Между сном и явью...

   Предисловие к поэтической книге Натальи Волковой "Поиск пути" - Прага, 2010 г.
             
         C первой встречи с Натальей Волковой, с первого взгляда на нее было ясно: эта девушка должна писать стихи. Об этом говорили и сияющие глаза, и ослепительная улыбка, и особая летящая походка, как будто она парила над землей…
         И разве могло быть иначе! Литератор, педагог, постоянно соприкасающийся с поэзией серебряного века. Поэтому в тех первых стихах, которые я услышала, – проглядывали и ахматовская печаль, и цветаевский нерв, и блоковская  туманность… Да и сама поэтесса словно сошла со страниц Блоковских стихов: «и шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука» - незнакомка, актриса…
          Ее первая книга наполнена этой музыкой. Музыкой – такой  щемяще близкой, узнаваемой с первых нот.
          Вторая книга – очень личная. Она вся насквозь пронизана болью. Болью и виной. Неважно, о чем она, о ком… Натянутая струна непроходящей боли отзывается в сердце.
          В третьей книге сквозь литературные реминесценции пробивается голос самой поэтессы. Мы уже слышим ее интонацию, прорыв к самой себе сквозь очарованность чужой музой. Уже приоткрыта дверца в волшебный мир юной женской души, где и цветы, и травы, и закаты, и рассветы, и звезды, и волны…

          И, наконец, книга «Поиск пути» – это не поиск пути читателя к поэтессе и поэтессы к читателю. На страницах  книги мы оказываемся невольными свидетелями интимной тайны ее пути к самой себе.

Не скажете, как мне пройти?
Скажите, куда повернуть,
Чтоб встретить, узнать, набрести
На тот - единственный путь?..

         Она по-прежнему живет в пространстве литературы, куда врываются ветры – из детской, из случайной или неслучайной влюбленности, из парадоксальных самоощущений, из танцзала и со сцены.
          Отсюда и понимание, что с появлением сына:

Мир стал прекраснее,
Но беззащитней…
         
         Отсюда и случайно подсмотренное ею - с невольной завистью - чье-то полудетское зарождающееся чувство:

А рядом дама – элегантна и мила,
Есть у нее ребенок, муж, работа,
Любовник, увлеченья и дела,
Но за минуту главного чего-то
Она б, не думая, все это отдала.

         Отсюда и «Роли», и «Школа танцев» - главы новой книги Натальи Волковой, словно надиктованные театром.

         Лиризм, свойственный ее поэзии, становится более пронзительным. Афористичность, которая приходит на смену накопленным наблюдениям над миром, отдает горечью размышлений. Эти строки легко ложатся в записную книжку памяти…
         
За пару рифм, за пару строк
Я отдаю себя в залог.

                *
И будут весело кружить
Снежинки, падая без звука.
Что стих сложить, что жизнь прожить.
Одна – особая наука.

                *
И страшно сквозь горечь и муть
Ответ простой обрести,
Что мой единственный путь
Есть вечный поиск пути.

         Эти строки сразу врезаются в память читателя, не говоря уже о парадоксальной поэтической находке, процитировать которую наверняка сочтёт своим долгом  любой критик, пишущий о поэзии Натальи Волковой:

Но какая же радость во мне растет
И как здорово, черт побери,
Когда вас пинают ногой в живот
Не снаружи, а изнутри!

         А сколько грустной усмешки и невеселой иронии заключено в этих словах:

Стихи
Перестали быть частью меня…

                *
Ведь отпуск – фильм, не сериал,
И невозможно продолженье.

                *
Любовь у нас рифмуется с морковь.
Желудок – сердце заменяет у мужчины.

         И, наконец, Чехия…Невозможно, живя в этой сказочной стране, не писать о ней. Все мы отдаем Чехии частицу своего сердца. Но у каждого из нас – своя Чехия, потому что у каждого из нас свои взаимоотношения с ней, свои дороги, которые привели нас сюда.
         Мне кажется, что Наталья Волкова вросла в Чехию – сроднилась с ней, с ее культурой, ее языком.  Хотя она осталась по-прежнему русской поэтессой, возвращающейся в Россию, пишущей о ней, связанной с ней корнями. Но сын-чех  накрепко приковал ее к себе, а значит – приковал и к своей родине. А годы жизни, учебы, работы в Праге подарили ей этот город, эту страну, ставшую для нее своим Чешским Раем…

Радостно мчаться с высокого склона,
Слушая  ветра и птиц голоса,
И ощущать себя страстно влюбленной
В небо, в дорогу, в тебя и в леса!
                *

Ветка стукнет в раму окна,
Утра раннего пробуждена
Блеском,
Свое счастье на строчки крою:
Я с тобой побывала в раю
Чешском.

         Путь Натальи Волковой – это дорога ее судьбы, ведущая от литературы к театру, от утрат и потерь к приобретениям и счастью. 
         В ее стихах – жажда счастья и стремление к чему-то, что выше счастья. Желание поймать неведомую жар-птицу, которая может и руки обжечь, и спалить. А поймать всё равно хочется.
         Куда же с такой неуклонной настойчивостью направляет  поэтессу ее путь? Не эти ли строки являются ответом на наш вопрос?

Прямая тропка, как строка,
Протоптана на снежной глади.
И я начну издалека –
Пока не добреду к тетради.

          И всё-таки любовь!... Ей отведены пять глав - «Встречи», «Тщетная предосторожность», «Ловушка», «Мост», «Уроки русского языка» - самая весомая и значимая часть книги.

          Когда читатель возьмет в руки эту небольшую книжку, перелистает ее, он непременно найдет в ней то, что искал, откроет для себя что-то важное и нужное… И тогда он замрет над страницей, с волнением вчитываясь в нее.
         Подобное случилось и со мной – я тоже набрела на стихи, которые мне захотелось выучить наизусть. Мне показалось, что они не написаны пером, не напечатаны на компьютере, а нарисованы кистью Куинджи или Айвазовского. Картина была такая живая и настоящая, что мне показалось: это я  дышу морским ветром, слышу шум волн, вижу черное лунное небо, и звезды, и мост Млечного пути…

Лунная дорожка – мятая фольга.
Занесло нас, милый, к черту на рога.
Влажный шум прибоя заглушил цикад,
Вместе в черном небе бродим наугад.
Влево или вправо – нынче все равно,
Терпкая отрава – лунное вино.
И меня качает теплая волна
Вниз и вверх, и снова падает до дна,
И, белея пеной, прямо среди звезд,
Между сном и явью пролагает мост.


               


Рецензии