Прости, родная Палестина. Что не приеду...
Иудейских небес,
Беспредельность пустыни,
Одиноких древес.
Пальмы, маслины скудной
Бесприютная тень,
Позолотою чудной
Ярко блещущий день.
По степи — речки ясной
Не бежит полоса,
По дороге безгласной
Не слыхать колеса.
Только с ношей своею
(Что ему зной и труд!),
Длинно вытянув шею,
Выступает верблюд...
(Петр Вяземский...1850-й
"Палестина")
******
Отдам еврею крест нательный,
Спасу его от злых людей...
Я сам в печали беспредельной
Такой же бедный иудей.
Судьбою с детства не лелеем
За неизвестные грехи,
Я мог бы вправду быть евреем,
Я мог бы так писать стихи:
По дорогой моей равнине,
Рукой качая лебеду,
С мечтой о дальней Палестине
Тропой российскою иду.
Иду один,как в поле ветер.
Моих друзей давно уж нет.
А жизнь прошла,и не заметил.
Остался только тихий свет.
Холодный свет от тихой рощи
И дальний синий полумрак...
А жить-то надо было проще,
Совсем не так,совсем не так...
Анатолий Жигулин
(Роскошно Мищуки пели песню на его стихи. Как, впрочем, все, что они пели.)
...Но в роще слышится осина.
А в небе светится звезда…
Прости, родная Палестина.
Я не приеду никогда.
(А.Ж.)
...
А про"кресты"... Будто своих "крестов" мало. Будто они спасут от "злых людей"!
И никакие "шиты Давида" - "магендовиды"- тоже...Да и нече скакать по "религиям", как иные товарищи. Впрочем, это их личное дело. Не считаю преступлением. Бьют не по паспорту и нательному крестику... а по СУДЬБЕ.
Это из семейного, почти одесского: "Жизнь, за что ты меня бьешь!?."
- За то!
Впрочем, и тут обобщения неуместны. Любого масштаба. Каждого - за свое.
А вот про... что - "жить-то надо было проще,
Совсем не так, совсем не так..."
Куда уж проще! Тут обобщения тоже не годятся.
"...В каких ты сейчас Палестинах?.."- из эпистолярия. Не мне эпистола была... Так, навеяло...
"...Как родина иудаизма и христианства, Палестина была перекрестком для религии, культуры, торговли и политики. В бронзовом веке здесь располагались ханаанские города-государства; а в более позднем железном веке появились Израиль и Иудея. С тех пор он попал под власть различных империй, включая Неоассирийскую империю, Неовавилонскую империю, империю Ахеменидов, Македонскую империю и империю Селевкидов..."
Вертинский о... (Год 1930-й):
«Пароход уже подходил к Яффе. В самую Яффу пароход не входит: в ней нет порта. В этой местности море изобилует скалами, подводными рифами и камнями. Конечно, все это можно расчистить и взорвать, но устройство порта стоило бы миллионы фунтов, а денег на это нет. Поэтому мы остановились в море и на больших лодках-баржах поплыли в Яффу вместе с багажом.
...Тель-Авив — маленький, скромный, довольно чистенький провинциальный городок, построенный руками пионеров, наехавших сюда со всех концов света...
Палестину строила молодёжь. В большинстве это люди интеллигентных профессий — врачи, адвокаты, архитекторы, студенты. Увлечённые идеей иметь своё собственное отечество, они, приехав в страну, горячо взялись за работу. Не покладая рук, строили дороги, дома, возделывали землю, все создавали сами, не брезгуя никакой чёрной работой. Так был построен Тель-Авив, так были созданы и другие города и колонии.
Старики же смотрели на Палестину иначе. Они видели в ней только Святую Землю, землю предков, на которую они приезжали умирать. У знаменитой «Стены Плача», накрывшись покрывалами и раздирая на себе одежду, дряхлые миллионеры перед смертью замаливали свои грехи.
...
В Палестине запрещено говорить на жаргоне. Говорят там или на древнееврейском, или на русском языке. Древнееврейский язык очень красив и звучен. Когда слышишь его, чувствуешь всю пламенность, всю горячность этой тысячелетней расы.
Иногда из пустыни в Тель-Авив приезжают на верблюдах евреи какого;то особого племени — смуглые, как арабы, с жгучими глазами и гордыми линиями профиля. Из маленьких шатров на горбах верблюдов мелькают лица библейских женщин, прикрытые до глаз чем;то вроде чадры. Так, вероятно, выглядели Рахиль или Лия, которую любил Иаков. Им запрещено даже разговаривать с посторонними людьми. Приезжают они в город за покупками с утра, а к закату солнца, плавно покачиваясь, караван уходит обратно в пустыню. Это племя каким-то чудом осталось в пустыне и живёт, не смешиваясь с остальными евреями.
Местные жители принимали меня очень тепло, так как подавляющее большинство эмигрировало в Палестину из России и у всех сохранилась нежность и любовь ко всему русскому.
...
Земля в Палестине на вес золота. Вероятно, нигде в мире она не стоит так дорого, как там. Купивши землю, усаживают её апельсиновыми деревьями, которые через несколько лет дают огромный урожай знаменитых яффских апельсинов, самых крупных и самых вкусных в мире. Весь этот урожай экспортируется в Англию. Он скуплен на корню и даже не поступает в продажу или местное пользование. Проживая там два месяца, я даже не видел этих изумительных фруктов
...
В Хайфу я попал на концерт вечером и вечером же уехал, не успев осмотреть её как следует. Зато в Иерусалиме я задержался на несколько дней. Концерт мой был в саду, и семь тысяч иерусалимцев радушно принимали мои песни. После концерта я остался осмотреть город. Когда-то он был местом паломничества христиан со всего мира. Теперь там никого не было. Дороговизна билетов, трудности с получением визы — о поездке туда нечего и думать.
Раньше большинство паломников ехало из России, поэтому здесь даже арабы говорят по-русски. Многие из них были гидами и работали с богомольцами. На месте страданий Христа построен огромный храм, который куполом как бы накрывает места, где его распяли, где он был похоронен и где воскрес. Тут и Голгофа, и Пещера Воскресения, и Крёстный Путь. Двадцать религий имеют здесь свои храмы. Католики, русские, греки, армяне… Все увешано лампадами, но зажжённых немного. Притока верующих почти нет, и храмы пустуют».
Александр Вертинский. "Дорогой длинною"...
----------------------------------------------------
Юдифь Яковлевна Маршак-Файнберг,сестра С.Я.М.: "Саша Черный однажды сказал Семе: "Мне кажется, ты напишешь восточные мелодии".
Самуил Яковлевич принял это за шутку. Но шутка Саши Черного оказалась пророческой. Очень скоро, кажется, в начале 1911 года, брата вместе с поэтом Яковом Годиным в качестве корреспондента "Всеобщей газеты" послали на Ближний Восток.
Счастью Самуила Яковлевича не было предела. Вскоре он стал присылать материалы в газету, а мы их читали еще до публикации. Были среди них и стихи:
Это было судьбоносное путешествие. На всю жизнь. Он встретил Софью Мильвидскую на пароходе, который плыл к Святой земле.
Кто-то из пассажиров, любуясь молодыми людьми, сказал на идише: «Я вижу, эту пару создал сам Бог» — Их зэй, а сы из а пурл фын Гот!
Они больше не расставались.
Цикл "Палестина" состоит из пяти стихотворений, связующей нитью которых являются Библия и клочок земли, на котором создавалась сама Великая Книга и значительная часть истории человечества.
...И с холмов окинем взглядом
Мы долину Иордана,
Над которой пролетели
Многоскорбные века
И над павшими в пустыне,
Пред лицом тысячелетий
В блеске желтого заката
Зарыдаем в тишине.
А назавтра на рассвете
Выйдет с песней дочь народа
Собирать цветы в долине,
Где блуждала Суламифь...
Подойдет она к обрыву,
Поглядит с улыбкой в воду -
И знакомому виденью
Засмеется Иордан".
-----------------------------
Придешь ли ты путем мучений,
Народ - кочевник чуждых стран,
К истоку вод, к блаженной сени,
Как этот стройный караван?..
"Самуил Яковлевич, несмотря на огромную занятость, постоянно читал Талмуд и не представлял себе жизнь без этой книги. Как известно, в пору изгнания Священное писание, Тора, а потом и Талмуд стали для евреев "Палестиной в диаспоре".."
В самые трудные годы Маршак хранил верность тому, что в рассеянии евреи называли Палестиной..."
(Матвей Гейзер)
...В прибытья час мой спутник старый
мне указал на ближний склон
С деревней бедной. Это - Цара,
Здесь жил в младенчестве Самсон.
Теперь здесь нужен труд Самсонов:
С утра до поздней темноты
Здесь гонят змей и скорпионов,
Сдвигают камни, жгут кусты.
(С.Я.М.)
...и жгут мосты...
Июльские, почти иды... 24-го года...
Свидетельство о публикации №224071400806