День Гагарина
ДЕНЬ ГАГАРИНА
1.
На кухонном столе они развернули мощную коньячную батерею.
– Байконур, – шутканул Никодим, оглядывая аккуратненькие блестящие бутылочки.
– Плесецк, – уточнил Тимофей, пряча улыбку в пышные усы.
– Ну, чем не гордость космонавтики – чудо человеческой инженерной мысли эти наши ракеты? – любовно поглаживая бутылочки, вопросил Никодим.
Он тут же радостно открыл бутылку «ЭниСели» 14-летней выдержки и неторопливо, точно совершая некий ритуал, разлил её янтарное содержимое по замершим в торжественном ожидании бокалам.
– Поехали! – ликующе выдохнул Никодим.
– Ага! – согласно мотанул головой Тимофей.
Закадычные друзья собрались выпить за День Рождения Гагарина. Как же выпить за легенду Космоса?! – Невозможно не выпить! Да и ещё и в юбилейный год Первого Полёта человека в Космос! Шутишь! Обязательно выпить! Ну, и пусть собрались не 9 марта – в аккурат, как родился Юрий свет Алексеевич, а 12-го марта. Так уж вышло! Но им никто им помешает выпить 12 марта за Гагарина и вообще провозгласить свою встречу ДНЁМ ГАГАРИНА. Сказано – сделано!
– Старт! – молодецки скомандовал Никодим.
– Есть контакт подъёма! – откликнулся Тимофей.
Первые рюмки-ракеты благополучно проследовали в нутро друзей-товарищей.
– Первые пять минут, – подмигнул другу Никодим.
– Полёт нормальный! – бодро откликнулся Тимофей. – Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. Все системы корабля, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально!
– По предварительным данным, – продолжил мысль друга Никодим, – период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору — 65 градусов 4 минуты. – Вес космического корабля-спутника, – по-левитановски торжественно продолжил Тимофей, – с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. – С космонавтом товарищем Гагариным, – поддержал Никодим, – установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо.
Друзья испытывали ни с чем несравнимый космический восторг. Вспоминали фильмы и песни о космонавтах. Горячо говорили о значении покорения Космоса в жизни всего человечества. И пусть местная детвора за глаза дразнила одного – «Никодим – напился в дым!», а коллеги другого, когда на работе отмечались какие-либо знаменательные события, неизменно скандировали: «Тимофей! Опять налей!» – они были вдохновлены и охвачены одной невероятной идеей, постоянно будоражащей человечество, идеей освоения и подчинения Космоса. Именно эта идея побудила двух друзей вспомнить и о Дне Рождения Габриэля Гарсия Маркеса, празднующегося просвещённым человечеством 6 марта, и о Дне Рождения замечательного современного историка, писателя и поэта Игоря Волгина, ежегодно отмечающегося истинными ценителями отечественной литературы 7 марта, не позабыли они и о Дне Рождения Григория Горина, которое было именно в день их встречи – 12 марта.
– За – титанов! – резюмировал Тимофей.
– И за их Космос! – обобщил Никодим.
Что тут тогда началось! Никодим и Тим – так звали Тимофея ближайшие друзья – накатили ещё по одной, потом ещё по одной. Одна сменялось другой и так проходило время, пока Никодима вдруг не осенило: он вспомнил, что именно сегодня, 12 марта записывается новая передача «Игры в бисер» по zoom. И – как ни странно – либо это просто совпадение, либо Дар Судьбы – передача посвящена Маркесу.
– Срочно выходим в zoom! – засуетился запыхавшийся Никодим. – Запись начнётся через 3 минуты!
– Давай! Давай! – бурно одобрил инициативу друга Тим.
Они, спотыкаясь и чуть ли не падая, однако же, весьма проворно для подобного состояния – притащили в кухню бук, вошли в zoom по заранее присланной ссылке и увидели на экране иконки с Игорем Волгиным, а также другими участниками маркесовского выпуска «Игры в бисер»…
– Здравствуйте, – оживлённо жестикулируя, размахивая руками, как Дон Кихот перед мельницами, проорал Волгину Никодим.
2.
– Здравствуйте, дорогие друзья! – обратился ко всем участникам, чьи иконки торжественно выстроились как на параде – на экране бука, Игорь Волгин. – Сердечно рад вас видеть на онлайн-записи нашей новой передачи «Игра в бисер», на сей раз, посвящённой творчеству великого латиноамериканца, колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса… Имя лауреата Нобелевской премии, колумбийца Габриеля Гарсиа Маркеса золотыми буквами вписано в историю литературы XX века. Произведения писателя любят и читают во всем мире. Перед началом нашего содержательного диалога, уважаемые коллеги, позволю себе некоторый онтологический экскурс. Итак, сегодняшний разговор пойдёт о 10-ти книгах классика мировой литературы – великолепного Габриэля Гарсия Маркеса… Первая книга в этом списке, конечно же, как вы догадались «Сто лет одиночества». Соткав художественную ткань самого произведения из сказок, старинных преданий и легенд, небылиц и притч, мастерски раздвинув границы реального до границ фантастического, Гарсиа Маркес вносит собственную лепту в формирование «магического реализма».
– О! Слышишь, Тима? – «Магического реализма»! – поднял указательный палец Никодим.
– Как высоко и торжественно! – дополнил мысль друга находчивый Тима.
– Второй книгой по полному праву может быть названа «Любовь во время чумы». Что же, прежде всего, привлекает в этой книге? Привлекает история любви, побеждающей все - пространство и время, жизненные передряги, невзгоды и даже – согласитесь, а это немало! – несовершенство человеческой души. Смуглая красавица Фермина отвергает юношескую любовь друга детства Фьорентино Ариса и предпочитает стать супругой доктора Хувеналя Урбино – ученого, мечтающего избавить испанские колонии от их смертоносного бича – чумы. Но Фьорентино не теряет надежды. Он ждет – ждет и любит. И неистовая сила его любви лишь крепнет с годами. Такая любовь, правда же, достойна восхищения! О такой любви слагают песни и легенды! Страсть – как смысл жизни. Верность – как суть самого бытия... Раскрыть подобную тему под силу только великому художнику, каковым и является Маркес!
– Маркес – воистину великий художник! – воскликнул Никодим, наполняя рюмки содержимым из новой бутылки. – За Маркеса!
– За Маркеса! –
– Третья книга – хрестоматийная «Полковнику никто не пишет». Прежде чем опубликовать эту повесть Гарсиа Маркес переписывал ее десятки раз, и в итоге добился своего: по своей емкости и силе она не имеет себе равных во всей латиноамериканской прозе. Внешне ее сюжетная канва незатейлива – всего лишь сменилась в латиноамериканской стране в очередной раз власть, очередные столичные коррупционеры в который раз наживают состояния – а герой давно пролетевшей гражданской войны, престарелый полковник в отставке, влачит в маленьком провинциальном городке полунищенское существование… Но его история, история маленького человека, в одиночку отстаивающего свое достоинство, становится историей преодоления одиночества, произвола и абсурда, царящих в мире. В этой книге звучит гимн человеку! Маркес любуется своим героем, не скрывая этого от читателей!
– Гимн человеку? – переспросил Никодим.
– В смысле: «Человек – это звучит гордо!» – охотно расшифровал другу мысль ведущего Тима так, как он её понял сам.
– Так выпьем за это, друже! – Никодим радостно разливал в рюмки новую коньячную бутылку.
– Мы живём тою же жизнью, что и герои Маркеса, – привычно гипнотизировал участников и зрителей Игорь Волгин. – Поэтому он нам всегда интересен, что и подтверждает книга «Воспоминания моих грустных шлюх», занявшая в настоящем списке четвёртое место. Книга, ставшая долгожданной. Появившаяся в числе литературных шедевров писателя после двадцатилетнего молчания, книга – о настоящей любви. О любви, настигшей человека в конце жизни, прожитой тускло и бездарно, в постоянном растрачивании тела на животный, механический секс безо всякого чувства, без любви, без каких либо душевных затрат. Любовь, случившаяся с ним, гибельна и прекрасна, она наполняет его существование смыслом, открывает ему иное видение привычных вещей и вдыхает живое тепло в его, ставшую холодным ремеслом профессию. И еще эта книга – о старости. О той поре, когда желания еще живы, а силы уже на исходе, и человеку остается последняя мудрость – увидеть без прикрас и обманных иллюзий всю красоту, жестокость и невозвратную быстротечность жизни. Чисто латиноамериканская черта поднимать подобные темы!
– Увидеть без прикрас всю красоту и жестокость жизни способен только Маркес! – повторил поражённый Никодим.
– Маркес и не на то способен! – поспешил заверить друга Тима.
– Пятая книга списка, дорогие друзья, – продолжал знакомить со списком маркесовских шедевров собравшихся у мониторов Волгин, – «Хроника объявленной смерти». Первое художественное произведение Гарсиа Маркеса, вышедшее после «Осени патриарха», когда автор наконец-то нарушил свой «анти-пиночетовский» обет молчания. Книга, которая легла в основу великолепного одноименного фильма с Рупертом Эвереттом в главной роли. Судьба, которой нельзя избежать. Рок, который довлеет над человеческой жизнью. Убийство, которое не должно было случиться, но случилось. Маленький городок становится подмостками большой трагедии. Человек обречен на смерть - и все вокруг знают, что ему предстоит умереть. Никто не хочет этой смерти - и, прежде всего, сами будущие убийцы. Они делают все, чтобы их остановили. Но ход событий уже не повернуть вспять…
Друзья, как зачарованные слушали монолог Игоря Волгина. Ему присущ некий магический дар: увлечь собеседника предлагаемой темой, погрузить в неё, заставить сопереживать повествованию… Сам проект передачи «Игра в бисер» – подлинная находка, открытие. Спокойно, уверено рассказывать с телеэкрана о жизни и творчестве кумиров многих поколений, причём убедительно и доходчиво – виртуозное искусство!.. По мнению друзей: Волгин владеет им в совершенстве!
А, между тем, Игорь Леонидович продолжал покорять аудиторию знатоков, ценителей и любителей литературы…
– Вздрогнем! – подмигнул Никодим Тиму, разливая коньяк по рюмкам, ни на секунду не отрываясь от монитора бука.
– Вздрогнем! – эхом отозвался Тим.
– Маркес – уважительный повод! – авторитетно заявил Никодим.
– Шестая книга, в предлагаемом списке, – неторопливо и внятно продолжал свой увлекательный экскурс Игорь Леонидович, – «О любви и прочих бесах». Здесь я скажу следующее: о чем бы ни писал Маркес, он пишет, в сущности, о любви. О любви – и «Сто лет одиночества», и «Вспоминая моих несчастных шлюшек», и, разумеется, «О любви и прочих бесах»… Юную маркизу Марию сочли одержимой бесами и заточили в монастырь. Спасать ее душу взялся молодой священник Каэтано. Родные девушки и благочестивые монахини забыли старинную испанскую пословицу: «Коли огонь к пороху подносят, добра не жди». И что дальше? Любовь! Страсть! А бесов любви и страсти, как известно, не изгнать ни постом, ни молитвой, ни даже пламенем костра…
– Любовь! Страсть! Всегда – вечные темы! – поддакнул восхищенный Тима.
– Хочу обратить ваше внимание на книгу «Другая сторона смерти», – увлечённо продолжал Игорь Леонидович. – Седьмую в нашем списке. В книгу, носящую данное название, входят рассказы и повести «Третье смирение», «Диалог с зеркалом», «Сиеста во вторник». Уже по этим произведениям можно проследить, как формировался прозаический стиль Гарсиа Маркеса, который позднее назовут «магической литературой». Продолжает список произведение «Глаза голубой собаки». Оно занимает восьмое место, во многих мировых культурах символизирующее бесконечность. Случайно? – Думаю, нет. И вот почему: каждую ночь встречаются мужчина и женщина. Однажды он ей говорит: «Глаза голубой собаки» и с тех пор она пишет эти слова на стенах, надеясь, что он увидит их и вспомнит о ней, ведь просыпаясь, он ничего не помнит из того, что снилось. Жизнь во сне? – Маркес не так уж не прав. Мы все, в какой-то степени – сомнамбулы. Мы все живём во сне. Каким будет пробуждение? – Единственное, чего не хочет знать ни сам писатель, ни его герои.
– Мы – сомнамбулы! – Как точно! – сразу же согласился с Волгиным Никодим. – Спим и спим, а жизнь идёт!
– Не поспоришь! – категорично отрезал Тима.
И друзья снова наполнили свои рюмки.
– Девятая книга списка «Палая листва» – между тем продолжал Игорь Леонидович, – первая история Габриэля Гарсиа Маркеса о городке Макондо. Первое произведение, в котором появляется культовый герой писателя – полковник Аурелиано Буэндиа. Да, да – тот самый, которому никто не пишет! Одиночество, долг, любовь, мужество, дружба, страсть и смерть – главные темы творчества Маркеса. Именно они стали ключевыми и в повести «Палая листва». Двадцать пять лет жизни Макондо проходят перед читателем в воспоминаниях Аурелиано, его дочери и внука. Двадцать пять лет жизни, полной событий – поразительных, драматичных или, наоборот, забавных... Ну, и автобиографическое произведение. Куда же без него? Десятое место в списке отведено необычайной книге «Жить, чтобы рассказывать о жизни». Почему необычайной? – Да потому, что до Маркеса никто так во всей мировой литературе не вспоминал о детстве. Перед нами воспоминания, в которых вполне реальные события причудливо переплетаются с событиями вымышленными – и совершенно невероятными. Удивительные, необычайные мемуары. Сам автор не без иронии утверждает, что в них все – «чистая правда, правда от Габриэля Гарсиа Маркеса». Это важно помнить читателю, ведь прославленный мастер «магического реализма» даже свои детские воспоминания облекает в привычную ему литературную форму. И совсем не случайно эпиграфом к этой книге послужили слова: «Жизнь – не только то, что человек прожил, но и то, что он помнит, и то, что об этом рассказывает».
– Мурашки по коже от этого Маркеса пробегают! – выдохнул поражённый Никодим, откупорив третью коньячную бутылку.
– В самое сердце! – поддакнул растроганный Тим, браво опрокидывая очередную рюмку.
3.
Внезапно на экране бука вспыхнула надпись: «Неустойчивое интернет-соединение». Экран помигал, поморгал, поблистал какое-то время, начавшийся диалог начал тормозится, участники пропадать и спустя несколько минут zoom-вещание прервалось вовсе. Упорные попытки друзей восстановить инет-соединение успехом не увенчались. В это время на экране бука появился образ таинственного и могущественного графа Калиостро, а вслед за ним выплыли и другие герои «Формулы Любви», сменившиеся бароном Мюнхгаузеном, сокрушенно качавшим головой и призывавшим зрителей: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо — еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»
– Нам подаёт весточку сам Григорий Горин! – восторженно воскликнул Никодим. – Видно, напоминает о своём Дне Рождения! Он к нам пришёл в образах своих героев! Тима, слушай мой экспромт:
Туманом небо над Москвой зашторено
И падает на землю мягкий снег…
Сегодня День Рожденья Гриши Горина,
В честь этого – запустим фейерверк!
В честь этого бокалы вновь наполним мы
И выпьем за титана от души! –
Его герои покоряли молнии –
Бесстрашны, веселы и хороши!
– За Горина и его героев! – выпалил Тима.
– За Горина! – кивнул Никодим.
Ни Никодим, ни Тима не заметили, как и откуда на них стал надвигаться Космос. Он заполонил собой кухню и квартиру, властно погрузив двух друзей в свою стихию, жёстко подчинив себе. Космос наваливался на них всею своей массою. Бороться с ним было бесполезно, да и кто, в конце-концов, борется с Космосом? – Назовите такого безумца! – Вот, то-то и оно: не припоминаете! Я тоже не припоминаю! Нет таких изначально в природе!
Экран бука снова замигал, изображение на нём стало прыгать, дёргаться, пока не исчезло вовсе и не сменилось другим. Друзья не успели удивиться, как перед ними возник Юрий Алексеевич Гагарин собственной персоной.
– Чур, меня! – начал истово креститься Никодим.
– Наваждение никак! – охнул Тима.
– Это вы обо мне, друзья? – улыбнулся своей ослепительной улыбкой Гагарин. – Вы на мой счёт глубоко заблуждаетесь, друганы-собутыльники! Надо ж напиваться до такой степени, чтобы чужих за своих принимать, а своих за чужих! Кто вам сказал, что я погиб? – Я улетел. А сейчас – прилетел! Вернулся на Землю из своей Космической Одиссеи! На месте крушения самолёта не обнаружили моих останков, о чём Госкомиссии по расследованию катастрофы было приказано молчать. Никаких материальных следов моей гибели обнаружено не было! Но это было государственной тайной! А меня и Серёгина любезно пригласили в гости представители внеземных цивилизаций, а землянам подкинули изувеченную машину для отвода глаз! Я в течение многих десятилетий наблюдал вашу историю: любопытно, а иногда прескверно и нечистоплотно! Теперь я почувствовал внутренний зов: я нужен своему Отечеству! И поэтому я опять здесь, на Земле, среди вас – я пришёл на помощь Отечеству, раз оно нуждается во мне! Так что я – ни фантом, не призрак, я – реальный человек, мои дорогие земляки, вернувшийся из другого измерения!..
– А как же скальп лётчика, висевший после катастрофы на дереве? – заплетающимся языком попытался спросить Никодим.
– Ах, это! – ещё больше улыбнулся Гагарин. – Ну, так, друзья, надо было соблюсти хотя бы элементарную маскировку. Представители внеземных цивилизаций не хотели, чтобы земляне что-то заподозрили. Они создали наши с Серёгиным клоны, которые якобы разорвало при катастрофе…
– Ну, там же были документы, целёхонькая пачка сигарет «Новость», принадлежащая Серёгину…
– Вот, что вам покоя не даёт! И это легко объяснимо. Нужно было подбросить Госкомиссии существенные улики, в которые она бы поверила. Всё было исполнено блестяще! С потрясающим мастерством!..
На этих словах Гагарина сознание друзей поплыло, и они моментально отключились…
Ранним утром, когда первые солнечные лучи ворвались на кухню – друзья пробудились на кухонном столе среди опустошённых коньячных бутылок. В мозгу друзей гвоздём застряла хлёсткая фраза Гагарина: «Надо ж напиваться до такой степени, чтобы чужих за своих принимать, а своих за чужих!»
Друзья не могли толком объяснить произошедшего с ними даже друг другу. Никаких реальных вещей, никаких артефактов, подтверждающих случившееся – обнаружить было невозможно. А на календарях в мобильных Никодима и Тимы почему-то уже гордо красовалось: «1 апреля».
21.03. – 22.03.2021 г.
Свидетельство о публикации №224071400938