24. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  24.

Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи! внидет в Царствие Небесное; но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (VII, 31)

По мнению  Святителя Иоанна Златоуста, "Спаситель эдесь главным образом  касается иудеев, которые все полагали о догматах, а о жизни нимало не заботились.
Однако же Христос не остановился на указанных словах, но сказал ещё гораздо более: Многие бо реку Мне в день он: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом? ( ст.22).
То есть не только тот лишается  Царствия Небесного, который имеет веру, а о жизни не радит; но равно будет устранен от священных врат его и тот, кто при вере сотворил даже много знамений, а доброго ничего не сделал."
Святитель объясняет нам: "Невозможно,  чтобы человек,  ведущий добродетельную жизнь  и свободный от всех страстей, когда- либо был презрен; хотя и случится ему впасть в заблуждение, Бог тотчас привлекает их к истине...
Кто  же,  спросишь, те, которых Иисус Христос, несмотря на их чудотворения, представляет быть достойными мучения? Многие из веровших получали дары... таков был Иуда, потому что и он, будучи злым, имел дар чудотворения. То же можно найти и в ветхом завете, то есть, что благодать часто действовала в недостойных, для блага других."

2. " В начале евангельской проповеди нужны были многие доказательства силы Христовой, - обьясняет  нам Святитель Иоанн Златоуст. -  то и из числа недостойных многие получали дары. Впрочем, от таких чудес они никакой не получили для себя пользы, а только навлекли на себя ещё большее наказание. Поэтому Спаситель  и произнес страшное это слово: Никогда не  знал  вас!
Итак, возлюбленные устрашимся, и приложим великое старание о жизни своей. И не станем думать, что мы, не производя теперь чудес, потому сами имеем менее  благодати. От чудес никогда ничего не пребудет нам, равно как и не убудет и от того, что мы не творим их, если только заботимся о всякой добродетели.
Итак,  .. Спаситель предложив беседу о добродетели, вместе с тем показал нам различие между принимающими на себя её личину, из которых одни для выказывания себя постятся и молятся, другие приходят в овечьих кожах, третьи,  которых назвал свиньями и псами, чернят её; то показывая наконец, как полезна добродетель и в здешней жизни и как вреден порок,  говорит: Всякого кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному ( Мф.7: 24)."
Святитель Иоанн Златоуст  объясняет, "как сильна добродетель и настоящей жизни. В чем же состоит сила добродетели?
В том, что с нею живут безопасно, не колеблются ни от каких несчастий, стоят выше всех гонителей.Что может сравниться с этим? Этого не может приобрести себе даже  украшенный диадемою, а добродетельный достигает.  Он один с избытком стяжал такую безопасность, в пучине настоящей жизни наслаждаясь  великою тишиной.
Пошёл дождь, и разлились реки, - говорит Спаситель,  - и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал. Потому что основан был на камне  (Мф.7:25).
Здесь дождями и реками  Он иносказательно называет человеческие несчастья и злоключения: клевету,  наветы, скорби, смерть, погибель ближних,  оскорбления  от других  и всякое зло, какое только  бывает  в нашей жизни.
Но душа праведного ничем не побеждается. Причина этого в том, что она основана на камне. Камнем здесь Христос называет твёрдость своего учения. И поистине, заповеди его гораздо твёрже камня: помощью их праведник становится выше всех волн человеческих, так как кто тщательно соблюдает эти заповеди, тот побеждает не только гонения людей, но и козни дьявольские".

3. Святитель Иоанн Златоуст  приводит нам в пример жития апостолов,  у которых было много гонений и страданий...  но   "все это нимало не поколебало их мужества и не повергло их в уныние, но, сражаясь без всяких внешних пособий, они все победили и превозмогли."
"Подобным образом и ты всему посмеешься, - говорит Святитель, - если захочешь выполнять заповеди Христовы.
Какой вред может причинить тебе тот, кто захочет  коварствовать против тебя?.. Отнимет у тебя имение? Но ещё прежде его угрозы тебе повелено презирать богатство и так отвращаться от него, чтобы никогда ничего подобного и не просить Господа.
Ввергнет ли  тебя в темницу? Но ещё прежде темницы заповедано так жить, чтобы уже  распяться всему миру.
Злословят ли тебя? Но Христос...за одно незлобие обещает тебе великую награду и сделал тебя настолько непричастным досаде и огорчению, что даже повелел молиться за врагов.
Гонит ли тебя и окружает бесчисленным множеством зол? Но тем самым тебе  сплетает  блистательный венец. Убивает ли тебя и закалает? И через это опять приносит тебе величайшую пользу,  поскольку готовит для тебя мученические награды, ускоряет твой путь в безмятежное пристанище, доставляет тебе случай получению большого воздаяния и содействует тебе откупиться от общего суда.
Это-то всего и удивительнее, что наветующие люди не только нимало не вредят тем, которым стараются вредить. но ещё делают их через то славнее. Что может сравниться с тем благом, когда мы изберем такую жизнь, - одну добродетельную жизнь?"
Святитель Иоанн Златоуст  объясняет  нам: "Если бы Спаситель сказал просто, что добродетельный  непреодолим,  а порочный скоро изнемогает, то Его речь не имела бы такой силы, какую она теперь имеет,  когда для выражения Своей мысли Он употребил камень, дом, реки. дождь, ветры и тому подобное. И всяк слышай словеса Моя сия, и не творяй их, уподобится мужу уродина (безрассудному),  иже созда храмину свою на песке ( Мф.7:26).
В самом деле, что может быть безрассуднее того, кто строит дом на песке, подьемлет труд, но плода и спокойствия не получает, а вместо того несёт наказание?
А что и преданные пороку много трудятся, то всякому известно. И хищник, и прелюбодей, и клеветник приносят много трудов и беспокойств, чтобы свое нечестие привести в исполнение; но  этих трудов не только не получают никакой пользы, но ещё терпят великий вред. Так и Павел, намекая на это, говорит: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление (Гал. 6: 8). Такому-то сеятелю подобны и те, кто на песке строят: на блуде, роскоши, на пьянстве, на гневе и на всем прочем."
4. Святитель Иоанн Златоуст  рассказывает нам,  как трепетали иудеи перед апостолами, проявлявшими твёрдость камня в своих проповедях о Христе Воскресшем.
"Вот как бессилен порок! - восклицает Святитель, - ..Видишь ли камень, посмеивающийся волнам? Видишь ли дом неподвижный? И, что всего удивительнее, апостолы не только не страшились всех наветов вражеских, но делались ещё гораздо дерзновеннее и своих врагов ввергали в большое беспокойство. Тот, кто ударяет в адамант, сам поражается; тот, кто идёт против рожна, сам прободается и получает жестокие раны...
Порок бывает тем слабее, чем более вооружается против добродетели.
И как тот, кто берет огонь в одежду, пламя не погашает, а одежду сжигает, так и тот, кто гонит добродетельных, притесняет и заключает в узы, их через то самое делает блистательнее, а себя самого губит.
И подлинно, чем больше потерпишь несчастий, ведя строгую жизнь, тем сделаешься крепче; чем более станешь держаться любомудрия, тем менее будешь иметь нужды, а чем менее будешь иметь нужды, тем более укрепляешься и всех превосходишь".
Святитель Иоанн Златоуст  рассказывает нам про Иоанна Крестителя, о том, как  даже после смерти его боялся царь Ирод.
"Видишь  ли камень, видишь ли как легко храмина, построенная на песке, распадается? - обращается к нам Святитель. - Как легко она уступает напастям? Как легко зыблется, хотя бы она принадлежала царю, хотя бы народу, хотя бы властелину? Порок последователей своих делает безрассуднейшими; и храмина, построенная на  песке, распадается не просто, но с великим бедствием...
Но и прежде того порочный будет проходить жизнь самую несчастную,  сопряженную с непрерывными печалями, на что указывая,  Премудрый говорит: Нечистивый бежит, когда никто не гонится за ним.  (Притч. 28:1)
Действительно, такие люди трепещут теней, подозревают друзей, врагов, рабов,   знакомых и  незнакомых, и таким образом прежде вечных ещё здесь терпят жесточайшее мучение. Показывая  все  это,  Христос  и сказал: И было  падение его великое."
"Таким образом, и настоящими бедствиями сильно убеждая самых упорных неверных избегать  порока, - обьясняет  нам Святитель Иоанн Златоуст,  - Он (Господь) сделал приличное заключение своим благим заповедям. ( Всякого кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному ( Мф.7: 24).")
Хотя слово о будущем и важнее, но людей  слишком одебелевших, изображение  настоящего ( И было  падение его великое) более могло обуздать и отклонить от порока...
Итак, зная все это, как настоящее, так и будущее, будем убегать порока и поревнуем о добродетели, чтобы нам не вообще и не напрасно трудиться, но чтобы и в настоящей жизни насладиться безопасностью, и в будущей сделаться причастниками славы, которую все мы да сподобимся получить  благодатию  и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь."


Рецензии