26. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  26.
Вшедшу же Ему в Капернаум. приступи к нему сотник. моля Его и глаголя:
Господи,  слуга  мой лежит расслаблен, люте стражда (Мф. VIII, 5, 6).

У сотника, который просил исцеление тяжкоболящему слуге, была тоже пламенная вера,  как у  прокаженного.
По мнению Святителя Иоанна Златоуста она была гораздо большей, "нежели какую имели свесившие расслабленного сквозь кровлю. Так как Он ясно знал, что довольно и одного повеления, чтобы восстал лежащий...
И что же делает Иисус? То, чего прежде никогда не делал... Сам предупреждает желание сотника и обещает не только исцелить, но и придти в его дом.
Это Он делает для того, чтобы мы познали добродетель сотника...
Итак. Что говорит сотник? Несмь достоин, да под кров мой внидеши  (ст.8) Но только рцы слово, и  исцелеет слуга мой..
Смотри, как и сотник, подобно прокаженному, имеет надлежащее понятие о Христе. Потом, опасаясь, чтобы Он по смирению не отказался, говорит: ибо аз человек есмь под власти, имый под собою воины. И глаголю сему: иди, и идет; и другому: прииди, и приходит; и рабу моему: сотвори сие, и сотворит ( ст.9)".
" ...Когда сотник сказал такие слова и засвидетельствовал о такой власти Спасителя, тогда Он не только не осудил его, но и одобрил. И даже более, нежели одобрил...
Он даже удивился; и не только удивился. Но в присутствии всего народа представил другим в пример для подражания. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры .
( ст. 10)".

2 - 4. По мнению Святителя сотник не был иудеем, это видно из того, что он сотник, так и из сказанного о нем:
Ни во Израиле толики веры обретохом.
"Подлинно, весьма много значило, - продолжает Святитель,  -  что он имел столь высокую мысль о Христе. Мне кажется, он имел представление о воинствах небесных, или о том,  что болезни,   смерть и все прочее так же подчинено Христу, как ему самому воины...
И обрати внимание на то, как ясно он показал, что Христос  может управлять  смертью как рабом, и повелевать как Владыка. Когда он говорит: иди, и идет, прииди, и приходит, то  выражает  этими словами такую мысль: 'Если Ты повелишь смерти не приходить к нему, она не придёт.'
Видишь ли, какую он имел веру? Он уже ясно открыл то, что впоследствии всем всем должно было открыться,  то есть, что Христос имеет власть над жизнью и смертью, и может во врата ада низводить  и возводить. И не только упомянул о воинах, но  и о рабах, что служит знаком большого послушания. Но, несмотря на то, что он имел  столь великую веру, он почитал себя еще  и недостойным...
Он пришёл искать телесного здоровья слуге, а возвратился, получив Царствие.
Как скоро сотник явил великую веру и смирение, Христос даровал ему небо и, сверх того, возвратил здоровье его слуге."

5. Святитель Иоанн Златоуст  ещё раз обращает наше внимание, что  'великому и чудному делу ( исцеление слуги) немало содействовал  сотник, что и Христос, показывая, сказал: Иди, и как ты веровал,  да будет тебе! Видишь, как исцеление  слуги  обнаружилось и силу Христову, и веру сотника... Но ты взирая не на то  только, что один уверовал, а другой исцелился, но и подивись скорости, которую показывая, евангелист говорит: И выздоровел слуга его в тот час и о прокаженном сказал, что он тотчас очистился. Христос являл силу не только через исцеление, но и через то, что производил его нежданно и мгновенно. И не этим только приносил Он пользу, но и тем, что во время совершения чудес часто предлагал учение о Царствии и всех привлекал к Нему.
Святитель объясняет на примере сотника, что  многие от востока до запада (язычники) уверуют в Него.
Ибо многие будут первые последними и последние первыми ( Мф. 19:30) Это Господь сказал для того, чтобы и последние не предавались беспечности, как не имеющие сил возвратиться, и первые не надеялись бы на себя, как твёрдо стоящие."
'Итак, если стоим, не будем надеяться на себя, продолжает свое назидание Святитель Иоанн Златоуст, - но будем говорить себе: Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.(1Кор. 10:12); а если лежим, то не будем отчаиваться, но будем говорить себе: Разве упав, не встают ( Иер. 8: 4)? Действительно, многие, достигнув до  самой высоты неба, показав всякое терпение, живя в пустынях и не видав женщины даже во сне, но несколько невзрадев, преткнулись и дошли до самой бездны зла. Другие,  напротив, из этой бездны возвысились к небу и от позорища и от места пляски обратились к жизни ангельской и столь великую явили добродетель, что изгоняли демонов и совершали много других знамений.
Такими событиями исполнено Писание, такими примерами исполнена наша жизнь...
Если и теперь,  когда и законы существуют,  и наказанием угрожают, когда многих возбуждает слава, когда ожидается геенна и обещается Царствие, когда злые осуждаются, а добрые восхваляются, - если и теперь некоторые едва решаются на подвиги добродетели, то, по уничтожении всего этого, что воспрепятствует всеобщему растлению и гибели?"

6. Святитель Иоанн Златоуст призывает нас: "Итак, познав коварство дьвольское, будем, возлюбленные, бодрствовать и, оставив всех этих противников истины,  будем шествовать тесным путем с упованием и страхом; со страхом - по причине стремнин, отовсюду предстоящих; с упованием же - потому,  что Иисус предходит перед нами. Пойдем с трезвостью и бодрствованием. Если кто- либо ненадолго вздремлет, тотчас низринется. Мы не осмотрительнее Давида, который, несколько вознерадев, низвергнулся в самую бездну греха...
Итак. рассмотрим, как тот блаженный муж изнемог, и как он восстал в скором времени. Какой же был образ изнеможения? Он учинил прелюбодеяние  и убийство."
Святитель говорит нам, что добродетель мужа (Давида) увеличивает и вину его: неодинаково ведь осуждается все во всех. Сильные, - говорит Писание - сильно будут истязаны (Прем. 6:6)
И, тот, который знал волю господина своего, и не исполняющий, бит будет много (Лк.и 12: 47). Следовательно, большее ведение служит причиной большего наказания. Поэтому иерей, впадающий в одинаковые грехи с подчиненными себе, не одинаковым с ними подвергается наказаниям,  но гораздо тягчайшим".

7. Святитель Иоанн Златоуст  ещё раз нам обьясняет, что царь Давид совершил прелюбодеяние и  "двойное убийство, как потому, что был убит был обиженный, так и потому, что было велико достоинство согрешившего."
"Не одно и то же значит, - продолжает Святитель, - когда отваживается на такие преступления человек, удостоившийся Духа, столько облагодетельствованный, имеющий великое дерзновение, притом в таком возрасте, - и когда то же самое делает тот, кто лишён всего этого.
И при всем  том, доблестный этот муж достоин величайшего удивления. Потому именно, что он, ниспадши в самую глубину зла,  не упал духом, не отчаялся и не остался ниц лежащим, получив от дьявола столь опасную рану, но скоро   даже тотчас, и с великою силою нанес ему более опасную рану, нежели какую получил...
Подлинно, не столько тогда открывается мужественная и твёрдая душа, когда кто-либо без падений пробегает путь ( потому что таковой имеет спутником своим благую надежду,  возбуждающую, ободряющую, укрепляющую и делающую его ревностнейшим),  сколько тогда, когда кто-либо, после бесчисленных венцов,  многих трофеев и побед, претерпевая крайний урон, опять может вступить на прежние пути."
Святитель  продолжает историю падения и восстания Давида: "Вообразите,  что какой- нибудь мореплаватель,  бывший на бесчисленных морях, проплывший все море, после многих бурь, подводных камней, стал бы утопать при самом входе в пристань, и едва с нагим телом избег бы этого опасного кораблекрушения: в каком он будет расположении к морю, к плаванию и морским опасностям? Не обладая особенно сильным характером, захочет ли он когда- нибудь посмотреть на берег, на корабль, на пристань? Не думаю. Он скроется, будет лежать, не различая дня и ночи и от всего отказываясь, - предпочтет лучше жить милостыней, чем приняться за прежние труды.
Не таков был блаженный Давид; но после бесчисленных трудов и подвигов, претерпев ужасное кораблекрушение,  не скрылся, извлек корабль, распустил паруса, принялся за прежние труды - и опять собрал богатство, больше прежнего...
Много было для Давида побуждений к отчаянию: во- первых, великость греха; во- вторых, то, что он потерпел это крушение не в начале жизни, когда больше надежд, а под конец; в- третьих, то, что он претерпел это уже после всего, как собрал великое богатство.
Кроме всего терпел худое мнение народа,  а  равно и лишение столь блистательной славы.
Не столь украшали его порфира,  сколько покрывало пятно стыда...
Но доблестный муж, извлекши из души все стрелы, столько после того просиял, так омыл пятно, так очистился, что и по смерти заглаждал грехи своих потомков..."

8. "Итак, имея такие примеры,- горячо призывает нас Святитель Иоанн Златоуст, -  будем  бодрствовать и остерегаться от падения. Если же и случиться нам пасть, то не будем лежать..
Если даже такой праведник (Давид), несколько вознерадев, подвергся таким страданиям и получил такие раны, то чего не потерпим мы, каждодневно предающиеся беспечности?
...Представь, сколько... пролил он слез, сколь великое явил раскаяние, день  и  ночь испуская источники слез и омывая ими постель, и сверх того,  облекаясь во вретище. Если же для него
было потребно такое поведение, то как можем спастись  мы, несмотря на множество преступлений, не имеющие сокрушения? Кто ещё имеет великие добродетели, тот удобно может покрыть ими грехи; неимеющий добродетелей, откуда бы ни был поражён стрелой, получает смертельный удар.
Итак, чтобы этого не случилось, вооружим себя добрыми делами и, если учиним какое преступление, будем очищать себя, чтобы, проведя настоящую жизнь во славу Божию, удостоиться нам наслаждения будущей жизни, которую все мы да сподобимся получить благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Рецензии