Студентка Любовь, победившая сверхчеловекаЧ. 4
"Любовь,победившая сверхчеловека"Ч.4
(Зарисовки о творчестве Ф.М.Достоевского)
Спасающее смирение, отражённое в романе «Преступление и наказание»
Ф.М.Достоевского.
Смирение - это, наверное, состояние души, словно, «склонившейся» перед Высшим Нравственным Началом – перед Творцом всего сущего. Это – отказ от самолюбия – вернее - себялюбия, готовность признать свои ошибки, свои грехи. И, конечно, подчинение своей воли – вернее, своих сиюминутных желаний Воле Творца – Промыслу Божьему.
Смирение – это и понимание своего, если угодно, «места» в мире людей, понимание своего несовершенства. Смирение добродетель, имеющая духовное начало.
И, конечно, это – одна из главных тем русской литературы, начиная с древних времён.
Лучшее пред Богом предстояние —
В глубине высокого смирения –
написал небезызвестный автор великого множества духовных стихов Иеромонах Роман.
Не мог не отразить эту вечную тему и Ф.М.Достоевский. В его известном всему миру романе «Преступление и наказание» главный герой Родион Романович Раскольников обретает спасающее смирение. Неслучайно же он сначала, как Свидригайлов, свершает самоубийство, поняв крах своей теории, а после дарует ему писатель покаяние, невозможное без истинного смирения.
Итак, в начале романа совершает Раскольников убийство старухи-процентщицы, будучи убеждённым в своей правоте – в том, что эта «мерзкая старушонка» неизвестно зачем живёт, принося немалый вред людям. А ещё убеждённый в своём превосходстве над людьми – над «тварями дрожащими» - в том, что «сверхчеловеку» можно перейти черту, отделяющую человека от преступления.
Однако вскоре интуитивно начинает главный герой осознавать глубину совершённого деяния и страдать от чувства вины. Это чувство – вернее – состояние не даёт ему жить. Раскольников близок к помешательству. Он вдруг приходит к пониманию своего невероятного эгоизма, жестокости. К пониманию того, что словно «отделён» от общества «чертою», которую перешёл, совершив убийство.
Но смирение помогает главному герою преодолеть «теорию», принять наказание за совершённое преступление. И помогает Раскольникову в этом Соня – словно «посланная» главному герою во спасение. Она приводит Раскольникова к покаянию.
Это стало первым шагом на пути «исцеления» души, спасения от полного разложения, за которым может следовать или помешательство, или самоубийство.
Раскольников признаёт вину перед законом, а после перед Богом – и готов нести наказание как искупительную жертву. И после этого главный герой готов начать новую жизнь, освобождённую от страха и чувства вины.
Таким образом, спасающее смирение в романе отражает «процесс» внутреннего преображения главного героя. Он пришёл к осознанию своей вины – и, в конечном счёте, – к духовному исцелению.
Вся русская литература, начиная с древних времён, показывает спасающее смирение и посрамлённую гордость. Спасающее смирение помогает увидеть своё несовершенство, искупить совершённые грехи – и начать жить заново.
Свидетельство о публикации №224071401516