Жизнь и творчество А. П. Чехова

     ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

     Проблемы обеспечения ментальной (социокультурной) безопасности, рост угроз, обусловленных быстрым размыванием в некоторых группах и стратах идентичности, привели ответственных лиц к пониманию необходимости начать предметную, обстоятельную работу над решением задачи по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
     Несмотря на кажущуюся новизну ее постановки, истории человеческой цивилизации в целом она известна. Некоторые общества ее уже ставили и пытались решить. Те, кому это в той или иной мере удалось, с изменившихся границах (как правило, сжавшихся) существуют и в нынешнее время, кому нет – остались только в истории. Не случайно последние несколько десятилетий все чаще говорят и пишут про ментальные войны. Крайний бастион – культурный код народа. Если он сохраняется, то процесс воспроизводства идет, если поврежден, в него внесены значительные изменения, то дела такой общности плохи…
     Проблеме ценностей в целом, в т.ч. духовно-нравственных ценностей, уделяли и продолжают уделять внимание политики, философы, социологи, теологи, юристы. По общему правилу, их труды штудирует узкий круг специалистов и экспертов, иногда – активные студенты. Иное дело – художественные произведения. Для них характерен совершенно иной охват, другое влияние на умы. В голову сразу же приходит словосочетание «культурный фронт». Возникающая ассоциация не случайна. Наряду с образованием и воспитанием в семье и школе, культура либо «служит» достижению общественных задач, либо становится проводником подрывных практик, ослабляет коллективный ментальный иммунитет.      
     Укажем пару документов стратегического планирования последних лет. В Указе Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» говорится о том, что в России растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей. При этом извне, а также некоторыми силами внутри страны предпринимаются попытки целенаправленного размывания наших традиционных ценностей.
     Логичным в силу нарастающих угроз для национальной безопасности выглядит появление Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Документом выделен стратегический национальный приоритет «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».
     В связи с изложенным, на данном этапе развития общества представляется важным не только сохранение нашего культурного и исторического наследия, но также его изучение через призму традиционных духовно-нравственных ценностей.
     В первую очередь, это требуется сделать в отношении творчества наших писателей-классиков. Образцы художественного творчества, признанные в свое историческое время эталоном (по тому или иному критерию либо их совокупности), не только пережили свой век, но и продолжают привлекать читателя из другой эпохи. Последний находит в нем описание и (или) решение тех проблем, которые возникают и сегодня, волнуют человека сегодняшнего также, как и его предков. Фон, некоторые детали, конечно, устаревают, но они вторичны по отношению к сути произведений наших классиков. Хотя и детали до настоящего времени могут представлять для некоторых интерес (для историков и других специалистов, ищущих ответы на важные для них вопросы в прошлом).
     Размышляя об отечественном наследии, рассматривая его через призму традиционных российских духовно-нравственных ценностей, авторский взгляд не мог не упасть на творчество Антона Павловича Чехова. Его жизненный и творческий путь представляют интерес не только для людей, любящих классическую литературу, театр, но также представляют ценность для медицинского корпуса, филологов, юристов.
      Во-первых, А. П. Чехов – самый «русский» из писателей-классиков, что само по себе может оказаться достаточным для оправдания такого выбора. Об «русскости» Чехова писали многие его современники. Заметим, что «своим» его считали также немцы, французы и видные представители других народов, наций.
Он активно использовал народные образы, мифы в своих трудах. Некоторые его произведения пронизаны «степными» мотивами, что также не случайно. Город Таганрог, в котором будущий писатель родился и провел свое детство, находился на границе с тогдашней Областью Войска Донского, а позже и вовсе был включен в состав этого особого образования. Казачья традиция как часть приазовско-донской культуры отражена в таких его произведениях, как: «Степь», «Казак», Печенег».
В его работах часто фигурируют этностереотипы, сравниваются наши люди с иностранцами, показываются образы чужестранцев.
     Например, в рассказе «Дочь Альбиона» он говорит: «Наш какой-нибудь аристократишка поедет к ним и живо по-ихнему брехать научится, а они…, черт их знает!». А вот, как Чехов характеризует в «Записках одного наивного члена Русского географического общества» англичан: «Живет этот деловой народ в английских клубах, на английской набережной и в английском магазине. Питается английской солью и умирает от английской болезни».
     Во-вторых, А. П. Чехов – врач-писатель или писатель-врач. Любой врач должен быть милосерден, сострадателен, этичен. Такова профессия, смысл которой, согласно традиции, нынче почти полностью утраченной, заключается в служении людям, оказании помощи «здесь и сейчас». Однако более важным является понимание причин болезней, эпидемий, смертей. Многих болезней можно избежать, часть можно успешно вылечить на ранней стадии. Но… Для этого так много нужно сделать как в самой медицине, так и в обществе. Потому, проза, мягко вскрывающая гнойники, приоткрывающая завесу…
     Рабочие будни медиков, а также быт пациентов даются не просто так, а для того, чтобы человек задумался, возможно, даже примерил больничную одежку на себя любимого. Не случайна в произведениях Чехова специальная медицинская терминология. Она используется не только как оригинальный авторский прием, визитная карточка писателя, а как эвфемизм. Грубое становится нейтральным, будоражащее воображение – волнительным.
     В-третьих, А. П. Чехов, как общественный деятель того времени или человек, старавшийся заниматься «полезным делом», много что сделал для решения задач по развитию земской медицины и просвещения. Также он ставил и пытался решать отдельные правовые проблемы современности.
     А П. Чехов был лично знаком и поддерживал дружеские отношения со многими известными юристами. Следует заметить, что младший брат А. П. Чехова, Михаил – выпускник юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. После окончания университета он около восьми лет работал по профессии.
     На основе личных впечатлений от судебных процессов, а также дискуссий в юридических кругах, родился рассказ А. П. Чехова «В суде». О последствиях преступлений, разрушающих личность, мы можем прочитать в его «Драме на охоте».
     Одним из итогов поездки А. П. Чехова на Сахалин станут путевые заметки «Остров Сахалин». В них автор выпукло обозначит проблемы этики и права, обратит внимание на бедственное положение лиц, отбывающих наказание.
     В-четвертых, А. П. Чехов – мастер афоризмов, позволяющих если не бить, то хлестать, если не переосмысливать прошедшую жизнь, то, как минимум, задумываться над нею.
     Чего только стоит его высказывание про праздность «В жизни всё зло, мне кажется, от праздности, от скуки, от пустоты душевной…» («Моя жизнь»). Или: «Бывают минуты, за которые можно отдать месяцы и годы» («Драма на охоте»).
     В-пятых, А. П. Чехов – человек светский. В последние годы традиции нередко увязывают с влиянием на общество Русской Православной церкви. Традиционные российские духовно-нравственные ценности не сводимы исключительно к ценностям религиозным, хотя большинство генетически связаны с ними.
     В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» отмечается особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей православия. Однако здесь же указывается на то, что ислам, буддизм, иудаизм и другие религии являются неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия.
     А. П. Чехов в своих письмах родственникам и друзьям неоднократно писал о том, что он «растерял веру». В тоже время, он, как и многие его современники, был воспитан в христианской традиции. В произведениях А. П. Чехова герои ведут либо религиозный поиск, либо ищут ответы на мучащие их вопросы, либо находятся в поиске того, кто даст им ответы.
     Например, дьякон в произведении «Дуэль» спрашивает: «Вы в Бога веруете? Вы же в Христа не веруете». Зоолог отвечает: нет, верую, но только не так как вы, не по-вашему».
     Чехов вынуждает читателя сделать нужный ему вывод самому. Он постоянно пребывает в поисках правды, убеждаясь, что ее нет.
     В рассказе «Дуэль» он пишет: «В поисках за правдой люди делают два шага вперёд, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперёд и вперёд. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды».
     Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», закрепил следующие традиционные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
     Практически все они в той или мере находят свое отражение в произведениях А. П. Чехова. Так, жизнь герои Чехова часто связывают со свободой, правом личности на самоопределение. В настоящей жизни, по мнению А. П. Чехова, должна быть цель, к которой человек идет.   
     В одном из писем сестре писатель пишет: «Скажи матери, что как бы ни вели себя собаки и самовары, все равно после лета должна быть зима, после молодости старость, за счастьем несчастье и наоборот; человек не может быть всю жизнь здоров и весел, его всегда ожидают потери, он не может уберечься от смерти, хотя бы был Александром Македонским, — и надо быть ко всему готовым и ко всему относиться как к неизбежно необходимому, как это ни грустно. Надо только, по мере сил, исполнять свой долг — и больше ничего».
     В этом отрывке дается понимание жизни человека как существа и биологического, и социального, и духовного. Акцентируется внимание на объективных закономерностях человеческого бытия, его долге.
     Большое внимание в своих произведениях, а также высказываниях Антон Павлович уделят человеческому достоинству. Он являлся ярым противником раболепия, самоуничижения, чинопочитания. Например, в рассказе «Хамелеон» писатель показывает отношение полицейского надзирателя Очумелова к собаке, которое, всецело зависит от того, кто ее возможный хозяин.
     Права и свободы человека, отношение к ним в различных слоях общества, пронизывают многие произведения А. П. Чехова. Порядок, по его мнению, может существовать при условии уважения в обществе человеческой личности, а также собственности. Писатель часто обращал внимание на наличие здесь отдельных перегибов.
     Патриотизм А. П. Чехова. Есть ли в произведениях классика патриотизм? Пожалуй, точный ответ на этот вопрос исследователи ищут до сих пор. Если скользить по чеховским персонажам, оценивать их высказывания, совершенные действия, то, вроде как, и нет. Мы часто видим обычного, «среднего» человека, со своими слабостями. Достаточно прочитать его «Патриот своего отечества». В тоже время, когда необходимо, там, где требуется, чеховские герои «просыпаются», вспоминают свой «культурный код».
     Писатель часто критиковал государство в лице его чиновников, высмеивал некоторые порядки, царившие в глубинке. Не случайно М. Горький вспоминал такие слова А. П. Чехова: «Такая нелепая, неуклюжая страна – эта наша Россия». А вот К. С. Станиславский о Чехове говорил: «Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего, какого мне только приходилось видеть. Он бодро, всегда оживленно, с верой рисовал красивое будущее нашей русской жизни».
     Вряд ли найдутся специалисты, полагающие, что писатель не отожествлял себя со страной и народом, его традициями. Для таких выводов не находится достаточных оснований ни при оценке жизненного пути А. П. Чехова, ни при препарировании подавляющего большинства его произведений.   
     Про патриотизм хорошо век назад написал С. С. Бехтерев:
                «Любить – не значит поощрять,
                Распутство, подлость и гордыню,
                Не значит слепо прославлять
                Жрецов, позорящих святыню».
     Гражданственность или осознание себя гражданином России – характерная черта как самого писателя, так и многих его героев. Он всегда сохранял веру в отдельных людей, в отдельных личностей, «разбросанных по всей России там и сям…».
     Если взглянуть поверхностным взглядом на некоторые из известных цитат, то напрашивается другой вывод. Можно вспомнить и про «казенную страну», и про беспечность, лень и легкомыслие людей… Все так. А. П. Чехов, как врач, видел и общался по роду своих занятий большую часть жизни с простыми людьми, хотя, судя по всему, любил их больше, чем интеллигенцию, в кругах которой вращался, и которой от него порой доставалось. Но писатель – это нерв нации, а не обслуга власть имущих.
     Служение Отечеству – одна из характеристик А. П. Чехова. Несмотря на то, что он не состоял на государевых должностях, не был чиновником (в современном понимании этого термина), Антон Павлович состоялся и как врач, и как писатель, и как общественный деятель.
     Он занимался строительством амбулатории, сельских школ, участвовал в прокладке дороги. По его инициативе осуществлялась посадка деревьев на оголенных участках. В родном Таганроге создает общественную библиотеку, куда жертвует более двух тысяч томов книг. Писать о его бурной деятельности можно много. Не по заграницам постоянно кутил, не за пределы страны капиталы вывозил…
     Высокие нравственные идеалы и А. П. Чехов. Многим хорошо известно высказывание Астрова из пьесы «Дядя Ваня»: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но не все помнят концовку: «А праздная жизнь не может быть чистою». Писатель различал внешнюю и внутреннюю составляющие бытия, лоск и грязь. Он видел как светлые, так и темные стороны жизни, описывал силы, которые могут привести как к развитию людей, всего общества, так и к катастрофе.
     Так, в рассказе «Ионыч», «герой» быстро деградирует как личность, превращается из человека, способного на глубокие чувства, в равнодушный механизм. Форма начинает довлеть над содержанием, человек из субъекта постепенно превращается в объект. 
     Следует заметить, что критики обвиняли А. П. Чехова в идейном индифферентизме. По их мнению, писатель «с холодной кровью пописывает», а не «светит и греет». Антон Павлович даже соглашался со своими критиками, говоря о том, что ему некуда вести читателя…
     Изменилось время, читатель к концу XIX века стал другим, а критикам казалось, что сложившиеся правила неизменны. Старые идеалы обветшали, во многом исчерпали себя, по крайней мере, в том виде, в которым их продолжали преподносить публике. Чехов запросы, новые тенденции уловил, потому и стал классиком.
     Тема семьи – одна из наиболее сложных для понимания в творчестве писателя. В большинстве произведений его герои терпят крах в любви. Им кто-то или что-то мешает. Возможно, на чеховских персонажей большое влияние оказал личный опыт писателя. Однако подавляющее большинство его работ не являются автобиографическими (слышал, видел, участвовал не в главной роли).       
     Для нас важно то, что А.П. Чехов недвусмысленно говорит и о том, что надо любить, выходить замуж или жениться по любви. Семья, по Чехову, надежная ячейка общества.
     В том же рассказе «Ионыч», семья, не просто «ячейка общества», она является воплощением культуры всего общества. Другое дело, что прежняя культура уходит, а семья все чаще перестает восприниматься людьми в качестве малой церкви.
     А.П. Чехов неоднократно обращается в своих сюжетах к проблематике созидательного труда, т.е. деятельности, имеющей реальную материальную и духовную ценности.
     Писатель увидел миссию человека в служении любимому делу. Более того, он сам следовал такому пониманию труда. В своих произведениях он уделяет внимание и людям от сохи, от плуга, и чиновникам, и представителям творческих профессий.
     Более того, он специально выделяет человека-творца, хотя такой прием в целом не характерен для автора.
     Например, в пьесе «Чайка», Чехов выдвигает тезис о том, что именно творчество делает человека человеком. Идеи классика о творческом начале в человеке не потеряли своей актуальности и сегодня. Одни профессии в связи с развитием новых технологий умирают, другие появляются.
     Тема соотношения духовного и материального в трудах А. П. Чехова – одна из второстепенных. Большинство его персонажей – обычные люди, часть из которых трудно отнести к положительным. Для них характерна глубокая вовлеченность в текущие дела, зарабатывание на «хлеб насущный». Чеховская сатира направлена на обнажение пороков, критику имеющихся недостатков в обществе. В ней в принципе не может быть заметного места духовному. Однако духовно-нравственные мотивы в его произведениях присутствуют имплицитно, а конфликт между материальными и духовными благами А. П. Чехов показывает в своих произведениях неоднократно.
     А. П. Чехов – известный гуманист. Он всегда имел твердую духовно-нравственную позицию по вопросам построения гуманного общества. Его работы пронизаны стремлением народа к свободе и счастью, верой в правду и справедливость. 
     Писатель погружает своих героев в тяжелую среду не для того, чтобы они в ней умерли либо оскотинились, а для того, чтобы, пройдя испытания, пришли к нужному им результату.
     Например, в рассказе «Студент» над героем сначала сгущаются тучи, кажется, что жизни приходит конец, но потом появляется лучик света… Мрачная история заканчивается на позитиве: «… и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».   
     Милосердие – обязательное качество врача. Без таких качеств как, человеколюбие, сострадание, эмпатия, готовность оказать бескорыстную помощь, немыслима долгая и успешная деятельность медика. В связи с тем, что А. П. Чехов практически всю жизнь занимался врачебной практикой, вопрос милосердия писателя можно было бы опустить. Но есть еще его творческое наследие. Как понимал его классик? Полагаю, что милосердие – это не разовая акция, а постоянный и трудоемкий процесс, в котором есть внутренняя потребность, и который должен приносить реальную пользу.
     Достаточно вспомнить «Крыжовник». В нем запечатлена следующая мысль: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно».
     Тема справедливости поднимается А.П. Чеховым, в первую очередь, в рассказах, посвященных правосудию. Однако и в других его произведениях тема справедливости присутствует. Он затрагивает проблему фактического имущественного и социального неравенства, соответствия деяния и воздаяния, соразмерности и другие.
     Справедливость, по А. П. Чехову, в обществе существует лишь условно, но стремиться к ней нужно. В письме А. С. Суворину он так и писал: «Главное – надо быть справедливым, а остальное все приложится».
     Проблематика коллективизма и индивидуализма в чеховских произведениях часто идет вторым планом. С одной стороны, писатель проводит жесткую демаркационную линию между сословиями, поглощенными своими проблемами, с другой, в силу начавшихся процессов разрушения общинного уклада, уделяет внимание постоянным или временным объединениям простых мужиков (артели и др.). Не обходит он вниманием и тех, кто спрятался в свою «скорлупу», закрылся от мира. В истории «Мужики», А. П. Чехов прямо высмеивает таких людей. Его «Человек в футляре» – также произведение с говорящим названием.
      Обличение писателем индивидуализма, самоизоляции, затворничества, позволяют говорить о наличии у автора такой ценности, как коллективизм. Без нее А. П. Чехову было бы трудно поднимать людей на решение общих задач (строительство, озеленение и др.).
     Взаимопомощь и взаимоуважение тесно связаны с коллективизмом. А. П. Чехов, как врач и писатель, не мог обойти стороной эту ценность. Она культивировалась как у многих народов, населявших Россию, так и в ряде сословий.
     В его произведениях, лишенных пафоса, взаимопомощь и взаимоуважения бытовые, но от этого не менее ценные. Они «от подать стакан воды» до «выполнить последнюю волю». Нельзя обойти внимание его: «У бедных просить легче, чем у богатых».
     Прямо обличает безразличие людей А. П. Чехов в рассказе «В аптеке». Человек-винтик, человек-функция – вот перспектива развития человечества, которая не может не пугать писателя. Эта история актуальна и сейчас, в обстановке тотального внедрения всевозможных систем, заменяющих человека в угоду экономике либо даже просто новым трендам.
     Тема памяти и преемственности поколений также не чужда писателю. Поэтому в его рассказах есть и малая родина, и родовое поместье, и фамильный дом… Вскользь классик затрагивает проблему человеческой памяти, символов прошлого. Персонажи А. П. Чехова часто описывают свои сны, фантазии, иногда даже галлюцинации.
     Многие из них связаны с прошлым, с историей страны, рода, семьи. Герои писателя живут не только настоящим, но и прошлым, некоторые пытаются заглянуть в будущее.
     Пожалуй, самое известное произведение, иллюстрирующее одну из «вечных проблем» отцов и детей – «Вишневый сад». В нем показано, насколько по-разному на один и тот же вопрос могут смотреть представители разных поколений даже в одной семье. Преемственность может заключаться как в согласии с чем-либо, так и в отрицании чего-либо… И к такому варианту развития событий нужно быть готовым, чтобы от полного отрицания подойти к частичному, а от него – к неполному либо полному согласию.
     О народах, населявших российскую империю, А.П. Чехов писал, но не столько в контексте их единства, сколько сравнивая нравы и традиции одних народов с другими. Даже среди русских, населявших огромные территории страны, он подмечал отдельные особенности, характерные для конкретной местности. В основном его заметки нашли отражение в многочисленных письмах.
     Краткий анализ мозаичной картины, формирующейся из широко известных произведений писателя, а также его переписки, воспоминаний о нем современников, позволяет сделать ввод о том, что им были подняты проблемы сохранения и передачи будущим поколениям большинства традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Конечно, эти ценности тогда так не именовались, но в основе своей культивировались в обществе, бывшем еще во многом патриархальным.
                июль, 2024


Рецензии