Конан Варвар, 1982 год. Forever
Смотря этот культовый фильм, каждый год, ритуальным действом, в основном – в пору дождливой Осени, - я каждый раз восхищаюсь совершенством творения древних мастеров. Когда –то давно люди знали секрет стали, когда-то давно люди умели снимать эпическое героическое фэнтези, да так, что хочется пересматривать год за годом. И самое удивительное – находить ещё что-то новое, в наизусть изученных сюжетах.
Смысл этого героического кино не в сюжете, который банален, или каноничен, - как хотите, - варвар теряет в детстве свою семью, отправляется в Путь самосовершенствования, через рабские кандалы и древний ринг гладиаторов – становится самым сильным, и после – начинает свой собственный Путь. Получает Освобождение. Ищет своего древнего врага. Мстит за смерть родителей и уничтожение своего рода. Находит свою любовь только для того, чтобы вновь потерять. Становится выдающимся Героем этого мира.
Смысл здесь в художественном послании от разработчиков, — это творение Мастера, и можно наслаждаться каждым поворотом сюжета вместе с профессиональным поворотом камеры, и этим эпическим культовым началом на слегка искрящейся ленте, под эпический грохот аутентичного барабанного боя … Композитор Бэйзил Полиадурис…
Каждый раз, когда слышу имя этого композитора, - сердце замирает, - сразу ясно – кино стоящее, этот фильм какой-то древний шедевр. Наверняка, Арнольд Шварценеггер в этом своём каноническом образе стал живым кумиром для многих последовательных поколений людей, мальчишек, обретающих самостоятельность и мужественность и далее – зрелость и мудрость. Я вспоминаю юные годы, - эти кадры были даже в формате открыток, (90-e годы 20 Века), которые добывались в Советском Союзе по блату(!) А кино это смотрели в каких-то подвалах, поначалу, где были оборудованы первые кустарные залы импортного видеопроката: “Конан-Варвар”; “Судья-Дредд”; “Звёздный Десант”; “Черри -2000”; “Терминатор”; “Вспомнить Всё” …И другие подобные ленты – тогда смотрелись на одном дыхании… А спустя годы – на другом дыхании; Годы прошли, - лучшее кино осталось навсегда с нами, ничего подобного сегодня не делают, мир ждёт новой культурно-творческой волны, своих новых киногероев.
Многие кадры из такого кино можно использовать, как метафорические карты для поднятия боевого духа, в ходе обычной своей повседневной жизни, отправляясь на свершение очередного служебного подвига. “То, что не убивает нас – делает нас сильнее” (Фридрих Ницше). Например, кадр, когда освободившийся Конан, преследуемый псами, находит в пещере (случайно, или чудесным провидением) – самый настоящий стальной меч, древней закалки! Он вылезает наружу, псы злорадно гавкают, - пришло их время! Но Конан гордо и властно разрубает стальным мечом жалкие железки – последние путы, от прошлой жизни, мешающие ему свободно передвигаться. И поднимает меч к лицу, смотрит твёрдым решительным взглядом, - и этот его взгляд означает многое… Конец рабской жизни, - и смерть врагам. Игры и забавы кончились, - теперь ОН сам хозяин своей жизни! И горе тому, кто встанет на его пути, особенно, со злыми намерениями.
Ещё один кадр, всегда смотрю с улыбкой, и странно, что мало кто об этом кинематографическом нюансе замечает: Конан-Варвар, экипированный, как древний рыцарь, времён завоеваний монголо-татар, величественно скачет верхом на коне, по бескрайним лугам и полям неведомых земель, в поисках своего древнего врага, эти кадры демонстрируются широким обзором, возможно съёмки здесь велись - даже с помощью авиатехники. И что? Да эти кадры – один в один – Сказки Александра Роу, СССР, в лучших традициях жанра(!) Вспомним хотя-бы “Садко”: - “Родина ясноглазая…с малых лет к тебе привязан я, словно к матери родной…” Это два разных кинофильма, из киноиндустрии двух конкурирующих сверхдержав – СССР и США, - мы такие разные, - и всё же – в основе своей – мы все одинаковы. И эти древние архетипические сюжеты, ставшие каноническими фрагментами культового кино, по обе стороны Океана, - красноречиво и однозначно свидетельствуют об истине Космополитизма. Когда-то давно, вся наша цивилизация – была одним сплошным материком; Лавразия и Гондвана – первое фундаментальное разделение, которое, вероятно, ощущается и поныне, в формировании двух Цивилизаций – Запада и Востока. Государств, таких разных по социальной политике и таких похожих – по своему древнему культурному генезису. Отматывая историю назад, - мы все обязательно вернёмся к культу Героизма и мужества, и высшей ценности – Свободы. Культ, который воплотил в себе этот тотемический образ Конана, странствующего Киммерийца, потерявшего семью и род, и завоевавшего себе корону и царство – старым добрым стальным мечом, добытым в битвах.
Когда смотришь на эти кадры – видишь древние небеса (1982 года!) сцена, изображающая ещё более древние небеса и земли – древних времён, где отец сыну закладывает в его сознание основы языческой Теологии… Или как Конан с другом – вором Суботаем – беззаботно и естественно поедают жареную дичь, жареную на простом костре, вполне вероятно – даже без соли. Времена, - где не было огнестрельного оружия, где всё решала реальная сила человека, а иногда – великая магия. Есть большое желание – переместиться в те прекрасные времена, и благо, - киноиндустрия 20 Века – нам эту возможность, отчасти – предоставляет.
У этого фильма есть своё продолжение, соответствующее сюжетам Роберта Ирвина Говарда, - “Конан-Разрушитель”, и вольное продолжение, с другим главным героем “Рыжая Соня”. Это несколько разные по характеру фильмы, но объединённые общей героической тематикой, общим героем, и в главной роли – Арнольд Шварценеггер. Можно смотреть, как тематическую трилогию, - получим незабываемое удовольствие и массу впечатлений на всю жизнь. Главный результат просмотра этих фильмов, для меня лично, - это всегда заряд героизма, подъёма из вялотекущей шизофрении обыденной рутинности, - когда нам кажется – что всё в этой жизни уже известно, и что следующий день – будет ничем не лучше, чем 364 предыдущих… Просмотр этого кино даёт боевой заряд на волевое включение и осознание – что с древних времён и до наших прогрессивных дней – ничего, на самом деле – не изменилось. И в основе своей – мы всё те же – простые люди, на пути обретения Силы и Свободы.
Кто-то ломается, кто-то спивается, кто-то становится великим и могучим (безумным) тираном чужих земель… А кто-то встаёт из могилы, и находит в себе силы начать жить заново, и продолжить свой героический поход, сквозь неизвестные Земли этого мироздания…
Из похожих современных фильмов, передающих эпическо-героическую тематику с фэнтезийной прослойкой, можно посмотреть “Во имя Короля”, - Арнольда там уже нет, но обаятельная Клэр Форлани – своя гарантия привлекательности ленты и положительных впечатлений.
PS: Интересно, что для разных людей – в этом кино есть свои памятные моменты и культовые кадры, обсуждали с Марией, - (женщина Овен примерно моего возраста), она поделилась, что кадры, где Арнольд кувыркается с ведьмой в её хижине – были одними из первых её ярких сексуальных впечатлений в юности. Я же, на эти кадры всегда смотрю несколько иронично: — Вот, что бывает с женщиной, когда она долго голодна, и наконец - ей встречается настоящий мужчина. Летающая по кругу хохочущая шаровая молния, - красноречивое свидетельство…
PPS: Хотя кино это – совершенно, на мой взгляд, здесь есть один момент, который можно ещё улучшить. Почти в самом конце, когда Конан наконец встречается лицом к лицу со своим заклятым врагом – Талса Дум, тот гипнотизирует его своими сладкими речами, повторяя: “- Мой сын! Мой Сын!” И Конан – вначале покорно склоняет голову, а зрители этого акта порабощения воли героя – вся многотысячная паства старого колдуна. Но Конан – находит в себе силы восстать из этой спячки и нанести монстру роковой удар. Вот в этот момент – надо было показать реминисценцию с образом прекрасной и мужественной матери Конана, сюжет из самого начала фильма, где Талса Дум бездушно отсекает женщине голову, а юный Конан – держит маму за руку.
14 July 2024, Fiat Lux! Хайре!
Свидетельство о публикации №224071501440