Студентка Любовь, победившая сверхчеловекаЧ. 4

 Рубрика "Студенты Гайковой Н.Н." Овчинникова Елизавета Павловна.
   "Любовь,победившая сверхчеловека"Ч.4
 (Зарисовки  о творчестве Ф.М.Достоевского)
   Спасающее смирение, отражённое в романе «Преступление и наказание»
  Ф.М.Достоевского.
 Смирение  - это, наверное, состояние души, словно, «склонившейся» перед Высшим Нравственным Началом – перед Творцом всего сущего. Это – отказ от самолюбия – вернее -  себялюбия, готовность признать свои ошибки, свои грехи. И, конечно, подчинение своей воли – вернее, своих сиюминутных желаний Воле Творца – Промыслу Божьему.
Смирение – это и понимание своего, если угодно, «места» в мире людей, понимание своего несовершенства. Смирение добродетель, имеющая духовное начало.
И, конечно, это – одна из главных тем русской литературы, начиная с древних времён.
Лучшее пред Богом предстояние —
В глубине высокого смирения –
написал небезызвестный автор великого множества  духовных стихов Иеромонах Роман.
Не мог не отразить эту вечную тему и Ф.М.Достоевский.   В его известном всему миру романе «Преступление и наказание» главный герой Родион Романович Раскольников обретает спасающее смирение. Неслучайно же он сначала, как Свидригайлов, свершает самоубийство, поняв крах своей теории, а после дарует  ему писатель покаяние, невозможное без истинного  смирения.
Итак, в начале романа совершает Раскольников убийство старухи-процентщицы, будучи убеждённым в своей правоте – в том, что эта «мерзкая старушонка» неизвестно зачем живёт, принося немалый вред людям. А ещё убеждённый в своём превосходстве над людьми – над «тварями дрожащими» - в том, что «сверхчеловеку» можно перейти черту, отделяющую человека от преступления. 
Однако вскоре интуитивно начинает главный герой осознавать глубину совершённого деяния и страдать от чувства вины. Это чувство – вернее – состояние не даёт ему жить. Раскольников близок к помешательству. Он вдруг приходит к пониманию своего невероятного эгоизма, жестокости. К пониманию того, что словно «отделён» от общества «чертою», которую перешёл, совершив убийство.
Но смирение помогает главному герою преодолеть «теорию», принять наказание за совершённое преступление. И помогает Раскольникову в этом Соня – словно «посланная» главному герою во спасение. Она приводит Раскольникова к покаянию.
 Это стало первым шагом на  пути «исцеления» души, спасения от полного разложения, за которым может следовать или помешательство, или самоубийство.
Раскольников признаёт вину перед законом, а после перед Богом – и готов нести наказание как искупительную жертву. И после этого главный герой готов начать новую жизнь, освобождённую от страха и чувства вины.
         Таким образом, спасающее смирение в романе отражает «процесс» внутреннего преображения  главного героя. Он пришёл к осознанию своей вины  –   и, в конечном счёте,  – к духовному исцелению.
 Вся русская литература, начиная с древних времён, показывает спасающее  смирение и посрамлённую гордость. Спасающее смирение помогает увидеть своё несовершенство, искупить совершённые грехи – и начать жить заново.


Рецензии