1 сентября

Наступил день, которого я очень долго ждала, 1 сентября.

В нашем доме жили две моих подруги. Мы были неразлучны и вместе ожидали тот день, когда в сопровождении наших мам пойдем в первый раз в школу, в один класс и вместе сядем за парты.

И вот мы нарядные, в школьной форме, белых фартуках и двумя белыми бантами на косичках, с большими букетами цветов подошли к нашей школе. После приветствия и звонка в колокольчик нас повели по классам. Две мои подруги вошли в класс с надписью «1 А» (как выяснилось, с изучением английского языка), я же оказалась перед дверью с надписью «1 Б» (с изучением немецкого). Разрыдавшись, я заявила, что в класс не войду. Причина первая - я буду в разлуке с моими подругами. Причина вторая - я ненавидела немцев и часто слышала, как мой папа с ними воевал. Значит, они плохие и враги, а мы, русские, хорошие (тогда я этим очень гордилась)! И после всего этого меня к немцам?!

Пока я упиралась и плакала в дверях, моя мама бегала к директору школы. В конце-концов меня перевели в «1А» к моим подругам. Когда я, радостная, вошла в класс, казалось, все замерли и смотрели на меня. Моя первая учительница, такая статная приятная женщина, подошла ко мне и сказала: «Ты пришла позже, а мы уже научились вставать и садиться за парту». Этот день и свою первую учительницу я запомнила на всю жизнь.

Много лет спустя, когда мы уже переехали в отдельную квартиру в другом районе Москвы, а я закончила институт и работала, около нашего дома я неожиданно увидела знакомое лицо. Это была она, моя первая учительница! Такая же статная и прямая (годы не согнули ее), только седая. Мы обнялись. Оказывается, ей дали отдельную квартиру в соседнем доме. Я стала заходить к ней в гости. Нина Андреевна, так ее звали, рассказала мне, что ее муж ушел к другой женщине и воспитывать сына ей пришлось одной. Когда мальчик стал взрослым, то ушел от матери к отцу и женился там на дочери разлучницы. Так она осталась совсем одна. Но, несмотря на свою нелегкую жизнь, Нина Андреевна сохранила свою былую стать, прямую осанку и доброжелательную улыбку.

Я долго заходила к ней, вплоть до ее ухода. Мы благодарны своим учителям, которые первыми нам открыли этот мир и научили творить добро.


Рецензии