Комкор...
ИНТЕРЬЕР. ОБЩАЯ СТОЛОВАЯ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ИЛИ ДАЖЕ В ВИОНСКОМ СОЕДИНЕНИИ. ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЫЙ ГОД. ОСЕНЬ. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ.
Столы составлены в один ряд. За столами сидят красные командиры и поздравляют своего сослуживца с утверждением в должности командира корпуса. Эпоха воинских званий в Рабоче-Крестьянской Красной Армии ещё не наступила. Выпив за назначенного на должность комкора то, что положено, сидят за общим столом, закусывают. Сам вновь назначенный, сидящий во главе стола, с тремя ромбами, берёт гармонь, и начинает играть и петь. Вполне возможно, что песню со словами: "Степь широ-о-о-кая".
НАТУРА. КУРИЛКА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ.
Курят двое, вышедшие из-за стола. У обоих на плечи накинуты шинели, на воротниках гимнастёрок обоих видны петлицы. У одного в петлицах - три шпалы командира пока, у другого - четыре кубаря командира отдельной роты.
Командир отдельной роты
Тебе не обидно, Иван Григорьевич, что какого-то выскочку, двадцати девяти лет от роду, командиром корпуса назначают?
Командир полка
Не обидно, Сергей. Я знаю, как он, Стрекалов, в военном деле разбирается, таких начитанных командиров, как он, я ещё не встречал. И чего тебе-то переживать? Ты командир отдельной роты, не нашего соединения, под его началом мне, а не тебе служить. Лично я готов это делать!
Командир отдельной роты
А всё же интересно: откуда он такой молодой взялся?
Командир полка
В Гражданскую Крым брал, а до этого ему ещё деникинская контрразведка всю спину нагайкой исполосовала!
Командир отдельной роты
И всё-таки мне его начитанность и образованность крайне подозрительны.
ИНТ. КОРИДОР, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ПЕРЕХОДОМ ИЗ ОДНОЙ КОМНАТЫ СОВЕЩАНИЙ В ДРУГУЮ. ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ В СТОЛИЦЕ. МОСКВА. ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ ГОД.
Разговаривают двое: Военачальник с пышными усами и петлицами Маршала Советского Союза и Стрекалов, теперь уже в воинском звании командарма второго ранга: четыре ромба в петлицах.
Маршал с пышными усами
Всем ты хорош, Алексей Васильевич, в военном деле не хуже, а лучше Тухачевского разбираешься. Тридцать пять лет тебе, а ты уже командарм второго ранга. Но есть у тебя один недостаток.
Стрекалов
Это какой же у меня недостаток, Семён Михайлович?
Маршал с пышными усами
Не женат ты, братец. А надо!
Стрекалов
А у меня невеста есть!
Маршал с пышными усами
Невеста есть? Вот это - хорошо! Как звать?
Стрекалов
Мариной.
ИНТ. ТЮРЕМНАЯ КАМЕРА.
Стрекалов, без ремня и портупеи, в домашних тапочках вместо сапог, но с чистым подворотничком на воротнике гимнастерки, сидит на корточках. Он прислонился спиной к холодной стене тюремной камеры. У него закрыты глаза, на его лице - крайняя степень спокойствия.
ИНТ. КАБИНЕТ В КРЕМЛЕ.
За письменным столом сидит Вождь, в руке которого - трубка. Перед ним сидит Л.П.Берия.
Вождь
Где у нас сейчас находится Стрекалов, Алексей Васильевич?
Берия
Он не находится, а как все - сидит.
Вождь
Как все? А не переборщил ты с этими всеми, а Лаврентий? Зачем у тебя Стрекалов сидит? Ты, что ли, своим стратегическим талантом дыры будешь затыкать, а Лаврентий? А он у тебя есть, - стратегический талант?
Берия
Нет такого у меня таланта, Иосиф Виссарионович. А что делать?
Вождь
Перестань крутить Стрекалова. Пусть его молодая голова на свободе современные военные стратегии осваивает, понятно тебе, Лаврентий Павлович?
Берия
Понятно, Иосиф Виссарионович!
ИНТ. КОМНАТА В СКРОМНОМ ДОМЕ ГДЕ-ТО НА ЮГЕ РОССИИ. НАЧАЛО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТОГО ГОДА.
Восемнадцатилетний Георгий Иванович Вильтицкий читает записку от своего отца, полковника Вильтицкого, которую принёс ему высокой, с чёрной окладистой бородой, казачий урядник.
Голос полковника Вильтицкого
"Здравствуй, сын! Как бы хорошо ни складывался для нас прошедший, девятнадцатый год, а нынешний, двадцатый, подтверждает все самые мои страшные опасения. Нам не победить! А жить надо. Тебе, Алёша! Да, привыкай к новому имени. Штабс-капитан Хлобыстов из контрразведки - большая скотина, но дело своё он знает. И очень любит деньги. К этой записке прилагается документ Алексея Васильевича Стрекалова. Парень, как и ты, сын, тысяча девятьсот первого года рождения, он сирота. А Хлобыстов перестарался на допросах. Парень умер. И теперь ты - Алексей Васильевич Стрекалов, не только сочувствующий большевикам, а сознательный молодой подпольщик. Знаю, что ты хочешь стать военным, как и я. Продолжай быть пытливым в военном деле. Учись не только из книг, у жизни, у солдат, в любую свою минуту. А ещё найди способ оставаться спокойным, даже тогда, когда припрут тебя, сын, к тюремной стене. С такой новой, как теперь у тебя, биографией, - прямая дорога тебе в Красную Армию. Запомни сын: Вильтицкие присягу принимают только один раз. Примешь присягу в Красной Армии, - ей и служи всю жизнь! Только спина у Алексея Стрекалова исполосована нагайкой, а сердце у него оказалось слабее, чем у тебя. Верю, сын, что ты всё выдержишь, и что перепрыгнешь в Красной Армии мою, не такую уж значительную, полковничью высоту. Твой отец, полковник Иван Сергеевич Вильтицкий".
Входит в комнату бородатый казак.
Казак
Пора, барчук. Лягай на лавку, бить буду до крови, но не смертельно. А рубцы останутся. Мазь квартирной хозяйке я оставил. И как пользоваться - сказал. Быстро заживёт. Записочку от отца вашего, сжечь надобно.
Георгий Иванович Вильтицкий сжигает записку своего отца.
ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ В БЛИНДАЖЕ. НИЧЕГО, ЕСЛИ ОНО БУДЕТ НАПОМИНАТЬ ПОМЕЩЕНИЕ ИЗ СОВЕТСКОГО ФИЛЬМА "СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА".
В блиндаже находится полковник Вильтицкий, Иван Сергеевич, в шинели, в фуражке, с саблей на перевязи и с револьвером в руке. В блиндаж врываются несколько красноармейцев, среди которых - Алексей Васильевич Стрекалов. Сын и отец смотрят друг на друга, это продолжается мгновение, совсем не замеченное красноармейцами. Полковник Вильтицкий наводит револьвер на Стрекалова, тот стреляет из винтовки полковнику в ногу. Полковник стреляет себе в висок из револьвера.
ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА, УЧАСТНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, АЛЕКСЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА СТРЕКАЛОВА.
Под портретом, в кресле, с ногами, укрытыми клетчатым пледом, сидит столетний Алексей Васильевич Стрекалов.
ИНТ. КУХНЯ В КВАРТИРЕ ОТСТАВНОГО ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА, ИВАНА АЛЕКСЕЕВИЧА СТРЕКАЛОВА, СЫНА МАРШАЛА АЛЕКСЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА СТРЕКАЛОВА. ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЕРВЫЙ ГОД.
Иван Алексеевич Стрекалов пьёт со своей внучкой Валентиной чай. В кухню входит Сергей Иванович, сын Ивана Алексеевича и внук Алексея Васильевича Стрекалова.
Валентина
Как там прадедушка?
Сергей Иванович
Переживает!
Валентина
И это в его сто лет!
Иван Алексеевич
Чего мы тогда этого иностранца из Парижа пустили?
Сергей Иванович
А чего иностранцев бояться? Времена теперь такие: не кровожадные и свободные. Зато мы знаем, теперь, что мы не Стрекаловы, а Вильтицкие.
Иван Алексеевич
Я как был генерал-лейтенантом Стрекаловым, сыном героя Великой Отечественной войны Маршала Советского Союза, Алексея Васильевича Стрекалова, так им и остался!
Свидетельство о публикации №224071500231