Возрождение российского казачества

     Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает. Люди, конечно, остаются, но они оторваны от своих родных корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов.
     История российского казачества является неотъемлемой частью истории России и в  ХХ веке  характеризуется широким событийным и смысловым многообразием и неоднозначностью. Судьбы казачества – это трудные, но славные  страницы истории России. Являясь пограничным буфером государства на Кавказе и Урале, Сибири и других регионах страны, участвуя практически во всех войнах в защиту и во славу Отечества, казачество одновременно создавало свою самобытную культуру, которая проявлялась в их образе жизни, одежде, языке. Велик вклад казачества в открытие новых земель, их освоение в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и других регионах. Казачьи войска принимали участие во всех войнах Российской империи на протяжении XVIII –XX веков.
     В.В. Путин, президент Российской Федерации, на встрече с матерями участников СВО 25 ноября 1922 года в  своем выступлении сказал: «В истории России они (казаки) занимают особое место, всегда были служивыми людьми, всегда были на боевом посту и всегда были впереди…».
     Однако неоднозначное отношение к казачеству в первые годы советской власти повлекло за собой процесс так называемого «расказачивания», в результате которого пострадало не только само казачество, но и были преданы забвению и гонению его культура и история.  Слово «казак» утратило свой былой смысл, который оно несло до революции. Пройдя ряд этапов своей эволюции, каждый из которых характеризовался своими особенностями и тенденциями, от расказачивания», попыток создания властью «советского казачества», до «растворения» в социокультурном пространстве России, казачество в конце ХХ века подошло к этапу своего «возрождения».
     Казачество в Российской Федерации (российское казачество, также современное или возрожденное казачество) это – общественное движение среди граждан Российской Федерации, участвующих в казачьих обществах - некоммерческих организациях, ставящих своей целью возрождение казачества. Несмотря на гонения и репрессии, вынужденный массовый переезд из регионов традиционного проживания казаки сумели сберечь свою этническую самобытность, культурные и духовные корни, послужившие в новых условиях основой для возрождения казачества. Начали появляться  организации, которые хотели возродить казачью культуру, образ жизни и службу отечеству.
     Возрождение казачества шло как «сверху», со стороны государственного аппарата, заинтересованного сначала использовать политическую активность казаков в реформировании советской системы, а затем и контролировать его, а также «снизу», со стороны потомков казаков, которые в эпоху идеологического, политического и социально-экономического безвременья нашли в «возрождении» твердую опору для дальнейшей жизни. Казачьи организации стали полноправными участниками политических, экономических, социальных и иных процессов, происходящих в регионах и стране в целом.
     Возрождение казачества  это  - социальный процесс духовного подъема и организационного формирования казачества, которое началось в России с конца 80-х – начала 90-х годов XX века в результате создания около двух десятков казачьих организаций. Оно сопровождается ростом самосознания, политической социальной активности казачества, образованием казачьих землячеств, восстановлением исторических казачьих общин, войсковых обществ, привлечением казачества к несению государственной и иной службы и другие.
     Ещё в Советском Союзе 14 ноября 1989 года Декларацией Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» было закреплено право российского казачества на реабилитацию.
     Самой «ранней» общероссийской и самой признаваемой казачьей общественной организацией в России стал Союз казаков России (сокращённое наименование «СКР»), который был образован  29-30 июня 1990 года в Москве на учредительном Большом казачьем круге (со всей территории Советского Союза).  Тогда же был принят Устав, учреждены Совет атаманов и атаманское правление.  Союз казаков России является самой крупной казачьей организацией в мире.    30 июня  1990 года считается Днем возрождения российского казачества.
     Первым Атаманом был избран донской казак, полковник, доктор экономических наук, Александр Гаврилович Мартынов, с 2008 года он уже почетный верховный атаман. В 2008 году на 7-ом Общероссийском Круге Союза казаков России в г. Ставрополе Верховным атаманом Союза казаков России  избран казачий полковник Задорожный Павел Филиппович.  Верховный атаман Союза Казаков  всегда является членом совета при президенте РФ по делам казачества (ранее совета по делам казачества при президенте РФ).
     Союз казаков России начал принимать деятельное участие в формировании законодательной базы. На Большом совете атаманов в Краснодаре 29 ноября - 1 декабря 1990 года Союз принял «Декларацию казачества России» и учредил знамя, знаки отличия и статут походного атамана. 7-10 ноября 1991 года в Ставрополе прошёл II Большой круг  Союза казаков который поддержал создание казачьих республик в составе России.
     Во время парада суверенитетов и распада СССР осенью 1991 года были самопровозглашены несколько казачьих «государственных» образований: Донская Казачья Республика, Терская Казачья Республика, Армавирская Казачья Республика, Верхне-Кубанская Казачья Республика (объединившая две другие республики: Зеленчукско-Урупская Казачья Советская Социалистическая Республика, Баталпашинская Казачья Республика). 
     17 ноября 1991 года на Большом Совете атаманов Донского казачьего войска и некоторых других южнороссийских казачьих сообществ был организован Союз казачеств Юга России, принят Устав и утверждена структура Союза. Атаманом Союза был назначен атаман Донского казачьего войска Сергей Мещеряков.
     20 ноября 1991 года на созванном Союзом казачеств Юга России Большом казачьем круге Юга России в Новочеркасске провозглашено объединение этих республик в Союз Казачьих Республик Юга России со столицей в Новочеркасске и со статусом союзной республики в предполагавшемся новом союзном государстве (Союзе суверенных государств). Были учреждены органы власти Союза, образована Посольская станица в Москве, назначен чрезвычайный и полномочный посол СКРЮР. Однако, вскоре Советский Союз прекратил существование, а в составе Российской Федерации казачьи республики так и не были организованы.
     В 2000 году на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественно-политического движения «Казаки России».   Союз казаков с 2012 года прошел перерегистрацию как Общероссийская Общественная Организация «Союз Казаков».
     С целью возрождения казачества в Российской Федерации,  начиная с 1991 года, в отношении российского казачества было принято около 60 законодательных и нормативно-правовых актов. В процессе возрождения казачества специалисты  выделяют три основных взаимосвязанных направления: культурно-этническое, военно-сословное и крестьянское.
     Культурно-этническое направление предполагает возвращение к естественному историческому пути развития казачества как культурно-этнической общности. Основополагающими для этого стали Законы РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" (1991г.), Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» (1992г.) и другие.
     16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление "О реабилитации казачества", в преамбуле которого говорится: "Исходя из требований Закона РСФСР, в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет: "Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 г., в части, касающейся применения к нему репрессивных мер".
     Постановление признавало за казачеством права на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека; установление общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах; возрождение традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и распоряжения землей, несения воинской службы в частях Вооруженных сил и пограничных войск Российской Федерации; восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей; создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других, их регистрацию и деятельность. При этом отмечалось, что положения данного постановления не должны ущемлять права каких-либо других групп населения и отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.
     Важным направлением возрождения казачества является военное сословие, предусматривающее привлечение казаков к военной службе, охране государственной границы, объектов государственной и муниципальной собственности, природоохранным и иным видам деятельности. Правовую базу военно-сословного направления составляют Указы РФ «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Кавказского региона РФ и государственной поддержке казачества» (1993г.), «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» (1996г.) и ряд других Указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также постановлений правительства Российской Федерации.
     В 1994 году был создан Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации (упразднен в 1997 г., в 2009 г. воссоздан). Совет по делам казачества является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества. В январе 1995 года было  создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 году было преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества. В 1996-1998 годах в государственный реестр казачьих обществ были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских казачьих общества. МВД РФ создало более 500 добровольных казачьих дружин по охране правопорядка. В ряде регионов казачество взяло на себя функции по защите русскоязычного населения.
     В связи с ликвидацией Управления по вопросам казачества  в 2003 году была введена должность Советника Президента Российской Федерации по делам казачества. Вопросами казачества с 25 февраля 2003 года по 7 мая 2008 года в качестве Советника Президента руководил Герой Российской Федерации генерал-полковник Трошев Геннадий Николаевич.  Боевой генерал прямолинейно заявлял без излишнего политеса и дипломатии: «Казачество, такое как оно есть сегодня, государство, т.е. власть не устраивает. С 1990 г.  возрождение стихийное. В XXI в. Казачество с его «навозным патриотизмом» - анахронизм; общины, традиции – средневековое мракобесье, «упертое казачество» современному государству европейского уровня просто вредно. Мы создадим новое казачество из чего угодно без так называемых казачьих потомков, тянущих нас назад к феодолизму».
     Формированию «нового казачества» положил начало создаваемый реестр. 9 августа 1995 года Указом Президента Российской Федерации № 835 было утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». Временным положением введена иерархия казачьих обществ: хуторские казачьи общества - станичные казачьи общества - городские казачьи общества - районные (юртовые) казачьи общества - окружные (отдельские) казачьи общества. Высшим уровнем иерархии согласно положения фактически являются войсковые казачьи общества, а у казаков иерархия строилась наоборот - по принципу демократического централизма, заключающегося в подотчётности и подконтрольности высших органов низшим.
     Указами Президента РФ в 2010 году также утверждены чины членов казачьих обществ, частично совпадающие с казачьими чинами, существовавшими в Российской империи, форма одежды и установлены знаки различия по чинам (погоны) членов казачьих обществ,  учреждены гербы и знамена войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, входящих в состав тех или иных войсковых казачьих обществ.  Чины относятся к специальным званиям, начиная с есаула, их присваивает полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе, в котором находится казачье общество (председатель совета по делам казачества), чин казачьего генерала - сам Президент Российской Федерации. Иным объединениям казаков запрещено иметь аналогичные знаки различия.
     В интервью Александра Беглова, замглавы администрации президента, председателя Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации, которое он дал для «РИА Новости», прозвучало, что на начало 2010 года «согласно оценкам экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых „нереестровых“ общественных казачьих организаций — более 600 … в России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников».
Однако, по мнению части этнических казаков широкого национального движения по возрождению казачества  не происходило.   Они считали, что в Российской Федерации при помощи различных общественных организаций пытаются возродить «казачье сословие 21-го века». Они называли таких людей рассказывающих собственную, придуманную ими «историю казачества», наполненную мифами и сказками - «ряжеными». Еще во времена Российской империи казаков разбавляли представителями других народов, зачастую практически насильно.  Некоторые и сейчас сохраняют мнение, что в России, помимо подмены на представителей других национальностей, проводится политика ассимиляции казаков путем создания российского казачества, в которое может вступить любой гражданин страны, вдруг осознавшей себя “казаком по духу”. Этнические  казаки убеждены, что казак только от казаков ведется, они призывают казаков возвращаться на землю своих предков - на их Присуд.
     Вместе с тем, в истории казачества имеют место различные примеры. 
     С казаками связана  была судьба известного русский поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Во время Кавказской войны он командовал особой казачьей сотней, которая вела боевые действия в Чечне. 10 октября 1840 года, поручик М.Ю. Лермонтов был назначен командиром охотничьего казачьего отряда, названного командованием отрядом "головорезов" или "лермонтовским отрядом". «Лермонтовцы» предпочитали не пользоваться огнестрельным оружием, полагаясь на личную храбрость и силу руки.  Это был отряд казаков - «охотников», совершавший разведку и неожиданные набеги на вражеские племена, который использовался также в партизанских целях. Тогда они исполняли роль, схожую с современным спецназом.
     До Лермонтова ими командовал офицер Руфин Дорохов, однако он был вынужден временно оставить руководство из-за полученного ранения. Отряд состоял из сотни казаков-добровольцев, которых выбрали из кавалерии Кавказской линии. Основу сотни составляли пластуны-кубанцы и гребенские казаки. Сохранилось описание сотни на привале: «Между спутанными конями пестрой группой лежали люди в самых разнообразных костюмах. Изодранные черкески порою едва прикрывали наготу членов. Дорогие шемаханские шелки рядом с рубищами доказывали полное презрение владельцев к внешнему своему виду. Во многих замечалось богатое и отлично держаное оружие. Оправы шашек и кинжалов блестели на ярком утреннем солнце... Лица, загорелые и смуглые, выражали бесшабашную удаль, носили общий отпечаток тревожной боевой жизни и ее закала. Тут были казаки, кабардинцы — люди всех племен и верований, встречающихся на Кавказе, были и такие, что и сами забыли, откуда родом, принадлежали они к конной команде охотников».
     В те времена, для того чтобы войти в казачье общество, офицеры не из казачьего народа должны были не просто следовать его законам и традициям, но считаться своими. Среди тех, кого казаки безоговорочно признали таковым, был Михаил Юрьевич Лермонтов. Поначалу казаки к командиру присматривались. Оказалось, что поручик обладал боевыми качествами, особо ценимыми казаками. Был метким стрелком, хорошо владел холодным оружием, был лихим наездником и смелым воином. Казаки полюбили его и называли  уважительно «Сотник Михайло», не зная о том, что их лихой командир – известный российский поэт.
     Сохранилось описание офицера штаба о Лермонтове: "Он спит на земле, ест с казаками из одного котла. Перед атакой снимает сюртук, несётся впереди лавы на боевом коне в красной казачьей рубахе.... ". Современники с полным основанием считают Лермонтова основателем российского спецназа. Лермонтов дружил с Денисом Давыдовым, который вел партизанскую войну во время нашествия армии Наполеона на Россию. Не секрет, что Денис Давыдов, также был известным поэтом, и он делился со своим младшим товарищем, и боевым, и поэтическим опытом. Главным фактором успешной партизанской борьбы являлась поддержка местного населения, и Лермонтов хорошо усвоил этот урок. За неполные четыре месяца Михаил Юрьевич был трижды представлен к боевым орденам и золотому оружию "За храбрость", но император Николай I отказывался утверждать наградные листы из-за конфликта с поэтом.
     До сих пор в Кубанских станицах в горских аулах рассказывают предания и легенды о воинской доблести, рыцарском благородстве поручика Лермонтова. В народной памяти кубанцев он навеки остался своим. Жизнь людей Кубани с поразительной художественной силой запечатлена Лермонтовым в одном из лучших произведений русской литературы – повести «Тамань».
     В качестве примера можно привести также историю Буденного Семена Михайловича, вождя красной конницы, легендарного конника, командующего одной из самых знаменитых армий во время Гражданской войны. Семен Буденный родился на Дону в 1883 году на донском хуторе Козюрин.  Из-за места рождения и службы в кавалерии многие ошибочно считают его казаком, однако им он не был. Его родители принадлежали к так называемым иногородним. Сюда его отец, Михаил Буденный, перебрался после того, как женился на крестьянке Меланье Емченко. Предки Буденного по отцовской линии пришли на Дон с севера, из Воронежской губернии, и не от хорошей жизни: дед попросту не смог вовремя выплатить подати за полученную после отмены крепостного права землю и покинул родные края в поисках лучшей жизни. Кстати, рассчитывать на казачью службу Буденному не приходилось: он был «инородцем», то есть пришлого рода, а не казацкого, и потому служить в казачьих частях не мог. Но обращению с лошадьми Семен научился рано, и так же рано полюбил этих животных и оценил, какую роль они могут сыграть в военном деле. В соревнованиях наездников, которые регулярно устраивались в донских станицах, молодой Буденный участвовал регулярно и порой даже побеждал «домовитых» казаков.
     В 1903 году его призвали на срочную службу в Приморский драгунский полк, затем он попал в Офицерскую кавалерийскую школу в Санкт-Петербурге на курсы для нижних чинов, откуда вернулся в свой полк в 1908 году, оставшись на сверхсрочную службу. В Красную Армию будущий маршал Семен Буденный пришел в самом начале, создав в феврале 1918 года конный отряд для борьбы с белогвардейцами на Дону. С этим отрядом он влился в 1-й кавалерийский крестьянский социалистический полк, став заместителем его командира. Понемногу бывший старший унтер-офицер дорос до командира Первого конного корпуса, который 19 ноября 1919 года был преобразован в Первую конную армию под командованием Семена Буденного. 
     Семен Буденный за время службы в Русской императорской армии успел стать кавалером самой высокой награды - так называемого полного георгиевского банта. Это значит, что он получил все четыре степени солдатского Георгиевского креста (знака отличия Военного ордена Святого Георгия) и все четыре Георгиевские медали «За храбрость». Для солдат и унтер-офицеров царской армии выше награды не существовало!
     В истории есть множество случаев, когда известные люди разных сословий,  в том числе и из духовенства являлись казаками. Например,   Архиепископ Георгий Конисский (1717–1795) – выдающийся религиозный, политический, общественный деятель, который многое сделал на ниве духовного просвещения. Родился будущий архипастырь в Нежине в дворянской семье и при рождении получил имя Григорий. Нежин был в то время важным торговым пунктом, центром Нежинского казацкого полка. Род Конисских издавна принадлежал к казацкой старшине, а его представители занимали в полковом управлении руководящие должности. Отец Григория, Осип Иванович Конисский, был «знатным товарищем полковым», а в 1727 году он был назначен на должность нежинского бургомистра, что свидетельствует о принадлежности Осипа Конисского к знатному казачеству. Однако это не обеспечивала этому роду дворянских и шляхетских привилегий. В возрасте одиннадцати лет Григорий был отправлен в Киевскую академию, где обучался пятнадцать лет. По окончании учебы Григорий принял постриг с именем Георгий, и его оставили в Киево-Могилянской академии в качестве преподавателя риторики, а позже он заведовал кафедрой философии и был ректором этого учебного заведения. С 1755 года и до своей кончины в 1795 году епископ Георгий Конисский возглавлял Могилевскую епархию – единственную православную епархию на территории Беларуси на тот момент. Во время Речи Посполитой архиерей претерпевал гонения и преследования за православную веру. Главным делом жизни Георгия Конисского стала защита православных людей от окатоличивания. В Могилеве святитель основал духовную семинарию, ряд школ, типографию, несколько госпиталей, странноприимных домов и богаделен. При нем был возведен величественный Спасо-Преображенский собор, заложен свято-Иосифовский собор, построено здание архиерейского дома.
     А вот иной пример. Знаменитый полководец Российской империи Михаил Илларионович Кутузов имел честь записаться простым казаком в курень, названный в честь Чернобаевского Ирклиева. Единственный сын сенатора, генерала-поручика Иллариона Голенищева-Кутузова, с детства учился военному искусству. А в 16 лет уже был капитаном и командовал ротой в Астраханском пехотном полку Александра Суворова. Опыт Михаила Кутузова как полководца формировался в русско-турецких войнах. В боях против турок офицеру часто приходилось драться бок о бок с украинскими казаками. Запорожцы были основной ударной силой царской армии - только они удачно противостояли очень подвижной легкой азиатской коннице армии султана. Так же на море - только казацкие «чайки» были реальным противовесом кораблям турецкого флота. В захвате Крыму в 1771 году решающую роль сыграл рейд казаков, форсировавших Сиваш в обход Перекопского вала и ударивших в тыл турецко-татарскому войску. 
     23 июля 1774 российско-казацкие войска отражали десант Девлет-Гирея, который пытался занять Алушту. В этом бою Кутузов, командовавший батальоном гренадеров, получил свое знаменитое ранение - турецкая пуля пробила левый висок и вышла у правого глаза. Глаз "перекосило", но зрение сохранилось, вопреки легендам. Интересно, что незадолго до того, как великий воин чуть не потерял глаз, он "прозрел" относительно того, что нет в мире лучших солдат, чем запорожские казаки. 
     Из казачьего народа был знаменитый художник России Суриков Василий Иванович, который родился 2 января 1848 года в городе Красноярске. Суриков весьма гордился своим происхождением и писал об этом: "Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более чем 200-летнее».   Суриков написал картины «Покорение Сибири Ермаком" (1895г.), "Степан Разин" (1907 – 1910гг.). Сохранился эскиз 1911 года - последнего созданного Суриковым исторический образа Пугачева, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку.
     На казачьем присуде в городе Таганроге 29 января 1860 года родился Антон Павлович Чехов, знаменитый писатель-новеллист и драматург. Этот историко-этнографический - регион еще называется Донщиной, потому что принадлежал Войску донских казаков.  Антон Чехов долгое время считал своих соседей — казаков исключительно бесшабашными рубаками, по его мнению, невежественным и грубым населением его малой родины. Писатель видел в чубатых станичниках «печенегов ХХ века», всегда готовых к разбою, что и отразил в своих рассказах «Печенег» и «Степь». И каково же было изумление писателя, когда летом 1902 года к нему в Ялту прибыл делегат «печенегов ХХ века» - профессор медицины и атаман «Невской станицы» (общественное объединения казаков – не военных, проживающих в Петербурге) Лев Попов, казак станицы Мелеховской. Но не с георгиевским крестом на груди кителя, а со значком выпускника ВУЗа на лацкане дорогого костюма. Такие казаки были понятнее и ближе хрупкому разночинцу-интеллигенту в пенсне. Казак в пиджаке мягко и деликатно попенял классику, что тот несправедливо представил донцов на страницах своих произведений этакими «неоварварами современности». А на самом деле из рядов казачества вышли многие крупные ученые, писатели, исследователи коими гордится Россия перед миром. И самобытная и богатая древняя культура казаков, к глубочайшему огорчению станичников, не привлекла внимание писателя. А.П. Чехов признал свою неправоту и обещал объективно написать о казаках, но не успел в связи с кончиной.
     Потомком казака был Петр  Ильич Чайковский, русский композитор, педагог, дирижер и музыкальный критик. Прадед композитора по отцовской линии, Федор Афанасьевич Чайка (1695—1767), происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного в Малороссии казачьего рода Чаек.  Семейное предание утверждало, что он участвовал в Полтавской битве и умер в чине сотника «от ран», хотя фактически он дожил до старости и умер в екатерининское время.
     25 мая 2005 года на Дону одним известным «казаком» стало больше. Когда отмечалось 100-летие со дня рождения Михаила Шолохова, Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации, приехал в Вешенскую. Там он поддержал идею о принятии закона о казачестве и атаман ВКО "ВВД"  казачий генерал В. П. Водолацкий   (ныне депутат Госдумы,  член Совета при Президенте РФ по делам казачества) присвоил ему чин казачьего полковника. После чего выдал новоиспеченному донцу удостоверение, китель и фуражку. Так что Путин В.В. является не только полковником КГБ СССР, но и казачьим полковником.
Как видно из примеров история казачества не имеет жестких правил, а  подходы к реализации государственной политики в отношении казачества должны быть созвучны времени. Прошло достаточно много времени, изменилось многое: государство, внутренняя и внешняя политика, геополитическая ситуация, общество, социальная устроенность, экономика и промышленность, армия, изменились сами казаки, вживаясь в реалии современного государства.
     На данный момент действует «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», утверждённое Указом Президента Российской Федерации № 835 от 9 августа 1995 года (с изменениями от 21 марта 2005 года, внесёнными Указом Президента России).
     Впервые в истории Русской Православной Церкви в 2010 году по предложению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был учрежден  Синодальный комитета по взаимодействию с казачеством. Такое решение было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 5 марта 2010 года в Санкт-Петербурге. Председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством был назначен епископ Павлово-Посадский Кирилл (Покровский)(с 22 марта 2011 года - епископ Ставропольский и Невинномысский). Ранее владыка Кирилл был введен в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.
     По материалам официального сайта Московского Патриархата впервые в истории Русской Православной Церкви воцерковлением и духовным окормлением российского казачества занимаются более 1000 священников России, Украины, Белоруссии, Казахстана, включая 11 войсковых священников 11 войсковых казачьих обществ Российской Федерации.
     С 2011 года  в систему казачьих обществ было введено «Всероссийское казачье общество», устав которого утверждается Президентом Российской Федерации. Это общество должно объединить все войсковые и отдельные окружные (отдельские) казачьи общества в единую систему. Всероссийское казачье общество было утверждено на съезде 27 ноября 2018 года, когда за него проголосовали единогласно 500 делегатов от всех казаческих обществ.  А 4 ноября 2019 года Указом Президента РФ было создано Всероссийское казачье общество, в состав которого вошли все 11 реестровых казачьих войск России.
    - Решение о формировании Всероссийского казачьего общества принимал лично глава государства Владимир Путин. Это было необходимо, так как все существовавшие войсковые казачьи общества находились на разных этапах своего развития.  – поделился своим мнением с журналистами Николай Александрович Долуда, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, казачий генерал, руководитель Всероссийского казачьего общества (с 2019 по 2023г.г.) -  Главная задача, которую поставил глава государства, - чтобы все войсковые казачьи общества были не ниже уровня Кубанского казачьего войска, которое сегодня по всем направлениям жизнедеятельности является лучшим в стране. Российское казачество уже объединило около 150 тысяч человек, и с каждым годом это число по информации атамана растет. Сегодня оно помогает правоохранителям поддерживать общественный порядок, а система казачьего образования стала важным элементом в воспитании патриотичной молодежи.  Казаки стали участниками специальной военной операции».
     Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года на должность атамана Всероссийского казачьего общества назначен потомственный Терский казак Виталий Владимирович Кузнецов. Ранее его кандидатура была единогласно поддержана на заседании совета атаманов Всероссийского казачьего общества.
     Таким образом, Казачество в Российской Федерации, возникшее и развивающееся после распада СССР, можно представить этаким шаблоном о современном (возрожденном) российском казачестве: казачье общество - Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации - Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества - Всероссийское казачье общество - Список войсковых казачьих обществ.
     В 2022 году на территории Российской Федерации действовало 11 реестровых войсковых казачьих обществ со своими органами управления – это: Волжское войсковое казачье общество, Сибирское войсковое казачье общество, Забайкальское войсковое казачье общество,Терское войсковое казачье общество, Уссурийское войсковое казачье общество, Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», Енисейское войсковое казачье общество, Оренбургское войсковое казачье общество, Кубанское войсковое казачье общество, Иркутское войсковое казачье общество, Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско», Войсковое казачье общество «Черноморское казачье войско».
     Н.А. Долуда считает: « Для успешного развития любого казачьего войска необходимы три основных фактора. Первое - это сильный атаманский корпус, где должны быть хорошие управленцы, организаторы, люди, болеющие за казачество и знающие историю, культуру, обычаи и традиции, вникающие в проблемы, которые существуют в казачьих обществах. Второй фактор - дисциплина, порядок, управляемость. И, конечно, не стоит забывать про боевую подготовку, потому что казак – это, прежде всего воин. Войсковое казачье общество без боевой подготовки обречено на провал. Третий фактор - тесное взаимодействие органов региональной и муниципальной власти с казачьими обществами любых уровней. Синергия этих факторов обеспечит мощное развитие войскового казачьего общества».
     Сейчас по уставным документам казачества любой гражданин России может стать членом казачьей общины. Если, конечно, сами казаки захотят его принять. Для этого назначаются различные испытания, затем вопрос о принятии нового члена общины решается путем голосования. Основное требование, чтобы претендент был гражданином Российской Федерации, достигшим 18 лет, православного вероисповедания (это условное требование, чтобы был крещен). Все казачьи организации работают в соответствии с действующим законодательством и зарегистрированными уставами организаций. Хорошим мотивационным фактором являются появившиеся в последнее время  новые права у казаков. 
     В Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» были внесены изменения, согласно которых руководителям регионов и муниципалитетов дано право организовывать материальное стимулирование, формировать льготы для казаков и любых других добровольцев, которые занимаются охраной общественного порядка и государственной границы. Также существенным для казаков и всех добровольцев, участвующих в специальной военной операции, стало принятие поправок в закон «О ветеранах». Казаки-добровольцы, как и все остальные добровольцы, получают статус ветерана боевых действий. То есть они приравниваются к военнослужащим, призванным по контракту. Главное, что этот статус получает любой доброволец, начиная с 24 февраля. Кроме того, в этом же законе внесено изменение для получения статуса инвалида боевых действий для добровольцев. Все это позволяет добровольцам и членам их семей воспользоваться установленными законом льготами и мерами социальной поддержки. Добровольцы сегодня, так же, как и служащие по контракту, получают боевые выплаты за подбитую технику.  Казак вместе со статусом ветерана боевых действий получает множество привилегий: бесплатный проезд, медицинское и санаторно-курортное обеспечение, льготы по оплате коммунальных услуг.
     24 декабря 2014 года в Минюсте Российской Федерации зарегистрирована Общероссийская общественная организация по развитию казачества «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья» (сокращенное наименование организации «СКВРиЗ»). На сегодня это единственная в России общественная казачья организация, в названии которой закреплен ее статус как общероссийской и разрешено использование слова «России». СКВРиЗ - крупнейшая общественная организация казачества, в которую входят казаки из 83 регионов России и 43 зарубежных стран. Она является приемником ранее существовавшего «Союза Казачьих Войск России и Зарубежья», который был зарегистрирован в Германии и деятельность которого на территории России была прекращена решением Пресненского суда г. Москвы в декабре 2010 года в связи с грубыми нарушениями законодательства, регулирующего деятельность общественных организаций.
     Председателем Высшего совета «СКВРиЗ» является депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель Комиссии по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодёжи Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Петрович Водолацкий. Указом Президента Российской  Федерации от 2 июня 2000 года В. П. Водолацкому присвоен чин «Казачий генерал». Верховным Атаманом «СКВРиЗ» с 2018 года по н. в. избирается на большом Круге Николай Леонидович  Дьяконов 
     Как указано в Уставе СКВРиЗ, целью  Организации является защита общих интересов ее членов в области развития казачества, защита прав членов организации, сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры казаков. Членами организации могут быть как отдельные граждане, так и юридические лица – общественные объединения.
     О роли казачества на современном этапе четко обозначено на II Большом Круге российского казачества прошедшем в Москве, в Храме Христа Спасителя, 28 февраля 2024 года. На нем было представлено более 1200 делегатов, прибывших со всей страны. Немало казаков прибыло с передовой из зоны Специальной военной операции. Участники круга заслушали выступления по актуальным вопросам, касающимся укрепления национальной безопасности, патриотического воспитания молодежи, поддержки президента Владимира Путина на предстоящих выборах, участия казаков в СВО и другие темы. Итогом работы Круга стало единогласное принятие резолюции, которая определила стратегические цели и приоритетные направления деятельности российского казачества на ближайшие годы. Важными также были решения о формировании Совета атаманов России, координирующего органа по объединению казачества и созданию Запорожского казачьего войска.
     Помощник Президента, председатель Совета при Президенте по делам казачества Дмитрий Миронов в своём выступлении отметил, что на мероприятии присутствуют казаки из самых разных регионов нашей страны, объединенные твердой патриотической позицией, верой в свои силы, в способность побеждать, а также подчеркнул, что казачество верно курсу Владимира Путина, нацеленному на процветание России.
     В настоящее время можно с уверенностью говорить, что российские казаки не только помнят и сохраняют свою историю, общее историческое наследие, но и занимаются своим природным ремеслом – они защищают Отечество и православную веру.
     9 мая 2025 года, казаки приняли участие в параде на Красной площади, посвященном 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. 430 представителей Всевеликого Войска Донского и Кубанского казачьего войска были в числе участников парада, демонстрируя свою приверженность памяти о подвиге советского народа в годы войны. На Красной площади звучали слова, что сейчас более 45 тысяч казаков с честью отстаивают интересы России в специальной военной операции. При этом 11 из них удостоены звания Героя России. Казаки не только промаршировали сами, но и прошагали за тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.


Рецензии
"общественное движение среди граждан Российской Федерации, участвующих в казачьих обществах - некоммерческих организациях, ставящих своей целью возрождение казачества."
Зачем?
В прошлом казачество имело экономическую основу. Казаки имели землю, а хохлы на них работали.
Сегодня, однако, казачья идея - это форма национализма.
Ибо люди из других регионов "казаками" отторгаются. как чужаки.
В России существует официальная система власти.
Но политики пытаются использовать, так называемое казачество, в качестве параллельных структур.


Владимир Иноземцев   15.07.2024 22:11     Заявить о нарушении