человеку должно быть ясно: при таком положении дел нам не нужно других подтверждений, что «жизнь – это форменное дерьмо», как любил повторять старый фантаст Килгор Траут.
М. М. – Сказано, конечно, грубовато, но, по существу, с этим не поспоришь. Что еще изрек этот старый мудрец?
К. В. – Траут сказал, что жизнь – совершенно нелепая штука. Сплошные дурацкие ляпы и нескончаемая клоунада. «Но наш мозг обладает счастливой способностью приспосабливаться ко всему, – продолжал он, – что позволяет нам примириться с этим цирком абсурда. И особенно – вот в такие мгновения чистой радости, которую мы создаем своими руками».
М. М. – Согласен, пока мы живем, а другой жизни у нас не будет, надо уметь пользоваться тем светлым и прекрасным, что нам дарят хорошие книги и дружеские беседы. Думаю, завершая наш разговор, будет уместно вспомнить высказывание Марка Твена:
«Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь».
Свидетельство о публикации №224071401509
И в то же время не прав, если смотреть на вещи с более высокой горки наблюдения. С горки, торчащей над обыденностью, над куцемудрием придавленного атмосферным столбом человечка. Другим вон тоже нелегко тащить этот столб на себе всю жизнь, но они склему от этого вокруг не равзодят, а идут себе и даже пританцовывают время от времени. Тренироваться надо, Куртя. Гляди веселей. В мире и солнца хватает, не токмо теней всяческих.
С улыбкой и почтением
Владимир Радимиров 06.12.2024 08:42 Заявить о нарушении
Тем не менее, я должна выступить в защиту этого прекрасного человека и писателя, а, главное, гуманиста, что большая редкость не только в наше безумное время.
Он был почетным президентом Американской ассоциации гуманистов, прожил долгую, интересную, насыщенную событиями жизнь, воевал, написал книги, которые и сегодня
с наслаждением читают люди во всем мире, воспитал достойных шестерых детей. Его выступления в университетах проходили в переполненных аудиториях – ему было что сказать молодежи.
Чтобы Вы лучше узнали этого "мизантропа" Курта, предлагаю посмотреть:
http://proza.ru/2012/01/26/1072 (конечно, если будет время и интерес))
Кстати, посмотрела значение слова "склема":
"Слова «склёма» и «склём» были известны в старину во многих русских говорах. Причём имели несколько различных значений. Например, в северо-западных землях склёмой называли пересуды, разговоры; в костромских — вражду, ссору, драку, а также спор, ругань и даже тяжёлую, хлопотливую работу".
А что Вы имели в виду?
Высоко ценю Ваш неизменный оптимизм и жизнерадостный настрой!
Желаю сохранять его всегда и во всем!
С уважением,
Елена Пацкина 06.12.2024 21:35 Заявить о нарушении
А "склему нагонять" - с ударением на последнем слоге - это так говорили мой дед с бабкой, а она брянские, означало это портить настроение, или вызывать раздор, ссору.
С уважением
Владимир Радимиров 07.12.2024 08:51 Заявить о нарушении
трезво смотреть на этот мир и исполнять совет Конфуция: "Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку".
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Елена Пацкина 07.12.2024 12:37 Заявить о нарушении