Так начинался АЯМ- первостроитель

Байкало- Амурская магистраль отмечает 50-летний юбилей.

После БАМа железная дорога устремилась к столице Якутии. Это было почти 40 лет назад, когда в 1985 году в посёлке Беркакит легендарным отрядом «Якутский комсомолец» было уложено золотое звено АЯМа  «Беркакит-Томмот-Якутск». Мне довелось в то время работать с бойцами знаменитого отряда, который входил в СМП-595 «Юность Якутии». 

Мы не имели представление, как строится железная дорога. Для повышения квалификации нас отправили на обучение в Тынду. Там за небольшой срок мы освоили профессию монтёра пути.

На строительство железной дороги люди приезжали со всей страны, в том числе и бамовцы.  Это были лучшие годы нашей жизни. В основном  железку строили комсомольцы, посланцы якутского обкома комсомола, который набирал молодёжь со всех районов республики.

За небольшой срок  строительства многонациональный коллектив стал дружным и сплоченным. Вместе отмечали праздники, проводили свадьбы, отдыхали и трудились.

Основная работа проходила на звеносборочной  базе, которая располагалась на станции Нерюнгри – грузовая.  Здесь готовили звенья для будущей магистрали. Когда были материалы (финансирование часто приостанавливали) трудились круглосуточно, несмотря на морозы и жару. Труд был тяжелый, основная работа проводилась вручную. Летом креозот, которым пропитывали шпалы обжигал лицо, зимой стояли лютые морозы, не  выдерживала даже техника.
 
Был у нас  свой бронепоезд, на котором мы мечтали дойти до Якутска. Здесь  обедали, отдыхали, играли в шахматы. Во время сильной жары открыли кафе у реки и назвали его «Волной». Организовали волейбольную площадку. Часто к нам приезжали разные известные люди, с концертами артисты. Жизнь была наполнена встречами и мечтой построить быстрее железную дорогу.

Самая интересная работа началась, когда пошла укладка железнодорожного пути. Мы рубили просеку,  под  будущую магистраль. Жили  в  вагончиках,  сами готовили еду, топили круглосуточно буржуйки, чтобы не замерзнуть. Иногда нас так сильно заметало снегом,   что приходилось жить оторванным от внешнего мира. Ждали, пока к нам пробьются бульдозеры.

В то время к нам приходили разные, дикие звери: олени, много прилетало куропаток,  рядом бродили медведи. Поэтому ночью в туалет ходили по двое. Потому что однажды  один из строителей, не успев застегнуть штаны, словно пуля влетел в вагончик с криком, там медведь.

Проходили годы. Коллектив пополнялся новыми специалистами. И вот позади уже первые уложенные километры, появлялись  станции и разъезды. Дорога уверенно шагнула на Север.

В 90 –е годы вновь приостановилось финансирование железной дороги. На этот раз надолго. Люди стали уходить со стройки, в том числе  и бойцы отряда «Якутский комсомолец». Жалко и больно было смотреть на то, как распадался коллектив, который в 1976 году привёл железную дорогу в Якутию.

Некоторые строители ушли работать  на железную дорогу в МПС (министерство путей сообщения). Кто-то подался к себе на родину. В  1995 году в Якутии была создана Акционерная компания  «Железные дороги Якутии», которая приняла в свои ряды бывших строителей АЯМа, обеспечив их стабильной работой. Теперь здесь трудятся их дети, потом и внуки придут им на смену, продолжая великое дело строителей железной дороги.

Анатолий Перкин, член Союза журналистов России, бывший строитель АЯМа,  секретарь комсомольской организаций СМП-595  «Юность Якутии», член совета штаба  на строительстве БАМа. 


Рецензии