25. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
И бысть, егда сконча Иисус словеса сия, дивляхуся народи о учении Его. (VII: 28)
Святитель Иоанн Златоуст акцентирует наше внимание на том, что "... судя по тяжести предложенных заповедей и по высокости повелений, народу следовало бы болезновать и придти в уныние; но такова была сила Учителя, что Он многих пленил и привёл в величайшее удивление, и сладостью Своих слов убедил не отступать от Него и тогда, когда перестал говорить. Даже и тогда, когда Он уже сошёл с горы..."
"В самом деле, - замечает Святитель.- если книжники бросали в Иисуса Христа камни, и изгоняли тогда, как Он уже самыми делами доказывал Свою власть... то с народом ничего такого не случилось. Так, когда сердце и ум бывают доброго расположения, тогда легко убеждаются словами истины.
В след Его идяху народи мнози; то есть последовал за ним не кто-нибудь из начальников и книжников, но те только, которые чужды были лукавства и имели искреннее расположение. Во всем Евангелии видеть можно, что только эти последние прилеплялись к Нему...Когда Он говорил, они безмолвно слушали и ничего не прибавляли к словам Его, не прерывали их, не искушали Его и не искали случая уловить Его, подобно фарисеям; и по окончании проповеди, с удивлением следовали за Ним."
После Нагорной проповеди Господь подтверждает свое могущество исцелением прокаженного.
Сшедшу ему с горы, прииде прокажен, глаголя: Господи, аще хощещи, можещи мя очистить ( Матф. VIII, 1, 2)
"Велико благоразумие и вера пришедшего! - восклицает Святитель.-
Он ( прокаженный) не прервал учение, не старался протесниться сквозь собрание... И не просто, но с великой горячностью и, как говорит другой евангелист, на колену припадая перед Ним (Мрк. I 40), просит Его, просит с искренней верою и с надлежащими о Нем мыслями. Аще хощещи, можещи меня очистить.
Не сказал: Господи, очисти, или помолись обо мне Богу, но все препоручает Его власти, Его воле предоставляет исцеление, и свидетельствует о Его высочайшей власти.
Господь не сказал: очистися, но - хочу, очистися, - так что понятие о могуществе Христовом становится уже не мнением прокаженного, но мыслию самого Христа."
Святитель подчёркивает, что словами хочу, очистись Господь утверждает изумленным слушателям мысль о своём могуществе.
2. Святитель Иоанн Златоуст продолжает: "Спаситель не просто сказал хочу очистись, но и простерши руку, коснулся его, - что особенно достойно исследования".
Этим Господь показал, что Он выше закона, запрещающего прикасаться к нечистым; и что
для чистого нет ничего нечистого.
"...Рука через прикосновение к проказе не сделалась нечистою; между тем тело прокаженного от святой руки стало чисто".
Далее, излечив тело прокаженного, Христос повелевает об этом никому не сказывать, но показаться священнику и принести дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им ( Мф. 8:4)."
... Через прокаженного Спаситель предохраняет нас от гордости и тщеславия, а через других (свидетелей исцеления) внушает нам чувство признательности и научает во всех делах возносить хвалу Господу.
Так как люди обычно, находясь в сильной болезни, вспоминают о Боге, а получив исцеление от неё, предаются беспечности, то Он, повелевая и во время болезни, и во время здравия непрестанно иметь в мыслях Господа, говорит: Воздай славу Богу!" (Ин. 9: 24)
3. По закону только священник мог при очищении прокаженного вернуть его в число чистых.
Во освидетельствование им -
значит, - поясняет Святитель, -
"в обличение, обвинение и в доказательство, если они ( фарисеи) не хотят вразумиться."
Продолжая, Иоанн Златоуст, наставляет нас за все благодарить Бога.
"Благодарность ничего Ему не прибавляет, между тем нас приближает к Нему...
Памятование о благодеянии и непрестанное благодарение есть самое лучшее средство сохранить благорасположение к себе.
Вот почему и страшное и столь спасительное Таинство, совершаемое во время наших собраний, называется Евхаристией (благодарение)... за то, что Он был распят и пролил кровь за нас и Самого Себя предложил нам в пищу и пиршество духовное?..
Итак, станем же благодарить за благодеяния, не только нам оказанные, но и другим; таким образом мы в состоянии будем истребить зависть, и утвердить любовь и сделать её искреннейшей".
По словам Святителя, "такое благодарение освобождает нас от земли, переселяет на небо и делает из людей Ангелами".
"Так и мы непрестанно станем благодарить Бога, - призывает нас Святитель Иоанн Златоуст, - за свои и за чужие, за малые и великие блага. Хотя бы дар был и мал, но он становится велик потому, что дарован Богом; или, лучше, - нет малого ни одного из Его даров, не потому только, что они от Него сообщаются, но и по самому своему свойству, и, не говоря уже о всех прочих благодеяниях Божиих, которые своим множеством превосходят песок, что может сравниться с домостроительством спасения нашего?
...Для нас Бог сам все сделал: и даровал нам Сына Своего, и соделал нам быть благодарным за то через Таинство Евхаристии.
...таким образом, никто столько не старается сделать нас совершенными, великими и во всем благопризнательными, как сотворивший нас Бог. Потому то Он благодетельствует часто и против воли, и ещё чаще - без ведома нашего."
Святитель приводит пример многострадального жития апостола Павла, как тот "просил Господа удалить от него искушения;
Однако же Бог, взирая не на прошение, а на пользу, и показывая это, говорил: Довольно с тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи.
( 2 Кор.12:9)."
Святитель объясняет нам, что "иудеев ничто столько не губило, как их неблагодарность; и не что другое, как эта именно неблагодарность, повергала их столь многим и частым казням, она ещё прежде растлила их душу. Надежда неблагодарного,- говорит Премудрый, - растает, как зимний иней ( Прём. 16: 29)
Неблагодарность также делает душу нечувственной и мертвенной, как холод тело. Это происходит от гордости и оттого, что почитают себя достойными благодеяния.
Смиренный же будет благодарить Бога не за благо только, но и за то, что считается противным; и чтобы он не терпел, он не будет думать, что потерпел незаслуженно...
Чем острее у нас зрение, тем более познаем, как далеко мы отстоим от неба. Подобным образом, чем более будем преуспевать в добродетели, тем больше научаемся познавать, как велико расстояние между Богом и нами.
А немалая мудрость, когда можем сознавать, чего мы стоим.
Тот наиболее знает самого себя, кто считает себя за ничто".
Святитель Иоанн Златоуст приводит нам в пример Авраама и Давида, которые, "когда вошли на высшую ступень добродетели, тогда особенно явили добродетель смирения: Авраам называл себя землею и пеплом (Быт. 18: 27), а Давид - червем (Пс. 21: 7). Подобно им все святые считали себя ничтожными...
Подлинно ничто столь не препятствует человеку познать себя, как прилепление к житейскому; и наоборот, ничто столько не побуждает его прилепляться к житейским делам, как неведение самого себя...
Как любящий внешнюю славу и слишком приверженный материальным благам, как бы ни старался не может познать самого себя, так, напротив, презирающий земное успешно познает самого себя...
А познавший самого себя через то самое будет преуспевать и во всех других добродетелях.
Итак... познавши свою бедность, станем оказывать всевозможное смирение и любомудрие, чтобы получить нам и настоящие и будущие блага благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу слава, держава и честь со Святым и Благим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Свидетельство о публикации №224071500739