Гимн всепобеждающей дружбе и признание во взаимной

 Гимн всепобеждающей дружбе и признание во взаимной любви
Михаил Глинка. Вокальный цикл «Прощание с Петербургом», концертный зал Стравинского, Мариинский театр, 14 июля 2024 года
Долгожданный концерт Магеррама Гусейнова и концертмейстера Юрия Кокко с интригующим и немного озадачивающим названием "Прощание с Петербургом" прошел с аншлагом и закончился бурной овацией! Публика была в восторге и от исполненного вокального цикла Глинки, особенно от его знаменитых хитов - "Попутной песни", "Жаворонка" и "Прощальной песни", и от прозвучавших на бис темпераментных романсов Глинки "В крови горит огонь желанья", "Я здесь, Инезилья" и "Признание"! Концерт стал еще одним мероприятием Мариинского театра в ознаменование 220-летия со дня рождения Михаила Глинки, создателя первой русской национальной оперы и одного из основоположников отечественной традиции классической музыки.
Магеррам Гусейнов и Юрий Кокко представили единственный и не часто исполняемый вокальный цикл Глинки, который сформировался в окончательном виде в деятельном сотворчестве двух друзей - композитора и автора стихов Нестора Кукольника, и был опубликован в 1840 году. В него вошли стилистически очень разные романсы, написанные в разное время и по разным поводам. Их объединило важное событие в жизни тридцатишестилетнего Михаила Глинки - после разрыва с женой он собирался надолго уехать в Италию с любимой Катенькой Керн, друзья тоже так думали. Но в итоге все у Глинки сложилось иначе - он, по требованию матери, один всего на месяц уехал из Петербурга в свое имению в Смоленскую губернию. И для дружной мужской литературно-музыкально-критической компании, "братии", образовавшейся вокруг братьев Платона и Нестора Кукольников, в которую входил и Глинка, перспектива его отъезда на длительный срок была значимым поводом устроить другу проводы и прощальный вечер. Именно тогда, на дружеской вечеринке в доме в Фонарном переулке, где жили Кукольники, а до этого и Глинка, недалеко от современной Мариинки, и прозвучала впервые внешне веселая, но полная глубокого смысла величальная "Прощальная песня", завершающая вокальный цикл. Глинка, обладавший хорошим голосом, вдохновенно солировал, а братия пела хором припев. Эту водушевленную приятельскую атмосферу того давнего вечера было легко себе представить, слушая густой красивый яркий голос Магеррама Гусейнова, поющего о дружбе, помогающей преодолевать любые невзгоды и испытания (а у Глинки их было немало - смерть Пушкина, на которого он стремился быть похожим, породившая душевный кризис, смерть брата, измена жены, сложные любовные отношения Екатериной Керн, творческие проблемы), даже "игру на раскаленной лире", и отвечающий ему Камерный хор Мариинского театра, тоже многократно прославляющий дружбу: "Когда жизнь дружбою согрета, дай Бог тебе, и нам, и всем многия лета, многия лета!" В итоге, в общем торжественном финале "Прощальной песни" слившиеся в едином звучании солист и хор воспевают дружеские узы, которые позволяют творить вопреки всему: "...но струн не рви. Жизнь наша дружбою согрета, ударь по струнам и греми: многия лета, многия лета!" Вот таким гимном всепобеждающей дружбе, принятом залом на ура, завершается вокальный цикл Глинки. А начинается - с лирических романсов о чудных девах, страстных серенад, продолжается темпераментным болеро, элегическими балладами о доблестных рыцарях и о ратных подвигах, героической историей о верном коне и нежной, полной любовной печали, песней о жаворонке. И Магеррам Гусейнов с его вдумчивой выразительностью и совершенным вокалом, и Юрий Кокко, с его чутким пониманием музыки, ее стилистики, эмоционально выверенной трактовкой, выдали слушателям роскошную интерпретацию и богатейшую палитру эмоциональных красок этих музыкальных миниатюр. Многогранность их мелодической стилистики позволили в полной мере насладиться и мягким туше концертмейстера, и бархатным тембром благородного бас-баритона певца, получить удовольствие от красивого звучания его голоса на близком расстоянии сравнительно небольшого зала Стравинского, послушать его в стилистически разных произведениях русского репертуара. Особое впечатление произвело исполнение самого популярного номера цикла - "Попутной песни", написанной Глинкой на основе впечатлений от открытия железной дороги, связавшей Петербург и Павловск. Виртуозная миниатюра-скороговорка, переслоенная напевной лирической мелодией, рисует колоритную картинку мчащегося поезда, едущей в нем публики и встречающей на вокзале. В ней использованы некоторые белькантовые средства выразительности, в исполнении которых Магеррам Гусейнов большой мастер. "Попутная песня" блестяще прозвучала у певца и вызвала, в нарушение академических традиций слушания вокальных циклов без аплодисментов между частями, бурную реакцию зала и шквал оваций. И действительно было трудно удержаться и не прореагировать на великолепно исполненный вокальный хит.
Интересно, что каждый из 12 романсов, входящих в цикл "Прощание с Петербургом", посвящен Глинкой кому-то из друзей, а "Прощальную песню" композитор и автор стихов взаимно посвятили друг другу.
Название "Прощание с Петербургом" дал циклу издатель П.И.Гурскалин. И навеяно оно было, конечно, предстоящим отъездом Глинки за границу, который тогда так и не состоялся.

Особый энтузиазм слушателей в зале Стравинского вызвали исполненные на бис темпераментные романсы Глинки. Такой тип вокальной музыки Магерраму Гусейнову особенно идет и бесподобно удается! Романсу в стиле испанской сегидильи "Я здесь, Инезилья" хотелось подпевать:
Я здесь, под окном,
Объята Севилья
и мраком, и сном!
Исполнен отвагой,
Окутан плащом,
С гитарой и шпагой
Я здесь, под окном,
Я здесь, под окном.
А короткий очаровательный романс "Признание" на стихи Пушкина все восприняли как взаимное признание в любви. Публики и исполнителей!
...Без вас мне скучно, - я зеваю,
При вас мне грустно, - я терплю;
И мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю.
Что еще добавить? Любовь окрыляет!

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Магеррам Гусейнов (бас-баритон)
Юрий Кокко (фортепиано)
Камерный хор Мариинского театра
В ПРОГРАММЕ:
Михаил Глинка
Вокальный цикл «Прощание с Петербургом»:

 Романс (из поэмы «Давид Риццио»).
 Еврейская песня (из трагедии «Князь Холмский»).
 Болеро («О дева чудная моя...»).
 «Давно ли роскошно ты розой цвела...» (Каватина).
 Колыбельная песня.
 Попутная песня.
 «Стой, мой верный бурный конь...» (Фантазия).
 Баркарола («Уснули голубые...»).
 Virtus antiqua (Рыцарский романс).
 Жаворонок.
 К Молли (Романс из романа «Бюргер»).
 Прощальная песня.


Рецензии